Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа
История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Теперь дело только в их реальном и полном воплощении в жизнь.
Специфика России и ряда других государств
постсоветского пространства в этом
плане состоит в том, что в
отличие от западноевропейских государств,
в которых правовая идеология
правового государства
Разумеется, в каждой стране данный процесс эволюции государства и общества, а вместе с тем - и характера отношений, возникающих между ними, имеет свои особенности. Они обусловлены, с одной стороны, историческими, национальными и другими им подобными факторами, а с другой - местом национального государства, в зависимости от него - и общества, которое они в современном мире занимают, и ролью, которую они играют.
Самостоятельные и самодостаточные государства, а соответственно и национальные сообщества, исходят исключительно из своих внутренних интересов и потребностей, с опорой на национальные и исторические традиции и обычаи. Все иные государства и сообщества, независимо от их красочных наименований ("молодые демократии", "открытые общества" и т.п.), определяют характер своих взаимоотношений под влиянием извне <15>, что особенно ярко проявляется при ориентации в данном вопросе Приднестровья на Российскую Федерацию15.
1.2. Понятие и признаки правового государства
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Как писал выдающийся российский ученый-правовед Олег Емельянович Кутафин: "Честно говоря, мы никогда не были так далеки от правового государства, как сейчас... У нас пока не верят в законы и не уважают их. Поэтому следует последовательно утверждать господство права, результатом которого является правовое государство"16.
Концепция правового государства
у И. Канта сводятся к следующим
тезисам: источником нравственных и
правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей;
человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей
ответственности перед
Юм заложил базу для важнейшего тезиса о равенстве государства и гражданского общества, скорее даже о подчиненности государства нуждам гражданского общества. Без этого великого положения вся конструкция доктрины правового государства остается непонятой, в том числе до наших дней. Конституция страны по Юму и за ним по Канту является главным правовым фундаментом правовой государственности. Можно говорить, что Юм внес самостоятельный вклад в доктрину правового государства.
Государственным органам власти и ведомствам, органам местного самоуправления следует однозначно признать, что вопрос обучения правам человека - не вопрос дискуссий и возможностей, а прямая обязанность государства по выполнению принятых на себя международно-правовых обязательств. Анализируя права, надо с не меньшей настойчивостью говорить об обязанностях. Участие в правовом просвещении населения - одна из функций юридических вузов, органов прокуратуры, Минюста, службы судебных приставов, органов внутренних дел, Общественной палаты и других институтов гражданского общества. Само правовое государство, в котором неукоснительное соблюдение закона всеми, кто в нем живет, разделение властей без фатальных перекосов в сторону какой-либо одной без них, "качественная" демократия в ее непосредственной и представительной формах, социальная защищенность и гарантии для граждан, невозможно без указанных выше явлений.
Движение России и Приднестровья
к гражданскому обществу невозможно
без формирования правовой культуры
и осознания права как
Следует заметить, что процесс формирования гражданского общества, а на его основе - правового государства, так же как и изначальный процесс формирования традиционного общества и государства, - это весьма противоречивый, сложный и довольно длительный процесс, требующий взаимных усилий со стороны как самого общества, так и государства17.
Правовое государство может быть определено не само по себе, а через его взаимоотношения с обществом. Конечно, гражданским, потому что ни при каком другом правовое государство не может существовать. Так же как и гражданское общество не может развиться в полном масштабе, если государство не является правовым18.
Поэтому все определения в учебниках, гласящие, что государство является формой организации общества, неверны по отношению к любому современному государству и вдвойне неверны для характеристики правового государства. Не могут рассматриваться как пригодные для объяснения природы правового государства повсеместно распространенные определения типа: "Государство - это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом".
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием, и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом
виде концепция правового
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:
1) открыть простор всем видам собственности;
2) заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон,
3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено",
4) обеспечить эквивалентный характер обмена,
5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера,
6) не ограничивать инициативу
и предприимчивость. Правовая экономика
и гражданское общество - переход
от распределительного
Правовое государство - это
государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики,
назначение которого - обеспечить свободу
и благосостояние. Оно подконтрольно
гражданскому обществу и строится на
эквивалентности обмениваемых благ,
на фактическом соотношении
Правовое государство - это
демократическое государство, где
обеспечивается господство права, верховенство
закона, равенство всех перед законом
и независимым судом, где признаются
и гарантируются права и
Современное правовое государство
- это демократическое
Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации