Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.
В таблице 4 представлено разнообразие способностей, которые оценивают у себя учащиеся профтехшколы, наибольшее число «средних» и «ниже среднего» оценок опрашиваемые дали своим способностям в области гуманитарных наук: 62,3% и 8,4%, соответственно. Музыкальные и художественные способности ниже среднего оценили - 25,0% и 21,7%.
Эту тенденцию можно обнаружить и у опрашиваемых учащихся, которые высказали, например, свое отношение к художественной литературе. 36,6% сказали, что она их интересует, 58,7% «нет», остальные не ответили. Из ответивших 18,8% предпочитают современную отечественную литературу; 14,5% - русскую классику, 12,7% - зарубежную классику.
Среди литературных жанров предпочтения сложились так;
I. | Анекдоты | 28,6% |
II. | Фантастика | 26,8% |
ш. | Боевик | 23,9% |
IV. | Детектив | 15,9% 15,9% |
V. | Рассказ | 10,1% |
VI. | Сатирические произведения | 9,1% |
VII. Исторический роман - 8,7%
VIII. Романтическая литература - 8,0%
IX. Документальная литература - 4,7%
X. Реалистическая повесть -4,1%
XI. Поэзия, религиозная литература - 3,3%
XII. Мелодрама - 1,8%
XIII. Мемуары -1,1%
Может сложиться впечатление, что современные учащиеся профтехшколы - вполне читающая категория. Многие смогли назвать целый ряд произведений Чехова, Гоголя, хуже - Достоевского (только 2 - «Преступление и наказание» и «Идиот»). Из зарубежной классики - Шекспира «Ромео и Джульетта» (большинство) и «Гамлета».
Наши попытки найти литературного героя, как образца для подражания, не увенчались успехом. Лишь 15,9% ответили, что такой образ есть. Но только один человек указал его - это Раскольников, а 35,0% ответили, что у них нет своего любимого литературного героя, остальные не ответили. Увы, художественная литература практически «не участвует» в формировании характера учащихся.
Резюме:
- абсолютными характеристиками идеала для подражания являются качества: доброта, честность, смелость, умение постоять за себя;
- 54,3% считают себя верующими;
- образцом для поведения у большинства учащихся являются родители и их родственники;
- учащихся очень затрагивает то, как их поведение воспринимается окружающими;
- наибольшее число «средних» и «ниже среднего» оценок опрашиваемые дали своим способностям в области гуманитарных наук;
- художественная литература главным образом «не участвует» в формировании характера учащихся.
Вывод.
Как показало исследование, среди учащихся профтехшколы сегодня больше всего представлены дети квалифицированных и неквалифицированных рабочих,
почти у каждого третьего мать - домохозяйка. Не прослеживается зависимость между профессией родителей и выбором ребенком специальности. Материальный достаток учащихся невысок. Многие дети из семей группы риска.
В системе социальных ценностей учащихся профтехшколы доминирует модель жизненного благополучия, но в то же время отдается предпочтение моделям самореализации и успеха. Вселяют оптимизм и надежду высокие позиции, которые занимают в жизненных устремлениях профтеховцев их желания иметь хорошее образование и интересную, увлекательную работу.
Непосредственно в самом процессе образования обнаружился ряд проблемных ситуаций. Многие учащиеся не связывают свою будущую профессиональную карьеру с той специальностью, которую осваивают в настоящее время. Низок интерес к целому ряду предметов. По мнению учащихся, на результаты обучения в большей степени влияет их отношение к учебе, нежели уровень преподавания. У многих учащихся есть проблемы во взаимоотношениях с преподавателями и сверстниками.
В жизненных кредо учащихся преобладают положительные кредо. Авторитет родителей остается высоким. Идеалы характеризуются лучшими человеческими качествами. Более половины учащихся считают себя верующими. Снижается уровень гуманитарной культуры учащихся.
Таким образом, социальный портрет современного учащегося профтехшколы не только дает представление об основных характеристиках личности обучающегося, но и показывает проблемы, над которыми следует задуматься педагогам, мастерам производственного обучения, психологам и менеджерам системы начального профессионального образования с тем, чтобы сосредоточить на их решении усилия и оказать воспитанникам своевременную квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку.
Б)Необходимо проанализировать набор учащихся в профлицей за последние несколько лет. Тенденция…
Заключение
Завершающим этапом в подготовке кадров профессионального образования является трудоустройство выпускников. Комплектование контингента обучающихся по прямым договорам позволило довести показатель трудоустройства в целом по системе начального профессионального образования до 76% (без учета поступивших в высшие и средние учебные заведения — 11% и призванных в Российскую армию для прохождения службы — 7%). Показатель свободного трудоустройства составил 6%.
По г. Сибай цифры несколько иные. За 2005 г. из 375 выпускника дневного отделения -185 были направлены на работу на предприятия и организации города, 73 – поступили в высшие и средние учебные заведения, призвано на военную службу – 54 человека, 63- предоставлено право свободного трудоустройства.
На вечернем отделении учебного центра «Перспектива» подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих в учебных заведениях по хоздоговорам прошли 679 человек. Наблюдается некоторое снижение количества выпускников (связано, я думаю, с демографической ситуацией в стране), но несмотря на это лицей успешно работает (своевременно вписался в рыночные отношения) и реагирует на изменения рынка труда.
В числе основных задач системы начального профессионального образования, которые необходимо решить в связи с ее переходом на региональную стратегию развития, выделим следующие.
Во-первых, осуществление прогноза: сколько и кого готовить в системе профессиональной школы, хотя бы до 2010 года. В условиях неустоявшегося рынка это непросто, но и без знания перспективной потребности в квалифицированной рабочей силе в регионе невозможно предпринимать серьезные шаги.
Во-вторых, сохранение мер по государственной поддержке учреждений начального профессионального образования, в том числе по социальной защите обучающихся и работников этих учреждений.
В-третьих, привлечение работодателей к участию в развитии республиканской системы начального профессионального образования, укреплении учебно-материальной базы учреждений, организации производственной практики.
Для решения этих и других задач каждому учреждению нужно разработать собственную концепцию и программу развития, предусмотрев в ней увеличение объемов профессиональной подготовки и переобучения незанятого населения, внедрение востребованных профилей профессиональной подготовки, развитие широкого спектра платных образовательных услуг наряду с восстановлением шефских связей.
С учетом прогностических требований социального и научно-технического прогресса необходимо построить идеальную модель современного рабочего, своеобразный эталон, к достижению которого должен быть направлен весь комплекс образовательных мероприятий на всех ступенях и этапах формирования рабочего будущего. Комплекс образовательных мероприятий включает:
— перспективы развития предприятий своего региона, новой техники, технологий, организации труда;
— выявление потребности рабочих различного уровня квалификации по профессиям, определение путей реализации этой потребности в своем учреждении с учетом использования собственных ресурсов;
— обоснование необходимых финансовых и других материальных затрат на реализацию нововведений;
— адаптация учебно-программной документации к реальным потребностям личности с учетом региональной специфики, запросов предприятий;
— выявление спроса переподготовки и повышения квалификации рабочих со стороны предприятий.
В этой связи становится необходимым решение двух главных задач: структурно-содержательная модернизация системы профессионального образования в направлении опережающего удовлетворения потребностей рынка труда нашего региона;
превращение системы профессионального образования в равноправную, самостоятельную, востребованную на рынке труда и производства экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей городской инфраструктурой.
Использование маркетинга на рынке образовательных услуг, давно являющееся само собой разумеющимся в странах с развитой рыночной экономикой, уже никем не оспаривается и повсеместно внедряется и в нашей стране. Честно говоря, маркетинговые средства использовались у нас с очень давних пор, в том числе и в советское время, ведь различные объявления о приеме в вуз, поездки представителей вузов по городам и весям, разнообразные подготовительные курсы - это все элементы маркетинга.
В этой работе мы попытались дать хотя бы самое общее представление о современном состоянии теории маркетинга образовательных услуг, а также осветить некоторые аспекты его применительно к городу Сибай.
В данной работе не претендует не только на всеобъемлемость, но даже на законченность, ибо тема ее является чрезвычайно обширной, и осветить все аспекты маркетинга образовательных услуг в рамках одной курсовой работы не представляется возможным. Основные итоги маркетинговых исследований учебного заведения:
1.Обоснована необходимость и перспективность реализации потенциала маркетинга в сфере образования, применительно как к коммерческим, так и к бюджетным (государственным) образовательным учреждениям, в связи с переменами, происходящими в российском обществе. Формирование эффективной, современной рыночной экономики возможно только благодаря масштабным усилиям в сфере образования. Отечественному образованию, в условиях жесткого дефицита государственных ассигнований, необходим цивилизованный, эффективно работающий образовательный рынок, нужно многообразие организационных форм и рыночных стратегий образовательных учреждений, необходимы содействующие им и потребителям их услуг элементы и связи рыночной инфраструктуры, важен маркетинговый подход, ориентированный на успешное удовлетворение образовательных запросов личностей, фирм, социальных институтов и групп, всего общества.
2. Разработана концепция маркетинга в сфере образования, в т.ч. определены его миссия, сфера действия, предмет, роль, объекты, структура задач, состав и функции участников, содержание и направленность маркетинговых отношений, основные принципы и методы маркетинговой деятельности с учетом выявленных принципиальных особенностей этой сферы, а также особенностей существующей в России окружающей маркетинговой среды трансформационного периода.
Итак, в республике создана довольно широкая сеть учреждений профессионального образования, которая способна удовлетворить запросы общества (увидели на примере ПЛ №24). Наша система вполне может проводить подготовку, переподготовку, повышение квалификации незанятого населения для центров занятости и отраслевых министерств.
Мы должны активно реагировать на все происходящие изменения, когда вместо устаревших специальностей приходят новые, сложные, интегрированные, наукоемкие. В этих условиях снимется и проблема трудоустройства наших выпускников.
Т.о. Маркетинговая стратегия, прежде всего, должна формировать особый образ лицея и укреплять его через позиционирование на рынке и связи с общественностью. Оценка деятельности должна основываться на единых критериях: на востребованности выпускников и качестве их подготовки.