Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 03:02, курс лекций
1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.
2. Структура социологического знания.
3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.
4. Социологическая концепция марксизма.
5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.
6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.
Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.
В основе традиционного действия лежат, прежде всего: привычки, ритуалы, традиции, которые не всегда осмысливаются. Аффективное действие основано на эмоциях и чувствах, как положительных, так и отрицательных. В основе ценностно-рационального действия – сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого независимо от успеха. В основе целерационального действия лежит стремление достичь успеха, добиться выгоды через точный расчет целей и средств деятельности. В разных ситуациях может происходить сочетание нескольких или всех упомянутых типов действия, т.е. в «чистом», идеальном виде на практике они не всегда существуют. Строго говоря, лишь ценностно-рациональное и целерациональное типы действий полностью относятся к социальным, т.к. имеют дело с осознанным смыслом. Говоря о ранних типах общества можно отметить, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, в индустриальном обществе – целе-и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого. По Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления и образ жизни людей в целом.
Многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности, во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакция, связана с определенными традициями. Поэтому полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично рационально-осознанные поступки, преследующие более или менее ясны и четкие цели. Любое социальное действие должно включать в себя: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которой направлено действие; 6) результат действия.
2. Понятие социальной роли и социального статуса
Статус личности – положение (позиция), занимаемое личностью в обществе в соответствии с профессией, социально-экономичесмким положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Понятие статус характеризует место индивида в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в деятельности и оценку деятельности личности со стороны общества. Эта оценка может выражаться в различных показателях – авторитете, привилегиях, уровне доходов, зарплате, премиях, наградах, званиях, славе.
Статусный набор – вся совокупность статусов, характеризующих данную личность. В этой совокупности чаще всего выделяют главный, или доминирующий статус личности, наиболее характерный для индивида. Чаще всего он связан с профессией и должностью.
Различают два вида статусов:
Статус не является неизменным. С течением времени положение человека в обществе может существенно измениться.
Социальная роль – поведение, ожидаемое от некого лица с определенным статусом. Поскольку люди обладают несколькими статусами сразу, повседневная жизнь оказывается смешением многочисленных ролей. Ряд ролей, закрепленных за отдельным статусом, Р. Мертон называет ролевым набором. Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность с ее потребностями и интересами. Различают роли социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений, и роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений.
В современном обществе большинство людей выполняют массу обязанностей, продиктованных их разнообразными статусами и ролями, которые могут изматывать как физически, так и эмоционально. Социологи признают существование ролевого конфликта, то есть конфликта между ролями, соответствующими двум или нескольким статусам. Даже те роли, которые связаны с каким-то отдельным статусом, способны налагать на нас взаимоисключающие требования. Ролевым напряжением называется напряжение между ролями, закрепленными за отдельным статусом. Например, директору фирмы нравится поддерживать дружеские отношения с подчиненными, но производственные задачи требуют сохранять дистанцию, необходимую для оценки работников.
Дж. Г. Мид выделил три стадии формирования социальных ролей в процессе развития ребенка: подражания, проигрывания и игры. На первой стадии ребенок копирует действия других людей без понимания их значения и отношений, складывающихся между ним и окружающими. Вторая стадия характеризуется процессом распознавания социальных ролей, исполняемых окружающими, через овладение языком и постепенное обладание способностью отвечать на соответствующие реакции. На третьей стадии у ребенка развивается способность к принятию ролей с точки зрения другого человека и одновременной аккумуляции нескольких ролей.
И. Гоффман разработал концепцию социальной драматургии, описывающую социальное взаимодействие как театральное действо, строящееся на законах драматургии и включающее соответствующее театральное оформление (сцену, актеров и т.д.). Гофман особое внимание уделил обоснованию двойственности социальной роли, т.е. роли для себя и для других, впервые введя понятие самопрезентации.
3. Социализация личности
Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, норм, ценностей, идеалов, образцов поведения, статусно-ролевых стандартов. Это сложный процесс включения индивида в общественные структуры, связи и отношения, в ходе которого он усваивает образцы гражданского поведения и профессиональной деятельности, что обеспечивает нормальное функционирование человека и общества.
Социализация включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ориентиры, ценности и нормы.
В социализации можно выделить две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Адаптация – приспособление человека к требованиям общества, к социальной сфере в целом. Но адаптация еще не обеспечивает максимальной самореализации индивида и полноценного его включения в систему социальных связей. Необходим обратный процесс – интериоризация. Интериоризация – это формирование внутренней структуры личности с помощью усвоения ею норм, ценностей и других компонентов социальной среды во внутренне «Я». Интериоризация формирует индивидуальность, неповторимость духовного мира, своеобразие деятельности, познания и общения личности.
Единство адаптации и интериоризации предполагает высокую степень внутренней активности личности, формирует ее стиль жизни.
Социализация происходит в трех формах: деятельность, общение, самопознание.
Социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь. Э. Дюркгейм считал, что с того момента как мы оказываемся перед необходимостью жизни в обществе, мы должны считаться с определенными правилами. Усвоение этих норм не происходит моментально. Необходимо прохождение нескольких этапов:
а) дошкольный (эмоционально-чуувственное отношение к миру, к другим людям, овладение через игру практическими действиями и навыками, овладение языком);
б) школьный (овладение знаниями, культурой, формирование интеллекта);
в) послешкольный (овладение рабочими профессиями, подготовка к трудовой деятельности);
г) период активной трудовой деятельности (вхождение в трудовой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоения правил деловой коммуникации, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия);
д) период послетрудового существования (переход к более легкому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения).
Кроме того, можно выделять и такие этапы социализации, как младенчество, детство (дошкольное и школьное), отрочество, юность, зрелость и старость. Становление личности в детские, юношеские годы – это процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Но не следует думать, что процесс социализации происходит только в этот период времени и охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность, хотя в юные годы и создается фундамент духовного развития личности. В то же время не стоит и абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в юные годы. Эта основа содержит эмоционально-чувственный компонент и только вступив во взрослую жизнь и включившись в широкий спектр социальных связей, личность осознает конкретно и однозначно, как жить и во имя чего.
Процесс развития социальных свойств человеком не знает возрастных границ, хотя и сохраняется фундамент, сформировавшийся в молодости. Во-первых, меняются социальные роли, даже рождение внуков или выход на пенсию требуют исполнения новых функций, социальных ролей. Особенно бурно протекает социальное развитие 30-50-летних, т.к. меняются должности, новые связи, статусы и т.д. Во-вторых, всякое общество претерпевает изменения, как целостная система социальных связей.
Социологи считают, что социализация в детстве больше связана с мотивацией поведения и формированием ценностных ориентаций. Социализация взрослых направлена на изменение внешнего поведения.
Социализацию на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т.д.
Семья – первый и главный институт социализации, т.к. имеет решающее значение в формировании нравственности, эмоциональности и т.д. в первые годы жизни. Ребенок должен расти в любви, заботе и ласке. Но не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей. Семья первая берется за выполнение образовательных задач. Кроме того, оказываемое ею влияние не заканчивается с подростковым возрастом, а продолжается с той или иной интенсивностью в течение всей жизни. Наконец, отличия одной семьи от другой довольно многочисленны.
Система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки) также очень важный институт социализации. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина.
От успеха социализации зависит насколько личность, усвоив нормы поведения, ценности и пр., сумеет реализовать свои способности и задатки, жить в социальном отношении благополучно. Успехи в человеческой жизни, провалы, чувство обреченности или удовлетворенности, ощущение себя «неудачником» – вот лишь некоторые свидетельства эффективной и малоэффективной социализации личности.
Успех процесса социализации это еще и гарантия того, что новое поколение может занять место старших в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умение, ценности, т.е. другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни (социума). Не эффективная социализация порождает конфликты между поколениями, ведет к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества и потере его ценностей.
У новорожденного есть все биологические предпосылки, чтобы стать дееспособным участником социального взаимодействия, но ни одним социальным свойством врожденно человек не обладает. Социальное не противоречит биологическому и не проистекает из него, с рождения человек получает такую телесную организацию, в которой запрограммирована возможность ее универсального социально-деятельного развития. Социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу. Она развивает социализированные специфические человеческие биологические качества.
Социальный опыт, ценности, совесть – генетически не передаются и не кодируются. Будут ли эти предпосылки реализованы, в какие социальные свойства и качества они воплотятся, зависит от того, с какой средой будет взаимодействовать новорожденный. Вне социальной среды человеческий организм в человека не превращается. Есть многочисленные данные о судьбах детей типа Маугли или Тарзана, оказавшихся в силу разных причин вне социальной среды. Биологически такие дети развивались, но даже элементарных социальных свойств, таких как речь, мышление у них не наблюдалось. Более того, попав позже в социальную среду, они так и не смогли к ней приспособиться (социализироваться) и чаще всего погибали. Но и в этих редких случаях, когда ребенок оказывался в лесу среди животных и выживал, он попадал туда не новорожденным, а имел хотя бы элементарные социальные качества. Например, новорожденный без обработанной пуповины погибнет, есть, двигаться самостоятельно он не может, не держит голову, слабо развит хватательный рефлекс и т. д. Для приобретения всего этого он должен родиться и жить какое-то время с родителями.
В процессе социализации внешний мир влияет на развитие личности как целенаправленно, преднамеренно, так и непреднамеренно. Непреднамеренное влияние это те жизненные уроки, которые личность получает и осмысливает в процессе участия в социальных общностях, участвуя в осуществлении типичных для данного общества моделей деятельности (трудовой, семейной, политической и т.д.). В связи с этим различают направленную и ненаправленную социализацию. Ненаправленная социализация, или стихийная форма, – это перенос и усвоение определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении – в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, покупателей в магазине или на рынке и т.п.