Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
Введение
Семья в современном российском
обществе является важнейшим социальным
институтом, поэтому существующие проблемы
обуславливают необходимость
Семья представляет собой
систему социального
Общественно-политические и
социально-экономические
Внимание к многодетным
семьям в современной науке
Такая семья самой своей
сущностью способствует реализации
личностных и общественных потребностей.
В многодетных семьях создаются
благоприятные условия
Основное направление
в социальной работе – это оказание
помощи семье в различных формах,
что предусмотрено в концепции
федеральной семейной политики, а
также в должностных
Для того чтобы несколько по-иному посмотреть на проблемы данной категории семей и на их решение, необходимо детально и глубоко изучить и проанализировать многодетность, ее причины, влияние на каждого члена многодетной семьи.
Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
Гипотеза исследования основана на том, что социально-педагогическая помощь многодетной семье будет намного эффективнее, если будут учтены и реализованы следующие условия:
1.своевременная диагностика внутрисемейных отношений, осмысление основных проблем многодетных семей;
2.исследование социализирующих возможностей образовательного учреждения при поддержке многодетных семей;
3. определены меры социально-педагогической помощи многодетным семьям;
Задачи исследования:
1.рассмотреть понятие
семьи как социального
2.выявить проблемы
3.проанализировать
4. охарактеризовать существующие
подходы социальной помощи
Методы исследования:анализ литературы по данной проблеме, наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование.
База исследования: МБОУ СОШ №10 г.Бирска
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, педагогических рекомендаций по работе с многодетной семьей, заключения и списка литературы.
Глава 1. Основы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1.Семья как социальный институт. Проблемы многодетных семей на современном этапе.
Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Общество накладывает на семью несколько важнейших функций:
1) репродуктивная - основная
социальная функция (семью
2) воспитательно-педагогическая - удовлетворяет стремление взрослого человека к материнству/ отцовству;
3) социализация личности
ребенка - усвоение им норм
и правил человеческих
4) хозяйственно-бытовая - состоит в удовлетворении материальных потребностей, членов семьи и содействует сохранению их здоровья;
5) рекреативная (восстановительная)
- организация досуга и отдыха,
направлена на сохранение и
восстановление здоровья
6) сексуально-эмоциональная
(гедонистическая) - обучение на примере
родителей правильному
Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит, прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья - малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества - родительства - родства.
Согласно определению из философского словаря: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья - это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:
1. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества.
2. Семья - важнейшая
форма организации личного
3. Семья - супружеский союз.
4. Семья - многосторонние
отношения супругов с
В современном обществе наибольшее распространение получила нуклеарная семья. Она может быть:
- элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной (в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок) и неполной (семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей);
- составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.[30,122].
Русский социолог А.Г.Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства» .
Но в последние два
десятилетия в области семейно-
- уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
-увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков;
- непонимание некоторой
части молодежи проблем и
- рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
- увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;
- рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;
- увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;
- рост алкоголизма, который
сильно подрывает семейные
- значительный рост разводов
по этико-психологическим
В связи с этим, состояние
семьи как социального
Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики:
1)Семья как социальный
институт общества. Общество заинтересованно
в качестве семьи и
2) Семья как малая социальная группа. Члены семьи заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни.
Итак, семья - это социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.
Можно сделать вывод о том, что положение института семьи в современном обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и общества в целом. Изменения затрагивают все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семья начинает рассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупность функционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов, влияющих на жизнедеятельность человека [13,с.98].
Проблемы многодетных семей на современном этапе.
Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все "болезни" стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.
Необходимо отметить несколько
принципиальных моментов, касающихся
непосредственно многодетной
Во-первых, говоря об указанной семье, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях.
Во-вторых, проблемы многодетной
семьи различаются в
В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга.
Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей