Феноменология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций

Краткое описание

В текстах лекций по феноменологии культуры анализируются такие проблемы, как «кризис европейской рациональности», проявившийся к началу ХХ столетия и охвативший естественнонаучные и гуманитарные науки. Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль (1859-1938) много раз и в во все периоды своей научной деятельности обращался к анализу причин этого кризиса. Он анализировал способы его преодоления. Гуссерль полагал, что мы находимся только на пороге формирования философии как строгой научной дисциплины, и потому вопросы метода исследования, основанного на ясных, последовательных и необходимых принципах, считал самыми важными для будущего развития философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Феноменология культуры.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

Здесь имеет значение, в первую очередь, декларированный  рационалистический оптимизм Гуссерля. Он утверждает принципиально неограниченные познавательные способности сознания, и проблема множественности знания имеет здесь своеобразный смысл  – познание мыслится в диапазоне от прирожденного антропологического до трансцендентного (т.е. недоступного в непосредственном опыте), которое дается не в откровении, но в последовательном продвижении к такого рода знанию.

Итак, мы подходим к проблеме описания конкретного сложного пространственного предмета с двух принципиальных позиций. Во-первых, мы опираемся на неудовлетворительные с феноменологической точки зрения  результаты различных философских подходов, во-вторых, позиция объективизма также требует своего прояснения со стороны того, как формируется это псевдореалистическое заблуждение в “естественной установке».

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Гуссерль Э. Кризис  европейских наук и трансцендентальная  феноменология.  Ведение в феноменологическую  философию. СП.., 2004

2.  Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1999

3. Гуссерль Э. Логические  исследования. Т. 2.  Ч. 1. Исследования  по феноменологии и теории  познания. Соб. соч. Т.3 М., 2001(1)

4. Гуссерль Э. Логические  исследования. Т. 1.  Пролегомены к  чистой логике // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994

5. Гумилев Н. Африканский  дневник //Зов Африки. М., 1992

6. Бродский И. Путешествие  в Стамбул.// Город и мир. Л., 1991

7. Мережковский Д. Больная  Россия. Л., 1991

8. Письмо Епифания  Премудрого Кириллу Тверскому // Изборник. М., 1969

 

 

Лекция 3. Проблема времени  в феноменологии. Часть 1. Структуры  первичной памяти.

 

  1. “Феноменология внутреннего сознания времени” Э. Гуссерля как пример конкретного описания феномена. Структура феномена.
  2. Время как основная предметообразующая модификация сознания.
  3. Характеристики объективного  времени.
  4. Редукция реального времени.
  5. Основные понятия теории времени в  феноменологии (поток сознания, точка-теперь, ретенция)
  6. Структуры первичной памяти

 

 

     Итак, посредством  метода феноменологической редукции Гуссерль утверждается на позиции радикального пересмотра   того, что принято называть «объективными вещами». Он показывает, что правильно называть их феноменами, или явлениями, произведенными сознанием. Эти феномены имеют определенную структуру, в которой взаимодействуют  1)  интенциональные предметы, 2) смыслы, или конкретные содержания,  которыми наделяются эти предметы,  и 3) определенные формы сознания, от которых также зависит, какими именно будут эти предметы. Но какие конкретно формы (Гуссерль называет их «модификациями сознания») порождают феномены, благодаря которым они становятся особого рода «реальностями»?  Как сознание продуцирует явления? Первая и основная форма, которая позволяет сознанию реализовывать предметы, - это способность восприятия. Гуссерль подробно описывает восприятие в своем труде “Феноменология внутреннего сознания времени”. Это произведение представляет собой результат обработки ассистентами Э. Гуссерля лекционных курсов, прочитанных им студентам Геттингенского университета и материалов семинаров, проведенных во Фрайбургском университете и «Фрайбургском феноменологическом обществе». Это самое практическое с позиции выполненного феноменологического эксперимента произведение Гуссерля, оно целиком построено на работе с “примером” и обладает тем бесценным преимуществом, что учит нас искусству описания феноменов (у Гуссерля это конкретный случай восприятия звучащей мелодии). Оно имеет особое значение и для понимания самых фундаментальных основ феноменологической теории, и в частности, анализа структуры времени. Подчеркнем еще раз, что “Феноменология внутреннего сознания времени” является осуществленным опытом феноменологического описания, в котором феномен анализируется как особая структура «модифицированных смыслов предметного полагания». Предмет как конструктивная основа феномена в сознании может быть дан («положен») в разнообразных формах («модификациях»). Основная модификация –восприятие предмета. Восприятие, поскольку мы, осуществляя феноменологическую редукцию, уже не можем говорить о простом отражении внешней реальности, представляет чрезвычайно сложный конструктивный процесс сознания. И вот почему. Причиной сложности восприятия является его процессуальный характер, т.е. временное разнообразие, заложенное в его основу. Сознание «реализует» предмет. Но признание предметообразующей природы сознания заключает определенную трудность в изображении того, что для сознания всегда дано как актуально настоящее,  и при этом не может быть иначе представлено, как во временной размерности. Это значит, что время является в описании феномена  либо  неустранимой помехой, либо его следует включить в него как конструктивную, структурирующую явление форму. Описания феноменов, которые производит Гуссерль в “Феноменологии внутреннего сознания времени”, являются принципиально новыми формами дескрипции, основанными на реконструкции внутреннего временного порядка сознания, его производящего.

 При этом феноменологическая  редуктивистская тактика сохраняется  – время понимается не как  свойство “объективной действительности”, как реальное качество “меняющихся вещей”, оно входит в феноменологию как структура самого сознания, как порядок формирования последовательности многообразных предметных единств.

      С точки  зрения реалистической, или объективистской, философии все, что противостоит сознанию, существует от него независимо, по своим собственным законам, и сознание только открывает эти законы. Время в таком случае есть существующее независимое от сознания единство событий,  что-то вроде единой упорядоченной хронологии мира. Образом представления о времени как об абсолютном внешнем порядке может служить ось с нулевой отметкой, относительно которой распределяются события и эпизоды истории, как в учебнике по всемирной истории. Объективное время можно назвать также космическим, или космологическим, или еще  хронологическим порядком.  В объективистской картине мира выявлены все основные  характеристики времени:

  1. линейность – события выстраиваются одно за другим, или совпадают по точкам отсчета;
  2. необратимость: настоящее и прошлое уже совершилось  по определенному сценарию и другим быть не может;
  3. однонаправленность: события чередуются в определенной последовательности, - из прошлого в будущее через настоящее на так называемой стреле времени;
  4. транзитивность: переход событий из прошлого в настоящее и из настоящего  в  будущее;
  5. дискретность: события выделяются в определенные целостности в зависимости от того масштаба, в котором мы их рассматриваем.

    Таким образом,  объективное время совпадает  с хронологией, порядком чередования происходящего, с осью времени, по которой синхронизируются совершающиеся события.

    Однако, при  внимательном отношении к этим  характеристикам обнаруживается, что  они не отражают всех возможных  временных отношений. Например, мы говорим: «то, что есть, станет бывшим»,  нарушая определенный порядок транзитивности мы будущее мыслим как прошедшее. Или «то, что есть, это будущее прошлого». Сознание позволяет нам представлять живым умершего человека, переживать уже совершившиеся события и т.д..  Сознание как будто не всегда четко разграничивает прошлое и воображаемое, будущее часто бывает для нас уже пережитым, прошлое воскресает и переживается как настоящее. Короче говоря, время в действительном своем осуществлении в сознании бывает гораздо более разнообразным, чем это ему позволяется в объективистской последовательности прошлое-настоящее-будущее.

     В науке  были сформулированы парадоксы,  связанные с попыткой выстроить  непротиворечивую концепцию объективного  времени. С появлением теории относительности и квантовой теории некоторые из объективистских характеристик времени оказались несостоятельными. Осуществлялись различные теоретические попытки фундаментально переосмыслить теорию времени. Так Дж. Уитроу, написавший фундаментальный труд  «Естественная философия времени», полагает, что «идея времени /…/ является продуктом человеческой эволюции»15.     Феноменология оказалась в состоянии отразить меняющиеся и усложняющиеся представления о времени.

       Опираясь  на важнейшее для феноменологии понятие интенциональности, Гуссерль исследует способы, какими совершается предметное осуществление в сознании. В “Феноменологии внутреннего сознания времени” отправной точкой исследования служат “первичные импрессии”. В отношении к принципу интенциональности это означает, что в любой момент мы застаем сознание содержательно загруженным (заполненным, занятым, даже засоренным). Сознание изначально не является ни «пустым», ни «чистым». Его содержания – это  переживания в смысле данных в нем актуализированных им предметов, например, восприятие дома, окрестности, ландшафта даже если процесс полагаемых предметов остается незамеченным для самого полагающего.

        Итак, первым шагом к последовательному  анализу восприятия является  редуцирование объективного времени как структуры внешнего порядка, как чистой хронологии, по которой мы синхронизируем и упорядочиваем события, ко времени феноменологическому, т.е. поворот в исследовании ко времени как структуре самого сознания. Примечательно, что один из самых основательных исследователей естественнонаучных концепций времени Дж. Уитроу, высказывается прямо-таки феноменологически: «… наше осознание временных явлений, по-видимому, в первом приближении должно основываться исключительно на фундаментальном и ни к чему не сводимом личном опыте. Тем не менее при дальнейшем анализе становится ясно, что наше восприятие явлений времени, как и восприятие многих других явлений, которые мы иногда рассматриваем как ни к чему не сводимые, является комплексной деятельностью, приобретаемой нами путем обучения. Как мы уже отмечали ранее, мы должны различать между последовательностью представлений и нашим осознанием временной последовательности, которая заключена в них»16. Личный опыт, в котором время является формой упорядочивания предметов восприятия посредством временных отношений, является фундаментом общих для всех представлений о времени, - вот что подчеркивает Уитроу.

    В этом, собственно, и заключается смысл феноменологической  редукции в отношении ко времени:  посредством редукции производится сведение вторичного и производного значения времени к изначальному и фундаментальному временному опыту, и вопрос о том, как функционирует временная конструкция, преобразовывается в проблему «каким образом производится время сознанием».  Время появляется как форма, упорядочивающая многообразие того, что наполняет сознание в каждый момент настоящего. Гуссерль анализирует реальное многообразие содержаний сознания, вводя понятие «поток сознания».

      Поток сознания. Точка-Теперь. Первичные импрессии. Главная проблема в анализе временных структур сознания состоит в том, что «течет «вся сразу»  множественность феноменов, одни феномены прекращаются, другие еще не проявились и в сознании присутствуют как неясный фон, третьи все еще длятся. Поэтому Гуссерль и выявляет «первичные импрессии», т.е. в  непрерывном потоке сознания выделяется «точка “Теперь”«, которая для сознания является опорной, всегда актуальной, непосредственно интуитивно данной. Это – абсолютный временной центр для сознания. Но эта точка-Теперь вытесняется новыми точками-Теперь, образуется их непрерывно возобновляющаяся связь, и - в то же время – увеличивается  расстояние по отношению к новому актуальному «Теперь-мгновению». Из этого абсолютного временного центра сознания – из точки-Теперь – сознание, удерживая содержания воспринятого и присоединяя их к новым восприятиям, – бесконечно обновляющимся в потоке моментов “теперь”, – обнаруживает себя вовлеченным в темпоральную (т.е. временную) стихию. “…темпоральный предмет вместе со своей временной определенностью погружается назад во времени, вследствие чего образуется постоянно увеличивающееся расстояние по отношению ко все заново и заново конституирующемуся актуальному Теперь...”17).

В “Феноменологии внутреннего  сознания времени” Гуссерль рассматривает многообразие потока сознания и ориентирует исследование на описание множества фаз, принадлежащих потоку. Осуществляемый в “Феноменологии внутреннего сознания времени” феноменологический опыт является попыткой перейти к новой феноменологической аргументации – к эксперименту с темпоральным событием.

Понятие потока вводится как некоторая исходная наполненная  самыми разнообразными предметами структура, опираясь на которую Гуссерль описывает  процессуальные события разного  рода: как восприятие, продолжающееся устойчивым образом, или как воспринимаемое, которое постепенно перестает быть данностью интуиции, т.е. непосредственно уже не воспринимается, но присоединяется к таким фазам потока, в которых оно сохраняется в особых формах, или как восприятие предметов, которые осознаются как только-что-бывшие-воспринятыми, но при этом угасающие моменты восприятия еще представляют “живой горизонт Теперь”18.

     За основу  моделирования производства времени  сознанием Гуссерль берет восприятие  и показывает его не как точечное, мгновенное событие, а как длящееся в различных модификациях усилие сознания. Гуссерль опирается именно на восприятие, эту феноменологически первичную структуру сознания потому, что она выступает основой всех последующих многообразных модификаций, в которых “первичный материал” так или иначе, в той или иной модифицированной форме проявляет себя в сознании как его исходная данность.

Итак, в сознании предметы имеют свою длительность, или время  существования  в потоке сознания, они могут угасать, вытесняться из его предметной сферы, оставаться в форме отчетливого или, наоборот, размытого воспоминания. Эти интенциональные, имеющие свою опору исключительно в сознании, предметы являются индивидуальными событиями, изменяющимися или неизменными в своей тождественности и идентичности единствами. В целом интенциональные предметы определяются либо первичным содержанием сознания, на основе которого осуществляются все последующие акты-модификации, при этом само сознание не становится для себя предметом (классический пример – любое восприятие, разворачивающееся по схеме “я вижу какой-либо предмет”), либо эти предметы представлены в соответствии с двойной интенциональной направленностью (на предмет и на собственную производящую этот предмет деятельность), т.е. даны в сознании в полном феноменологическом объеме – когда мы не только что-либо видим, но само это видение тоже «видится сознанием». Эта тонкая понятийная организация исследования дает Гуссерлю возможность различать понятия «временной объект» и «временное конструирование». 

Становится очевидным, что тема «времени», или «темпоральности», или «темпоральных синтезов сознания» входит в феноменологический анализ как обязательный этап исследования.

Редуцируя время как  “объективно текущий временной  поток”, в котором в последовательности и одновременности разворачиваются события истории, Гуссерль сосредоточивает внимание на исследовании темпоральности самого сознания, на такой его функции, которую можно было бы определить значением “временение”. Его аналитический интерес направлен на описание процесса погружения предметов сознания во время, а также  на выявления структур, в которых само сознание конституируется как временное.

Феноменологическая постановка вопроса относительно времени заключается  в том, чтобы научиться описывать порядок, в котором посредством времени выражается взаимодействие единства и множественности предметных содержаний сознания, длительности явлений и последовательности их протекания. Но как разворачивается процесс восприятия конкретного явления в сознании, как настоящее совмещается с его прошлым и, тем более, будущим? В конце концов, вопрос можно переформулировать и в более аффектированной форме: как проблема времени не оборачивается для сознания катастрофой невыразимости. Здесь уместно вспомнить сочувственное внимание Гуссерля к мукам блаженного Августина, которые он претерпевал, пытаясь постичь природу времени. Августина он рассматривает как своего непосредственного предшественника в исследованиях времени.

Информация о работе Феноменология культуры