Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа
Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов продвижения и эффективного распределения товаров.
Актуальность вопроса выбора каналов продвижения очевидна, так как это имеет большую практическую значимость для становления фирмы, как независимой конкурентоспособной и сильной организации.
Ведение
1.Технология выбора каналов продвижения 3
2. Анализ технологии выбора каналов продвижения на примере ЧУП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» 8
2.1 Маркетинговая характеристика ЧУП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» 8
2.1.1Историческая справка 8
2.1.2 Форма собственности, отраслевая принадлежность, ведомственная подчиненность ЧУП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» 9
2.1.3 Цели предприятия и цели маркетинга 11
2.2 Маркетинговая характеристика каналов продвижения продукции ЧУП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» 12
2.2.1 Виды и средства рекламы, используемые ЧУП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» 12
2.2.2 Инструменты стимулирования сбыта 15
2.2.3 Использование персональной продажи и подходов по связям с общественностью 17
3. Рекомендации по повышению эффективности продвижения товаров ЧУП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» 20
Заключение 25
Список использованных источников: 27
Степень гармоничности номенклатуры может быть оценена с разных позиций: с точки зрения конечного использования, технологии производства, особенностей потребления, каналов распределения, сфер применения, сегмента потребителей и др. Показатель гармоничности рассчитывается путем соотнесения количества сопоставимых, т.е. гармоничных ассортиментных позиции из всех ассортиментных групп и подгрупп к общему количеству ассортиментных позиций, т.е. к насыщенности товарной номенклатуры:
Кг = Qг / Н * 100%,
где Кг — коэффициент гармоничности; Сг — количество гармоничных ассортиментных позиций; Н — насыщенность номенклатуры.
Коэффициент обновления товарной номенклатуры — это показатель, отражающий инновационную деятельность предприятия, степень изменения товарной номенклатуры с учетом изменения требований потребителей, развития научно-технического прогресса, деятельности конкурентов и др.
Для расчета показателя определяется количество новых ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах и подгруппах, производство которых было освоено предприятием в течение рассматриваемого периода — обычно в течение года.
Коэффициент обновления рассчитывается путем соотнесения количества новых ассортиментных позиций всех ассортиментных групп и подгрупп к насыщенности товарной номенклатуры:
К0 = Qн /Н * 100%,
где К0 — коэффициент обновления; Qн — количество новых ассортиментных позиций; Н — насыщенность номенклатуры.
Рекомендуемый коэффициент обновления существенно различается в разных отраслях. Для удержания имеющихся позиций в мобильных, быстроразвивающихся, высокотехнологичных отраслях (IТ-индустрия) необходимо поддерживать коэффициент обновления номенклатуры на уровне более 50 %. Высокий коэффициент обновления характерен и для таких высококонкурентных и формирующих моду отраслей, как производство одежды, обуви, аксессуаров, косметики. В стабильных отраслях (приборостроение, машиностроение) достаточно высоким является коэффициент обновления на уровне 10-20 %[2, с.170].
1.2 Решения в области товарного ассортимента
Изменение широты номенклатуры
Расширение номенклатуры — освоение выпуска товаров новых ассортиментных групп. Решение по расширению номенклатуры может быть принято при наличии возможностей освоения выпуска других товаров. Оно требует от предприятий расходов на приобретение нового оборудования или переналадку существующего, переквалификацию кадров, поиск новых источников сырья и материалов и др.
Процесс производства нового товара схематически представлен на рисунке 2.
Сужение номенклатуры — прекращение производства некоторых ассортиментных групп товаров. Такое решение может быть принято в связи с переходом предприятия на узкую специализацию либо по причине снижения экономической эффективности деятельности на конкретном рынке вследствие появления более агрессивных конкурентов, современных и доступных по цене товаров-заменителей.
Изменение длины номенклатуры
Сокращение ассортиментных групп становится неизбежным, поскольку ассортиментная группа имеет устойчивую тенденцию со временем увеличиваться и достигать критического размера. Удлинение одних ассортиментных групп может сопровождаться одновременным сокращением других.
Удлинение ассортиментных групп осуществляется путем увеличения количества входящих в них ассортиментных подгрупп или марок.
Удлинение ассортиментных групп или товарных линий происходит путем применения стратегии наращивания.
Наращивание — это стратегия освоения производства новых изделий для новых целевых рыночных сегментов предприятия. Различаются три разновидности этой стратегии: наращивание вниз, вверх и двустороннее наращивание.
Наращивание вниз — начало производства товаров более низкого качества по более низким ценам для сегмента экономных потребителей.
Наращивание вверх — начало производства товаров более высокого качества по более высоким ценам для более требовательных потребителей. Сложность реализации этой стратегии заключается в том, что компания должна значительно улучшить качество выпускаемого товара, что осуществляется за счет совершенствования каждой его составляющей: оборудования, сырья, материалов, условий производства, мастерства персонала и т.д. Поэтому в большинстве случаев стратегия реализуется путем слияний и поглощений небольших компаний, выпускающих уникальный товар для состоятельных потребителей в условиях мелкосерийного или единичного производства.
Двустороннее наращивание — стратегия, ориентированная на предложение товара, наряду с существующим позиционированием, в более низком и более высоком ценовых диапазонах одновременно, т.е. работа со всеми сегментами потребителей.
Насыщение — это добавление в ассортиментной группе новых изделий. Однако в отличие от стратегии наращивания, ориентированной на тот же сегмент рынка, реализуется за счет незначительных изменений дизайна, набора свойств и функций товара, например, разрабатываются модели часов в водонепроницаемом исполнении, с питанием от солнечных батарей, сверхлегкие по весу и т.д. При этом поддерживается единый ценовой диапазон товаров[2, с. 174].
Расширить ассортимент можно также за счет последовательного выведения позиций на рынок: с самого начала определяется размер ассортимента например, 9 видов, но на рынок выходят с 5 видами, а затем постепенно добавляются заранее запланированные виды; это может быть специальной задачей компании (не перегружать покупателя большим ассортиментом, привлекать внимание покупателя за счет новинок) или носить вынужденный характер по причинам ограниченных финансовых ресурсов, проблем с упаковкой, сырьем, оборудованием, или когда с точки зрения каналов распределения большой ассортимент сразу вывести на рынок сложно.
Также сейчас все чаще можно встретить стратегию постоянного обновления: компания ставит задачу периодически вводить новинки, дополняя или заменяя наименее продаваемые. Она используется, когда потребители ждут новинок и благосклонно к ним относятся, характерна для товаров, ориентированных на детей и молодежь — жевательная резинка, газированные напитки, чипсы, сухарики и т.д. В том случае, когда выпуск новинок привязан к сезону, вводится термин "вкус сезона", который дает покупателям информацию о том, что это временная позиция, которая по окончании сезона будет заменена другим видом.
Следующая стратегия - расширение к сезону: в случае ярко выраженной сезонности спроса, связанной со временем года, компания может увеличивать ассортимент к сезону и сокращать по окончании сезона. Когда потребление продукта ограниченное, большой ассортимент не играет для потребителей важного значения, а для предприятия экономически менее выгодно распределять небольшой объем продаж на большое количество ассортиментных позиций, наоборот, с ростом продаж в сезон потребление продукта резко увеличивается, и возникает потребность в выборе и разнообразии. Сезонность спроса и соответственно использование данной стратегии характерно для таких продуктов, как прохладительные напитки, мороженое, квас, лекарства от простуды и т.д.
Далее следует назвать стратегию реагирования на рынок: компания отслеживает тенденции моды, которые проявляются в цвете, вкусах, формах и т.д. и проводит соответствующие изменения в ассортименте, вводя новые позиции и удаляя виды, которые уже не модны. Эта стратегия отличается от стратегии «постоянного обновления» тем, что заранее компания не определяет сроки обновления и не знает, какой вид будет популярным[6, с.15].
1.3 Анализ и управление ассортиментом
Анализ ассортиментной политики предприятия
Под этим понятием в данном случае понимается расчет соответствующих показателей ассортимента, их изучение. В результате этих действий необходимо сделать соответствующие выводы об эффективности проводимой предприятием ассортиментной политики.
Необходимо отметить, что весь вышеизложенный теоретический материал является результатом видения вопроса со стороны маркетинга. Существует также понятие анализа ассортиментной политики с точки зрения общего анализа хозяйственной деятельности предприятия. Он начинается с изучения жизненного цикла товара, что также необходимо учитывать маркетологам.
Классический жизненный цикл продукта можно представить в виде последовательных этапов, начиная с идеи создания нового вида продукта или совершенствования старого (этап зарождения) на основе пожеланий потребителей или внутрифирменных исследований (см. рис. 1.3.1).
При разработке и проведении ассортиментной политики надо учитывать, что один и тот же продукт на разных рынках может находиться на различных стадиях жизненного цикла. На практике большинство компаний торгуют несколькими продуктами на разных рынках. В этом случае часто используется понятие «продуктовый портфель», под которым понимается совокупность продуктов, выпускаемых компанией. Продуктовый портфель должен быть сбалансирован и включать продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, что обеспечивает преемственность производственно-сбытовой деятельности организации, постоянное получение прибыли, снижает риск неполучения ожидаемой величины прибыли от реализации продуктов, находящихся на начальных стадиях жизненного цикла [10, с. 322].
Бизнес-анализ позволяет провести проверку идеи на возможный объем продаж, а тест-маркетинг дает возможность проверить живучесть продукта на части рынка. Проверка прибыли от продаж, анализ затрат на производство позволяют перейти к процессу коммерциализации, т.е. к выпуску нового продукта, реализация которого позволит достичь точки окупаемости инвестиций.
При хозяйственном анализе товара последовательно изучаются и оцениваются типы продукции, их качество, характеристика, услуги, сопутствующие продукции, их новые виды и формирование цен:
- Анализ типов продукции. Принято отличать производство предметов широкого потребления от производства продукции для промышленности. Среди товаров широкого потребления выделяют прежде всего продукцию каждодневного спроса, «обдуманные» покупки и специфические. Промышленные товары классифицируются прежде всего по исходным материалам (сырье) и составляющим элементам. Сопутствующие элементы (фурнитура и услуги) очень полезно подразделять, как и товары широкого потребления, на базовую
- Рисунок 1.3.1 Жизненный цикл товара
Примечание. Источник [9, с. 84]
(основную) и специализированную продукцию. Эти квалификационные характеристики не могут быть отделены от характеристик потребителей данной продукции.
- Анализ качества товара. Оценка качества товара — это рассмотрение соответствия его параметров техническим стандартам. Продукция может быть высочайшего технического качества (т.е. не иметь никаких дефектов сборки) и тем не менее быть низкого качества с точки зрения маркетинговой стратегии. В общем коммерческое качество продукции зависит от его способности выполнять свои функции, т.е. удовлетворять потребителя. Измерение качества предполагает перечисление возможности достижения функций продукта и определение предполагаемого клиента.
- В понятие возможных потребительских функций входят длительность, изменяемость, точность, простота в использовании, в уходе, устойчивость и сопротивляемость к ударам и пр. Наиболее важным показателем является соблюдение сроков поставки. Именно этот фактор показывает, что качество нельзя путать с просто техническими данными продукции.
- Анализ характеристик продукции. В основном производители определяют стандартную продукцию, которая может быть укомплектована по выбору клиента тем или иным числом элементов.
- Анализ услуг, сопутствующих продукции. Можно отметить, что конкуренция осуществляется на уровне услуг, сопутствующих данной продукции. Эти службы могут предлагать доставку-установку материалов, ремонт и поддержку в рабочем состоянии, техническое обслуживание, доступ к лабораториям, клубам пользователей, обучение персонала, гарантии, информацию (каталоги или информационное подсоединение), удобство условий оплаты и складирования. Все эти услуги могут помочь в понимании такого понятия, как «тотальное качество», и выявить стратегию дифференциации.
- Анализ новизны товара. Поскольку обновление продукции осуществляется все быстрее, этим и объясняется, по мнению некоторых исследователей, невозможность использования такого понятия, как кривая жизни продукции. Однако очень полезно уточнить понятие «новизны продукции».
- Анализ цен товара. Даже если цены представляются наименее значительным элементом в дифференциации товара по отношению к товарам конкурентов, они тем не менее остаются основным элементом, так как никакая дифференциация не может выдержать сравнения даже с незначительным снижением уровня цен. Анализ цен товара на немонополизированном рынке, очевидно, может осуществляться только в сравнении с ценами конкурентов, т.е. с ценами товара с теми же или подобными характеристиками качества [7, с.49].