Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы внимательно изучить теоретические особенности концепции стратегического менеджмента в современной организации, ознакомится с процессом стратегического менеджмента, с методами построения стратегии предприятия, а также понимать суть и структуру стратегического планирования и управления организацией, а также проанализировать особенности стратегической деятельности торговой сети «Евроопт».
Введение …………………………………………………………………………….3
1 Теоретические особенности концепции стратегического менеджмента в современной организации ……………………………………………………..….. 7
1.1 Общая концепция стратегического менеджмента ……………………….…...7
1.2 Процесс стратегического менеджмента в организации ……………………..10
1.3 Эффективность стратегического менеджмента ……………………………...12
1.4 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента …........................13
2 Стратегическое планирование и стратегическое управление организацией ..14
2.1 Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика …………………………………………………………….…….…14
2.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия ………....16
2.3 Стратегия предприятия и методы ее построения …………………………....19
2.4 Структура процесса стратегического управления и планирования ………..27
2.5 Выбор приемлемого плана разработки стратегии предприятия, его оценка и контроль ………………………………………………………………………...…..31
3. Стратегическая деятельность предприятия ………………………………..….33
3.1. Особенности стратегической деятельности торговой сети «Евроопт» …..33
3.2. Характеристика факторов внешней среды ……………………………....…..34
3.3. Маркетинг……………………………………………………………….….….35
3.4. Кадры ……………………………………………………………………..……36
3.5. Анализ внешней и внутренней среды торговой сети «Евроопт» ………….36
3.6. Выбор стратегии торговой сети «Евроопт» ……………………………..…..39
Заключение …………………………………………………………………………41
Список использованных источников ………………………………………….….43
Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред; макроокружение, непосредственное окружение и внутренняя среда.
Макроокружение создает общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него и других предприятий границы допустимого и недопустимого. Подобно тому, как атмосфера по разному действует на человека, так и макроокружение в разной степени влияет на организации в зависимости от уровня ее «здоровья».
Макроокружение по отношению к предприятию выступает:
-
как причина и условие
-
как предпосылка, вызывающая
Состав макроокружения, групп факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации, приводятся ниже.
1.
При анализе экономических
2.
При анализе политических
3.
Руководство организации
4. Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, организация как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.
В нашей стране целый ряд факторов социальной среды приобрел особое значение. К ним относятся обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок, изменение общественных ценностей.
5.
Анализ международных факторов
приобрел большое значение для
отечественных организаций
После
определения основных факторов макроокружения
компании целесообразно провести их анализ.
Основой анализа служит информация, содержащаяся
в информационных изданиях, журналах,
полученная в ходе обсуждении и т.д., а
также мнения и заключения экспертов [19,
с. 66].
2.4.
Структура процесса
стратегического управления
и планирования
Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.
На
рисунке 1 представлена принципиальная
схема процесса стратегического управления:
Процесс стратегического планирования включает:
-
определение миссии
- формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;
- оценку и анализ внешней среды;
- оценку и анализ внутренней структуры;
-
разработку и анализ
- выбор стратегии.
Процесс стратегического управления помимо стратегического планирования включает также:
- реализацию стратегии;
- оценку и контроль выполнения стратегии.
Таким образом, стратегическое планирование является одним из компонентов стратегического управления.
Стратегическое управление иногда рассматривается как синоним термина «стратегическое планирование», однако это не так – стратегическое управление помимо стратегического планирования содержит механизм реализации решений. Процесс стратегического управления может быть описан как логический, систематический подход для создания главных решений в организации [18, с. 390].
Остановимся подробнее на рассмотрении всех основных компонентов процесса стратегического управления:
1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
2. Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей:
- количественные цели;
- качественные цели;
- стратегические цели;
- тактические цели и т.д.
Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это:
- положение организации на рынке,
- инновационная деятельность,
- уровень производительности,
-
наличие производственных
- степень стабильности,
- система управления,
- профессионализм персонала,
- социальная ответственность.
Как свидетельствует передовая отечественная практика, наиболее значимыми в рыночных условиях являются финансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и экономическую устойчивость предприятий.
3.
Анализ и оценка внешней среды.
Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов:
- макросреды;
- непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как:
- состояние экономики;
- правовое регулирование;
- политические процессы;
- природная среда и ресурсы;
-
социальная и культурная
-
научно-технологический
- инфраструктура и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:
- покупатель;
- поставщик;
- конкуренты;
- рынок рабочей силы.
4. Анализ и оценка внутренней структуры (среды). Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.
Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям:
- кадровый потенциал;
- организация управления;
- финансы;
- маркетинг;
- организационная структура и т.п.
5.
Разработка и анализ
6.
Реализация стратегии.
Случаи,
когда предприятия оказываются
не в состоянии осуществить
- неверно проведенный анализ и ошибочные выводы;
- непредвиденные изменения во внешней среде;
-
неумение фирмы вовлечь в
Успешной же реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:
-
цели и мероприятия стратегии
должны быть хорошо
-
необходимо иметь четкий план
действий по реализации
7. Оценка и контроль стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии являются логическим завершающим процессом в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает обратную связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями. Средством обеспечения такого соответствия является контроль, который имеет следующие задачи:
-
определение системы
- оценку состояния параметров контролируемого объекта;
-
выяснение причин отклонений
параметров объекта от
Информация о работе Концепция стратегического менеджмента в современной организации