Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:06, дипломная работа
В период перехода экономики к рыночным отношениям необходимо создание хозяйственного механизма, адекватного современным требованиям развития демократического общества. Особая роль в этом механизме отводится ценам, поскольку именно они в рыночных условиях являются основным индикатором состояния экономики, становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов.
Цена – это важнейшая экономическая категория. Ее сущность проявляется в двоякой роли.
Введение…………………………………………………………………………
1. Теоретические основы ценовой политики……………………………
1.1. Социально-экономическое содержание ценовой политики……………
1.2. Технология формирования ценовой политики……………………………
1.3. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь и в зару-бежных странах…………… …………………………………………..
2. Анализ ценовой политики РУП ПСЗ «Оптрон»……………………………..
2.1. Общая характеристика РУП ПСЗ «Оптрон»…………………………………
2.2. Анализ ценовой политики РУП ПСЗ «Оптрон»………………………… …
2.3. Анализ цен конкурентов………………………………………………………
3. Совершенствование ценовой политики на РУП ПСЗ «Оптрон»……………
3.1. Разработка ценовой стратегии РУП ПСЗ «Оптрон»………………………
3.2. Формирование системы скидок…………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Установлены фиксированные цены на газ, электроэнергию, нефть и нефтепродукты из белорусской нефти, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию, отдельные виды экспорта, тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом в местном сообщении, а также по оплате населением жилья.
Министерством экономики совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом для всех субъектов хозяйствования устанавливаются предельные уровни отпускных цен на социально-значимые продовольственные товары.
Кроме того, областными и столичными органами исполнительной власти регулируются цены на товары местного потребления, тарифы на перевозку пассажиров городским транспортом общего пользования, наценки на продукцию общественного питания, цены на твёрдое топливо и дрова для населения, торговые надбавки на социально-значимые товары. Ими же по согласованию с Министерством экономики устанавливаются тарифы на важнейшие виды жилищно-коммунальных услуг.
Основными принципами ценообразования помимо уже упомянутого сочетания свободных и регулируемых цен являются разграничение полномочий участвующих в нём субъектов, установление цен на уровне, обеспечивающем предприятиям покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением дотаций и других мер поддержки, централизованный контроль за соблюдением действующего порядка в этой области.
Принимаемые Правительством меры, как показала практика, позитивно отразились на уровне и динамике цен, способствовали стабилизации в этой сфере (25, с. 53).
Во всех зарубежных странах действуют механизмы государственного вмешательства в экономику. Большинство стран используют установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.
Современное государственное регулирование цен в зарубежных странах весьма противоречиво (4, с. 148).
С одной стороны, государственные институты стремятся сдержать инфляцию. С другой стороны, выражая интересы крупных компаний, государство различными средствами обеспечивает их защиту. В результате регулирование представляет собой попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мер воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать устойчивому развитию экономики и через цены сглаживать возникающие колебания в воспроизводственном процессе.
Государственное вмешательство в ценообразование реализуется на основе сочетания форм прямого и косвенного регулирования. Степень регулирования и соотношение этих форм зависят от уровня экономического развития страны, национальных традиций, политических условий и т. д.
Более развитые страны предпочтительнее используют косвенное регулирование. Например, на совокупный спрос воздействуют с помощью налоговой, кредитной, валютной политики. В результате такого вмешательства государства стимулируется производство и занятость во многих отраслях.
Правительства зарубежных стран используют и различные формы прямого регулирования и контроля цен. В их числе:
Всеми странами активно используется ценовой контроль, который осуществляется главным образом в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства. При нарушении законодательства по ценам и других нормативных актов, регулирующих вопросы ценообразования и конкуренции, во многих странах установлены жёсткие экономические санкции.
Американская администрация, делая упор на использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, ограничивается регулированием цен на продукцию естественных монополий - производство электроэнергии, услуг связи. Наряду с установлением предельной нормы прибыли для регулирования цен используется утверждение фиксированных цен или тарифов.
Под особым контролем находятся соглашения компаний об установлении цен в рамках антитрестовского законодательства.
Во Франции приоритет отдан свободному формированию цен в процессе конкуренции. Исключения составляют цены на товары и услуги тех отраслей и сфер экономики, где действуют специфические структурные или конъюнктурные факторы. Государством регулируется примерно 20% цен (с. 71 Полещук).
Государством законодательно определены общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально соблюдаться.
Вмешательство государственных органов в процессе формирования цен в условиях свободной конкуренции допускается лишь в кризисных ситуациях, чрезвычайных обстоятельствах, национальных бедствиях, а также при внезапных или резких нарушениях в ценообразовании, требующих принятия срочных мер.
В Норвегии внутренние цены устанавливаются на основе мировых цен. Ценообразование в этой стране осуществляется в соответствии с законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции. Органами, занимающимися вопросами ценообразования, являются Министерство труда и администрации, Национальный совет по ценам, Директорат, государственная инспекция по ценам и комитеты по ценам местных органов.
Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен, производит замораживание цен, скидок и надбавок, максимальные уровни прибыли и другие правила в области ценообразования.
Государство определяет предельные уровни цен на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.
В Австрии ценообразование происходит на основе закона о ценах, закона о картелях и антидемпингового закона.
Государство регулирует около 10% цен (на лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырьё и лекарственные препараты, на электроэнергию и газ, теплоснабжение) (29, с. 169).
Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы.
Ценообразованием в Австрии занимаются следующие органы: Межведомственная комиссия по ценам, Министерство финансов (устанавливает цены на спиртные напитки), Министерство экономики (имеет право регулировать цены до шести месяцев на любые товары или виды услуг).
В скандинавских странах важные функции в политике ценообразования принадлежат государству. В Финляндии, например, министерство торговли осуществляет планирование и контроль цен на продукты питания, зерно, энергоносители, продукцию винно-водочной промышленности. Правительство стимулирует кредитование предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по относительно низким ценам, доступным для средних и низших слоёв населения. Фирмы при этом получают от государства кредит на значительный срок и под льготный процент.
Государством через систему низких цен поощряется торговля витаминизированными продуктами, которые не облагаются налогом при их ввозе в страну, а в ряде северных районов действуют льготы по их реализации. В Финляндии рационально сочетается свободное рыночное ценообразование с государственным регулированием цен. Рыночное ценообразование эффективно обеспечивает текущие потребности общества. Для решения перспективных задач развития экономики, стимулирования технического прогресса и прогрессивной структуры производства нужны экономически обоснованные прогнозные цены. Поэтому практически все национальные программы по важнейшим отраслям народного хозяйства базируются на планово-расчётных ценах.
В Швейцарии в законодательном порядке регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства. Государственное регулирование охватывает также цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Справочные цены устанавливаются на мясо. Ограниченное регулирование цен с наблюдением за ними осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и некоторым другим товарам.
В Швейцарии контролируются цены на товары, которые защищает или субсидирует государство.
Органом ценообразования в этой стране является Федеральное ведомство по контролю за ценами. Процесс ценообразования осуществляется здесь в соответствии с постановлением Федерального правительства о защитных ценах на товары, рядом законов и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции.
В странах Европейского Сообщества наблюдение за ценами на подавляющую часть сельскохозяйственной продукции, крупного рогатого скота, молока, сахара осуществляется наднациональными органами ЕС постоянно.
Предложения об уровнях максимальных и минимальных цен готовит комиссия ЕС, а решение принимает Совет министров ЕС на уровне министров сельского хозяйства.
В странах ЕС наднациональный контроль за ценами на уголь, сталь и прокат осуществляется в рамках Европейского общества угля и стали (ЕОУС). Кроме прямого регулирования объёмов производств (квот) ЕОУС проводит мероприятия по поддержанию цен на продукцию чёрной металлургии на определённом уровне путём установления твёрдых минимальных базисных цен с учётом базисного размера и качества продукции. Базисные цены публикуются в прейскурантах ведущих монополий, где указываются также приплаты и скидки с базисной цены. Фактические цены устанавливаются фирмами на основе этих прейскурантов с возможным отклонением не более 5%.
В рамках Сообщества на наднациональном уровне устанавливается до 15% цен. Во многих государствах систематически публикуется статистическая информация о ценах, их динамике и уровне.
Таким образом, государственное регулирование цен как в РБ, так и в зарубежных странах играет значительную роль в стабильном развитии экономики.
2 АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ РУП ПЗ « ОПТРОН»
2.1 Общая характеристика РУП ПЗС «Оптрон»
Приборостроительный завод «Оптрон» создавался по решению Президиума Совета Министров СССР (протокол № 14 от 08.04.77г.) как Опытно-производственное предприятие по изготовлению уникальных физических приборов и оборудования АН СССР. Завод был построен в течение пяти лет и пущен в эксплуатацию с октября 1984 года.
Опытно-производственное предприятие специализировалось на изготовлении опытных образцов и малых серий современных уникальных физических приборов и лабораторного оборудования, разрабатываемых организациями АН СССР и академическими организациями союзных республик для научных исследований. Производственная программа предприятия включала в себя выпуск спектральных приборов, рефрактометрических приборов, оптических квантовых генераторов (лазеров), проекционных приборов, специальных микроскопов, приёмников излучений, деталей для оптических квантовых генераторов, элементов волоконной оптики, оптических деталей и узлов, требующих специального технологического оборудования и технологий, и прочие работы.
После распада СССР Опытно-производственное предприятие было передано в ведение Управления по Науке СМ РБ и преобразовано в Приборостроительный завод «Оптрон», а затем вошло в БНПК «Белмашприбор». В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 года №7 “О совершенствовании государственного управления в сфере науки ” концерн «Белмашприбор», в который входит РУП «Приборостроительный завод Оптрон», включен в состав Национальной академии наук Республики Беларусь.
Численность работающих на предприятии с ОСП и ДГП по состоянию на 1 января 2005 года составляет 318 человек, среди них:
-ключевой управленческий аппарат – 7 человек;
-управленческий аппарат среднего звена – 45 человек;
-специалистов – 85 человек;
-основных рабочих – 80 человек;
-вспомогательных рабочих – 101 человек.
Завод расположен на территории в 7,7 га с площадью помещений 57,043 тысяч кв.м. В ведении предприятия находится:
-производственно-бытовой корпус (I-3) – 7 622 кв.м.
-производственные корпуса (II-2) – 13 268 кв.м; II-1 – 26 058 кв.м.
-корпус РСУ - 580 кв.м.
-производственно - вспомогательный блок (III-1 , III-4 , III-10 , III-13) – 2810 кв.м.
-блок общего назначения (I-1,2) – 6 287 кв.м.
-складской блок (III-2) , проходная (III-7) – 418 кв.м.
-станочный парк насчитывает 415 единиц с износом 87 % .
Транспортный участок имеет 20 единиц автотранспортных средств. Из них: легковых автомобилей - 1 единица, 19 единиц – грузовых и специальных транспортных средств. Контрольно-измерительное оборудование насчитывает 3000 единиц со средним износом 99%.
Здания, производственные и офисные помещения находятся в удовлетворительном состоянии. Износ зданий составляет 18,9%, складских помещений - 45%.
РУП «ПСЗ ОПТРОН» обладает производственными мощностями, позволяющими с учетом поставки комплектующих по кооперации осуществлять замкнутый цикл выпуска от обработки материалов до получения годной продукции, с проведением полного испытательного цикла по качеству и наработке на отказ. Основными энергоёмкими производствами являются: участок гальваники, участок покраски, участок термообработки, участок сварки и резки металла, механические цеха, заготовительно-штамповочный участок, участок вакуумного напыления.
Информация о работе Совершенствование ценовой политики на РУП ПЗС «Оптрон»