Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 03:04, курсовая работа
Цель исследования: изучить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
- определить сущность и критерии творческого развития;
- изучить возможности развития творчества в младшем школьном возрасте;
- выявить пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………............. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………... 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих
способностей младших школьников……………………………………... 6
1.2. Пути развития креативности ребёнка в процессе обучения в начальной
школе……………………………………………………………………… 12
1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте на
различных уроках………………………………………………………… 18
1.4. Принципы построения работы по развитию креативности у младших
школьников во внеклассной деятельности……………………………... 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………...….. 27
2.1. Методика исследования особенностей развития креативности младших
школьников………………………………………………………….….... 27
2.2. Описание результатов используемых методик и методов изучения
креативности учеников 3 класса и учителей 2 и 3 класса……………...... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...... 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………...….
Придумай новое приключение Колобка. Нарисуй комикс.
7. Как можно изобразить доброго кота с помощью разных материалов и техник?
Упражнение на развитие гибкости мышления.
Упражнения на развитие оригинальности мышления.
Упражнения на развитие способности дополнить изображение известного образа.
При выполнении подобных упражнений дети, как правило, делятся на две команды. Одной команде дается, например, задание придумать, как соединить свойства вилки, ложки и ножа в одной вещи, другой команде — соединить в одном предмете свойства точилки, карандаша и резинки. Команды рисуют, лепят, режут, клеят, обсуждают и находят интересные решения. Затем члены команд приступают к обсуждению работ. Первая команда внимательно рассматривает рисунок и старается найти изъяны у изобретателей. Изобретатели имеют право на защиту. Если решение задачи имеет смысл, оно засчитывается как правильное. Если критика правильная, балл засчитывается команде оппонентов. Затем вторая команда пытается найти недостатки в работе первой команды.
Дается следующее задание. Одной команде - изобразить Красную Шапочку, другой — волка, так чтобы изображения не были похожи друг на друга. Внутри команды допустима взаимопомощь. Снова идет критика и защита работ, подсчет очков, выявление победителей.
Большинство представленных упражнений занимают не более 10-15 минут. Однако дети с большим удовольствием учатся создавать новое и интересное, а следовательно, овладевают способами творческого мышления.
Некоторые из упражнений можно дать как основное задание и посвятить ему одно или несколько занятий [4, с. 53].
Тест развития логических операций:
1.У сапога есть всегда...
2. В теплых краях живёт... Олень, волк, верблюд, пингвин.
3. В году... 24, 3, 12, 4 месяца.
4. Месяц зимы... Июнь, январь, март, ноябрь.
5. В нашей стране не живёт... Аист, соловей, страус, синица.
6. Отец старше своего сына... Редко, иногда, всегда, часто.
7. Время суток... Год, месяц, день, понедельник.
8. У деревьев всегда есть... Цветы, плоды, корень, тень, листья.
9. Время года... Август, осень, утро, каникулы.
10. Пассажирский транспорт...
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, пруд.
3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.
4 Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет.
5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
7. Окружность, треугольник, указка, квадрат.
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
1. Окунь, карась...
2. Метла, лопата...
3. Лето, зима...
4. Огурец, помидор...
5. Сирень, орешник...
6. Шкаф, диван....
7. Июнь, июль...
8. День, ночь...
9. Слон, муравей…
10. Дерево, цветок…
овощ сорняк, цветок, роса, земля, яблоня
морковь забор, грибы, груши, колодец, врач
ученик очки, больница, палата, больной
ваза клюв, чайка, гнездо, перья, хвост
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
светлый сухой, скользкий, теплый, солнечный
время стекло, темпера тура, кровать, врач
мотор река, маяк, парус, волна, берег
9. стол пол
скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди
10. стул игла
деревянный острая, тонкая, короткая, стальная.
[7, с. 73].
Информация о работе Развитие креативности младших школьников в учебно-воспитательном процессе