Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".
К экзамену по литературоведенИЮ
Предмет изучения - произведения художественной словесности.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ как наука возникло в начале 19 века. Еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса. Платон создал историю об идеях. В 17 веке Н. Буало, опираясь на более раннее творение Горация, создал свой трактат «Поэтическое искусство»,в котором обособляются знания о литературе, но это еще не была наука. В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг «Лаокоон. О границах живописи и поэзии», Гербер «Критические леса»). В начале 19 века в философии, искусстве, идеологии начинается эпоха романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. Литература изучается с точки зрения разных наук,потому что как вид искусства, она создает эстетические ценности. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм.
Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.
Современное литературоведение состоит из ТРЕХ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ:
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой. Поэтика - часть теории литературы, изучающая состав и строение литературного произведения. Теория литературного процесса - чпсть теории литературы, изучающая закономерности развития родов и жанров. Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.
Исторический подход к
художественным произведениям дает
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Историк литературы
изучает всякое произведение как
неразложимое, целостное единство,
как индивидуальное и самоценное
явление в ряду других индивидуальных
явлений. Анализируя отдельные части
и стороны произведения, он стремится
лишь к пониманию и интерпретации
целого. Это изучение восполняется
и объединяется историческим освещением
изучаемого, т.е. установлением связей
между литературными явлениями
и их значения в эволюции литературы.
Таким образом, историк изучает
группировку литературных школ и
стилей, их смену, значение традиции в
литературе и степень оригинальности
отдельных писателей и их произведений.
Описывая общий ход развития литературы,
историк интерпретирует это различие,
обнаруживая причины данной эволюции,
заключающиеся как внутри самой
литературы, так и в отношении
литературы к иным явлениям человеческой
культуры, в среде которых литература
развивается и с которыми находится
в постоянных взаимоотношениях. История
литературы является отраслью общей
истории культуры.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА занимается истолкованием
и оценкой произведений литературы с точки
зрения современности (а также насущных
проблем общественной и духовной жизни,
поэтому часто носит публицистический,
политико-злободневный характер), с точки
зрения эстетической ценности; выражает
самосознание общества и литературы в
их эволюции; выявляет и утверждает творческие
принципы литературных направлений; оказывает
активное влияние на литературный процесс,
а также непосредственно на формирование
общественного сознания; опирается на
теорию и историю литературы, философию,
эстетику.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: a) текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии; b) палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи; c) библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету; d) библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.
Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитектура — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.
Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образности в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.
Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.
Первоосновой драматического театра является именно художественная литература. Национальные театры создавались на основе произведений Шекспира, Островского, Гоголя, Чехова, Ибсена, Шоу и др. Литературный текст послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский при создании своих опер обращались пушкинским текстам («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов»).
На основе текста – сценария – создаются фильмы. Многие из них являются экранизациями художественных произведений («Мастер и Маргарита» и «Идиот» В. Бортко, «Война и мир» С. Бондарчука).
Художественная
литература тесно связана с обществом,
с его движением к
Литература в обществе выполняет несколько функций: познавательную (изучение окружающего мира), эстетическую (воспитание чувства прекрасного), эвристическую («открытие мира»), коммуникативную (диалог «автор-читатель») и др.
Как видим, литература заслуженно названа лидером среди других видов искусства в силу своей значимости для развития как отдельного человека, так и всего человечества - и в конкретную эпоху, и в глобальном смысле.
3.Литература и наука. Художественный образ.
Во времена многовековой людской деятельности возникали все возможные искусства и науки: живопись, музыка, скульптура, кино, графика, архитектура, театр...
И наука, и художественная литература делятся с людьми большой познавательной силой, и имеют не мало важное значение посвящения народа в культуру. По своему поучающему значению выдающиеся литературные произведения трудам научным нисколько не уступают. Как заметил в одном из своих писем Ф.Энгельс, из романов Бальзака, писателя Франции, в сфере экономических деталей, он узнал больше, чем из книг экономистов, статистиков, великих историков вместе взятых.
Всё же литература и наука имеют свои цели и предмет познания. К науке относятся законы общественные и природные. А к литературе, общественная человеческая жизнь, духовный и внутренний мир.
Художественные произведения поучительны и интересны тогда, когда в них изображены истинные люди, находящиеся в поисках справедливости, смысла жизни, добра, с их эмоциональными мыслями. Не с проста в устах М.Горького литература называлась: - «человеко-ведение».
Мир людей эмоционально и духовно обширен и богат, а их деятельность разнообразна. По этой причине многосторонне и многогранно в литературе содержание.
Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Итак, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев).
Под образом нередко понимается
элемент или часть
Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».
На разных этапах
развития человечества художественный
образ принимает различные
Это происходит по двум причинам:
изменяется сам предмет изображения — человек,
изменяются и формы его отражения искусством.
Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.
В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.