Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций

Краткое описание

В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Вложенные файлы: 16 файлов

№ 1 Лекция.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 10 Лекция.doc

— 202.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 11 Лекция.doc

— 166.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 12 Лекция.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 13 Лекция.doc

— 180.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 2 Лекция.doc

— 149.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 3 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)


Лекция 3

Логистические системы и их классификация. Методология  исследования

План темы

  1. Понятие системы. Логистические системы и их классификация 
  2. Методология исследования логистических систем
    1. Системный подход в логистике
    2. Кибернетический подход в логистике
    3. Прогностика в логистике
  1. Понятие системы. Логистические системы и их классификация

На практике существует огромное множество систем. Логистическая  система является частным понятием по отношению к общему понятию  системы. Поэтому вначале необходимо дать определение общему понятию системы, а затем определить, что мы будем считать логистической системой и, какие логистические системы существуют.

В энциклопедическом  словаре приведено следующее  определение понятия «система»: «Система (от греч. – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».

Существует четыре основных свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать  системой.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Все системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое качество (эмерджентность). Эмерджентными являются свойства системы, которые не присущи составляющим ее элементам, рассматирваемым отдельно, вне системы. Эмерджентность – это эффект организации, который является результатом возникновения между элементами синергетических связей. Синергетическая связи при кооперированных действиях независимых элементов системы обеспечивает увеличение их общего эффекта до значения большего, чем сумма эффектов этих элементов, действующих независимо.

Совокупность систем чрезвычайно многообразна. Системы могут быть живые и неживые, общественные и технические, естественные и искусственные, а также с регулятором и без регулятора. Любые системы могут быть классифицированы по комплексу признаков. Так, совокупность гор всего мира представляет собой систему естественную, неживую, без регулятора; биосфера – систему естественную, живую, с регулятором; мировой технический потенциал – систему искусственную, техническую, с регулятором; хозяйственно-экономическую мировую систему – искусственную, общественную, с регулятором.

Любая система не существует сама по себе, она не только относится  к определенному виду, но и занимает конкретную ступень в иерархической ранжировке систем. Чем выше уровень, тем сложнее и сильнее система, тем выше ее живучесть.

Уровневая иерархия систем отдельных видов доказывает определенную самостоятельность каждой системы на всех уровнях.

Таблица 1

Схема иерархии уровней организации

 в производственно-хозяйственной  системе

Степень сложности объекта

Объект

Научная дисциплина, изучающая объект

Макросистема

Мировая хозяйственно-экономическая  система

Экономика мирового хозяйства

Сверхсложная система

Национальная экономика страны

Экономикс

Сложная система

Отрасль хозяйства

Отраслевая экономика

Система

Фирма (предприятие)

Экономика фирмы

Подсистема

Производство, отдел, цех, служба

Организация производства

Микросистема

Рабочее место

Эргономика 


 

Понятие логистической  системы. Принципы построения логистических  систем

Логистическая система  представляет собой упорядоченную  структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде лоигстического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции.

Логистическая система может допускать относительную изолированность от внешней среды в информационном аспекте (ноу-хау, коммерческая тайна и т.д.); в материально-энергетическом аспекте границы ЛС должны быть абсолютно проницаемы (возможность установления хозяйственных связей ограничивается лишь существующим законодательством и интересами самой фирмы).

Логистическая система  характеризуется следующими свойствами:

  • Способность взаимодействия с окружающей средой;
  • Наличие органа управления;
  • Управляемость системы;
  • Вариантность поведения;
  • Наличие информационных коммуникаций как в самой ЛС, так и между системами и средой;
  • Наличие контуров обратных связей в каналах информации;
  • Целенаправленное поведение системы.

Логистическая система обладает внутрисистемными связями со внешней средой. Внутрисистемные связи обычно имеют циклический характер, поскольку отражают стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами.

Уровень охвата логистическими системами  может варьироваться от регионального до межрегионального, от отдельной фирмы до народного хозяйства страны. Организационная структура логистических систем обусловлена видом отрасли и принятой концепцией управления, размерами предприятий и масштабами их деятельности.

Основные принципы построения логистических систем, которые наиболее полно сформулировал канадский ученый Р. Робертсон:

  • Все технологические операции как по производству, так и по его материально-техническому обеспечению должны быть непосредственно связаны со стратегией развития фирмы;
  • В каждой фирме целесообразно создавать специализированную логистическую структуру, ведающую снабжением, транспортом, управлением запасами, складированием, информацией о закупках, при этом отвечать за результаты работы данной структуры должно одно лицо;
  • В фирме должно быть в наличии как необходимое и достаточное информационное обеспечение, так и опыт его квалифицированного использования;
  • Снабженческо-сбытовые службы фирмы должны быть укомплектованы специалистами, обладающими теоретической подготовкой в сфере логистики, а также навыками ее практического применения;
  • Каждая фирма должна иметь надежные связи со своими смежниками и партнерами, а также отлаженные связи между собой и окружающей средой и между внутрифирменными подразделениями;
  • Работу производственных подразделений фирмы целесообразно оценивать по конечному результату (рост получаемой прибыли, объем реализации и т.д.);
  • Главным ориентиром деятельности фирмы должно быть достижение оптимального уровня обслуживания потребителей;
  • Фирма должна иметь тесный контакт с большим числом малых предпринимательских структур, что повышает надежность и бесперебойность материально-технического обеспечения;
  • Необходим постоянный поиск возможностей увеличения объемов партий продукции, что способствует увеличению прибыли;
  • Необходимы поддержание значимости и престижа как снабженческо-сбытовых структур, так и их работников, гласная оценка и поощрение их деятельности.

Исходя из самой логистической  концепции в любой фирме логистическая  структура, независимо от ее размера, должна отвечать за планирование, управление, контроль потока товаров и материалов как внутри фирмы, так и за ее пределами. Организуя снабжение и сбыт как единый комплекс материального обеспечения производства, логистическая структура фирмы должна добиваться снижения затрат на изготовление продукции, повышать приспосабливаемость фирмы к запросам рынка и гарантии клиента.

Логистические системы классифицируются по следующим признакам:

      • По масштабу сферы деятельности логистические системы подоразделяют на макрологистические системы, мезологистические системы и микрологистические системы.

Макрологистическая  система включает в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры транспортные организации разных ведомств, в различных регионах. В качестве таковых можно рассматривать транснациональные корпорации, трансконтинентальные фирмы, региональные промышленные объединения, территориально-производственные комплексы.

Иерархия макрологистических систем может выглядеть следующим образом:

  1. Международные межконтинентальные системы охватывают этапы логистического процесса, протекающего на разных континентах.
  2. Трансконтинентальные системы складываются в пределах одного континента.
  3. Транснациональные системы функционируют на всей территории одной страны.
  4. Межрегиональные системы охватывают логистические процессы, протекающие в двух и большем числе регионов: между областями, краями, автономными республиками.
  5. Региональные крупные системы функционируют в одном крупном регионе.
  6. Узкорегиональные системы функционируют в одной области, крае, автономной республике.
  7. Городские системы функционируют в границах одного города.
  8. Межрайонные системы охватывают логистические процессы, протекающие в двух и большем числе районов одной области, края, автономной республики.
  9. Районные системы функционируют внутри одного района.

Построение макрологистических систем и управление ими способствуют решению следующих задач:

    • Выработка общей концепции распределения продукции;
    • Выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организация технологии транспортного процесса;
    • Определение рациональных направлений движения материальных потоков;
    • Выбор пунктов поставки и партнеров-поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоносителей;
    • Определение границы зоны обслуживания, обеспечивающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»;
    • Проектирование и организация сети складских систем: центральных, региональных, перегрузочных, с учетом оптимизации материальных потоков.

Микрологистические системы тоже иерархичны: можно говорить о логистических системах предприятия, производства, цеха, участка, рабочего места.

Микрологистическая  система строится с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем. По функциональному назначению микрологистические системы подразделяются на системы первого и второго уровней.

Микрологистическая  система первого уровня отражает логистику предприятия, охватывающую как внутрипроизводственную деятельность предприятия, так и его внешние контакты и связи; она охватывает все этапы микрологистического процесса, приведенные на рис. 2.

Микрологистическая  система второго уровня отражает внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует процессы планирования, производства, сбыта и снабжения, транспортно-складских и загрузочно-разгрузочных работ внутри предприятия. Эта система охватывает лишь те этапы микрологистического процесса, которые на рис. 2 охвачены пунктирной линией.Этапы макрологистческого процесса осуществляются в общественном производстве адекватно по стадиям. (рис. 1.).



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Связь этапов макрологистического процесса со стадиями общественного производства

 


 


 






 

 

 

 

Рис. 2. Этапы микрологистического  процесса


 

В течении последних десятилетий, в хозяйстве наиболее экономически развитых стран и в мировом хозяйстве в целом наблюдается процесс структуризации больших групп предприятий в конгломераты, связанные единой логистической системой. Такие конгломераты получили название корпораций или финансово-промышленных групп (ФПГ), так как в конгломерат обычно входит крупный банк и имеет место объединение финансового и промышленного капиталов.

Указанные корпорации могут  быть национальными (охватывают одну страну) и транснациональными (ТНК), внедряясь  в хозяйство многих стран. Процесс  образования подобных конгломератов разного уровня получил название корпоратизации. В области финансового капитала также наблюдается процесс корпоратизации – создание крупных международных банковских объединений.

№ 4 Лекция.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 5 Лекция.doc

— 117.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 6 Лекция.doc

— 169.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 7 Лекция.doc

— 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 8 Лекция.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 9 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ВОПРОСЫ к экзамену.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Prognozirovanie_-_metod.zip

— 198.67 Кб (Скачать файл)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"