Менеджмент и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат

Краткое описание

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента ШПОРА.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

1. МЕНЕДЖМЕНТ  И ЕГО СПЕЦИФИКА

 

Английский термин «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а термин «менеджер» в переводе обозначает «руководитель».

 

Менеджмент – обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое является в свою очередь самостоятельным видом профессиональной деятельности.

 

Сфера менеджмента – это деятельность предприятий, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов. Объект менеджмента – хозяйственная деятельность, предприятие в целом или его отдельное подразделение.

 

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.

 

Менеджер реализует функцию руководства.

 

Он осуществляет мероприятия по интегрированию системы управления в единое целое, координации действия ее составляющих компонентов. Обязанность менеджера – обеспечение согласованности и единства системы управления как целого. Качества, необходимые современному менеджеру: коммуникабельность, ответственность, исполнительность, стратегическое и оперативное мышление, профессиональная подготовка.

 

Стадии управления.

 

1. Стратегическое  управление – выработка целей  управления, прогнозирование и перспективное  планирование действий по управлению.

 

2. Оперативное  управление – своевременное принятие решений в связи с меняющимися условиями внешней и внутренней среды организации.

 

3. Контроль –  сопоставление достигнутых результатов  с планом и выработка корректирующих  мер для устранения нежелательных  ошибок и последствий деятельности.

 

Сферы действия менеджмента:

 

– экономическая;

 

– социально-психологическая;

 

– правовая;

 

– организационно-техническая. Экономическая сфера деятельности – управление производственным процессом. Деятельность менеджера заключается в координации материальных и трудовых ресурсов для достижения поставленных целей при наименьших затратах.

 

Социально-психологическая сфера деятельности – это прерогатива менеджеров всех уровней. Действия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между коллективом и отдельными работниками.

 

Социально-психологическая сфера основывается на уровне развития социальных отношений в обществе (уровень образования, культура, традиции, обычаи).

 

Правовая сфера менеджмента отражается в законодательстве и правовых актах, государственном регулировании предпринимательства и в праве создавать фирмы и предприятия.

 

Организационно-техническая работа менеджера заключается в постановке целей и задач, обеспечении ресурсами, организации работы и контактов с исполнителями и контролировании их деятельности, стимулировании труда работников.

 

Основная задача менеджмента – обеспечение прибыльной, эффективной работы всех подразделений предприятия в целом, достижение поставленных задач деятельности.

 

2. ОСОБЕННОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ

 

Понятие «управление» имеет следующие основные формулировки:

 

1) функция организованных  систем разнообразной природы, обеспечивающая  сохранение их структуры, поддержание  процесса деятельности, выполнение  их программ и целей деятельности;

 

2) установление  цели и результата ее достижения при помощи необходимых способов и средств;

 

3) исполнение  мероприятий, обеспечивающих желаемое  функционирование объекта, приводящее  к определенной цели;

 

4) процесс формирования  целей и способов их достижения;

 

5) применение  причинно-следственных отношений, в результате которых поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);

 

6) воздействие  на объект, улучшающее функционирование  или развитие данного объекта;

 

7) процесс целенаправленного  воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности. Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие.

 

Объект управления – то, на что направлено воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

 

Особенности процесса управления.

 

1. В основе  процесса управления лежат властные  полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

 

2. Управление  – процесс, выполняемый непрерывно  во времени и пространстве.

 

3. Управление  – целенаправленный процесс, требующий  глубокого анализа, разработки и  постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.

 

Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

 

Две интерпретации понятия «управление»:

 

1) как процесс  управления организацией – управленческая  деятельность;

 

2) как механизм  управления.

 

Процесс управления и механизм управления должны соответствовать друг другу и цели управления как виду деятельности.

 

Процесс управления не может быть выполнен любым механизмом управления и механизм управления не может реализовать любой процесс управления.

 

В практической деятельности это представляет собой единую и неразрывную деятельность – управление.

 

При изучении и исследовании управления допустимо разделение на процесс и механизм реализации процесса.

 

Управление осуществляется только объективно существующими процессами (объектами), устойчивыми в смысле предсказуемости для объекта-управленца.

 

Понятию «управление» сопутствует понятие «качество управления». Характеристики реального управления всегда отличаются от идеальных, предписанных вектором целей управления.

 

Оценка качества управления всегда субъективна, т. к. субъективен выбор множества частых целей управления.

 

В случае конфликтного управления одним и тем же объектом со стороны разных субъектов вопрос о качестве управления становится многозначным, поскольку сложно оценить все критерии управления.

 

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ШКОЛА А. ФАЙОЛЯ

 

Родоначальником административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926). Главная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно осуществлять свою деятельность.

 

Принципы управления, сформулированные А. Файолем.

 

1. Разделение  труда, т. е. специализация, необходимая  для результативного использования  рабочей силы, применительно к  управленческому и исполнительскому  труду.

 

2. Дисциплина. Эффективным  средством воспитания дисциплины  является личный пример руководства. Необходимо установить общие правила для членов коллектива и контролировать их выполнение.

 

3. Единоначалие. Единоначалие обеспечивает единство  точки зрения, единство действия  и единство распорядительства.

 

4. Единство руководства. Виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и следовать единому плану.

 

5. Власть и  ответственность. Власть и ответственность  взаимосвязаны между собой.

 

6. Подчинение  частных интересов общим. Интересы  работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.

 

7. Вознаграждение. Стимулирование труда работников  должно быть справедливыми, и  каждый работник должен знать, за что он получает вознаграждение и в каком размере.

 

8. Стабильность  рабочего места для персонала. По мнению А. Файоля, слишком сильная  текучесть кадров является одновременно  и причиной, и следствием плохого  управления.

 

9. Инициатива, т. е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Файоль считал, что подчиненные должны получить возможность проявить личную инициативу, т. к. это стимулирует их к более эффективной деятельности.

 

10. Порядок, т. е. «всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем месте». Работник должен знать свои обязанности, меру ответственности и соблюдать должностные инструкции.

 

11. Справедливость. Лояльность и верность персонала  должны обеспечиваться уважительным  и справедливым отношением администрации  к подчиненным. Необходимо вовремя разрешать конфликтные ситуации, стараться не допускать назревания конфликта.

 

12. Централизация. Файоль говорит о степени концентрации  или рассредоточения власти в  зависимости от сложившихся обстоятельств.

 

13. Скалярная  цепь, т. е. «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком скрупулезное следование ей может помешать эффективному управлению.

 

14. Корпоративный  дух, т. е. принцип «в единении  – сила». А. Файоль считал, что в организации должна быть хорошо развита корпоративная культура, каждый работник должен понимать цель деятельности организации, ее миссию и свою роль для достижения поставленных целей.

 

Особенность использования принципов: их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется процесс управления. В связи с этим число принципов управления неограниченно.

 

4. ЭМПИРИЧЕСКАЯ  ШКОЛА И ШКОЛА «СОЦИАЛЬНЫХ  СИСТЕМ»

 

Основными представителями эмпирической школы менеджмента являются П. Р. Дэвнс, А. Слоун младший, А. Чандлер и др.

 

Особенность эмпирической школы: стремление приблизить теоретические исследования к практике с помощью определения принципов организационного управления, которые формируются в виде наставлений, указаний, инструкции, примерного устава менеджерской деятельности.

 

В работах представителей этой школы отражается стремление синтезировать главные идеи основных школ наряду с выработкой рекомендаций по вопросам организационной структуры компаний, мотивации поведения людей, проблемам коммуникаций и т. п. на основе принципов, созданных «классической» школой научного управления. Представители этой школы анализируют также социометрические и психологические аспекты управления.

 

Наиболее известными представителями школы «социальных систем» являются Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник и др., которые разрабатывают системный подход к вопросам организации управления, обращая преимущественное внимание на соотношение частей системы с системой в целом и на взаимозависимости значительного числа переменных факторов. Центральным методологическим понятием оказывается понятие связи или связующих процессов. Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие и принятие решения, главным интегрирующим фактором организации считается цель. Представители этой школы стремятся выявить постоянные элементы всякой организации:

 

«организационные универсалии», присущие различным системам. Это стремление опирается на использование в анализе социальных процессов кибернетики, математических методов и т. д.

 

Ключевая цель представителей школы «социальных систем» заключается в создании универсальной и нормативной теории организационного управления.

 

Однако существуют расхождения во взглядах отдельных ее представителей. Так, Г. Саймон, разбирая множество подлежащих системному исследованию переменных, придает основное значение изучению их влияния на принятие решения, доходя до отождествления понятий принятия решений и управления.

 

Ф. Селэник придает первостепенное значение влиянию переменных на цели и задачи организационных систем, уделяет существенное внимание механизмам, соединяющим воедино организации и группы с различными целями, много внимания уделяет проблемам взаимосвязи конфликта и организации.

 

Англичанин А. Райс занимался исследованиями в области индустриальной социологии. Вопросы конкурентоспособности, экономичности, оперативности производственной организации становятся весьма актуальными, что предопределяет детальный анализ ей положения во внешней, быстро меняющейся среде.

 

Производственная организация рассматривается как система, погруженная в более общую организационную среду, равновесие которой имеет предопределяющее значение для выживания данной организации.

 

Для производственной организации важную роль играет исследование роли ее технического и технологического базиса в межличностных отношениях.

 

 

 

5. ШКОЛА НАУЧНОГО  УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА

 

Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.

 

Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.

 

Основные принципы Фредерика Тейлора.

 

1. Научное изучение  каждого отдельного вида трудовой  деятельности.

 

2. Отбор, тренировка  и обучение рабочих и менеджеров  на основе научных критериев.

 

3. Сотрудничество  администрации с рабочими.

 

4. Равномерное  и справедливое распределение обязанностей.

 

Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы.

 

Тейлор считает, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном. Он считает, что планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования.

Информация о работе Менеджмент и его специфика