Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".
Одни отцы (святители Василий Великий и Григорий Богослов) считали, что свет был сотворен как бы заново, например, святитель Василий Великий пишет, что "Творец всяческих, изрекши слово Свое (да будет свет!}, мгновенно вложил в мир благодать света". Другие учили, что свет первого дня был изведен из самой первоматерии. Так, святитель Григорий Нисский пишет, что "когда по единому мановению воли Божией вдруг нераздельно составилась Вселенная, и все стихии были еще одна с другой смешаны, тогда рассеянный повсюду огонь оставался потемненным (пребывая сокровенным в частицах вещества), омрачаемый преизбытком вещества. Но поскольку в нем есть некая всепроникающая и удободвижимая сила, то (повелением Бога) ... огонь проторгся из всякого тяжелого естества и вдруг озарил все светом". Первобытный свет - это "светоносная сущность, рассеянная во Вселенной". Кстати, если следовать научной гипотезе о "большом взрыве", то в начальный период после "взрыва" Вселенная представляла собой раскаленную плазму, то есть свет. И, вообще, как отмечают ученые-физики, в природе свет имеет особое значение. Скорость света - универсальная константа, которая связывает между собой массу и энергию (формула Эйнштейна Е= mc2). Квант света - фотон обладает свойствами как частицы, так и волны. Ее масса покоя равна нулю, то есть свет - это энергия "в чистом виде".
В. Лосский отмечает, что "свет... есть не столько физические колебания, то есть не столько нами видимый свет, сколько "свет разума", то есть начало порядка и гармонии в мироздании.
...И отделил Бог свет от тьмы (Быт. 1, 4). Эта тьма принадлежит к тварному бытию, и ее не следует смешивать с первоначальным "ничто", которое невещественно. Не нужно отождествлять первозданную тьму со злым началом, с падшим ангельским миром. Тьма, которой заканчивается первый день, является как бы необходимым инкубационным периодом перед началом последующих творческих актов. Тьма первого дня, которую Бог назвал ночью, представляет собой плодотворную реальность, подобную земле, которая дает рост зерну. Ночь первого дня "выражает собой утробную тайну плодородия, принцип тайны жизни, тайны, свойственной земле и чреву". "Тьма не есть какая-либо субстанция. Она есть лишение света", - пишет святой Иоанн Дамаскин.
В первые три
дня, по мнению Василия
Б. ДЕНЬ ВТОРОЙ
И сказал
Бог: да будет твердь посреди
воды, и да отделяет она воду
от воды. ...И создал Бог твердь;
и отделил воду, которая под
твердью, от воды, которая над
твердью. И стало так. И
В этот день
происходит устроение
В. ДЕНЬ ТРЕТИЙ
И сказал
Бог: да соберется вода, которая
под небом, в одно место,
и да явится суша. И стало
так (Быт. 1, 9) - здесь уже речь
о нашей планете. В третий
день она получила свое
Святитель Василий Великий отмечает, что именно в третий день творения повелением Божиим вода получила способность стекать вниз: "теперь она везде растекается, непостоянна, по природе стремится в покатые и вогнутые места; но какую силу имела она, прежде чем, вследствие этого повеления, произошло в ней такое стренвение к движению, этого сам ты не знаешь и не мак_ слышать от какого-либо очевидца". По толкованию преподобного Ефрема Сирина, в этот день изменился и рельеф земли. "Самое вместилище морей сделалось углубленным в то именно время, когда сказано: да соберется вода в собрание едино, - то есть или дно морей стало ниже прочей земли и вместе с водами, бывшими над ним, приняло в себя воды, бывшие над всей землей, или воды поглотили друг друга, чтобы достало для них места, или дно моря расселось и произошло великое углубление, так что воды во мгновение ока устремились по склону дна".
Воды, послушные
гласу Творца, отделяются от земли,
собираются в собрание едино,
и этим как бы "снимаются
завесы, чтобы открылась земля,
дотоле невидимая". До сих пор
"земляная качественность была
еще смешана с естеством
И сказал Бог:
да произрастит земля зелень,
траву, сеющую семя... дерево плодовитое,
приносящее по роду своему
плод (Быт. 1, 11). Это первое повеление
Бога явиться жизни на земле,
в ее простейшей растительной
форме. Дотоле безжизненная
Растения не имеют души и наделены лишь способностью питаться и расти.
"После того, как земля, сложив с себя бремя воды, успокоилась, ей дано повеление произращатьсперва траву, потом дерева, что, как видим, совершается еще и ныне. Ибо тогдашний глагол и первое повеление сделались как бы неким естественным законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды". Отцы Церкви в целях борьбы с языческим поклонением солнцу, как источнику плодородия, использовали тот факт, что растения, согласно Библии, появились на земле раньше солнца. Святитель Василий Великий пишет: "Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно, по бытию, позднее травы и зелени". По той же причине и самая суша явилась прежде солнца, "дабы причину осушения земли не приписали мы солнцу". Реликтовые растения, как известно, не имеют годовых колец на срезе. Это говорит о том, что они существовали еще тогда, когда не было смены времен года, солнечные лучи еще не достигали земли.
Г. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
В четвертый
день Богом были созданы
Светила с их
равномерным вращением
Деление первоначального
света на светила было вызвано,
Д. ДЕНЬ ПЯТЫЙ
В пятый день
Бог создал рыб и птиц. "В
первый раз созидается
Вода получает повеление произвести, на первый взгляд, совершенно различных животных: рыб и птиц. Слово Божие, по замечанию В. Лосского, устанавливает "любопытное сближение между существами плавающими и летающими (внешние формы которых действительно не лишены сходства), между водой и воздухом, обладающими общими свойствами текучести и влажности. Здесь мы ясно ощущаем, что перед нами не космогония в современном смысле этого термина, но некое иное видение бытия и его иерархичности, видение, для которого решающее значение имеет тайна формы, "вторичные качества" чувственного мира (столь пренебрегаемые наукой), обращающие нас к умозрительным глубинам, к "логосам" творения; это видение стало очень трудным для нашей падшей природы, но мы можем вновь обрести его в "новой твари" (т.е. достигнув обожения), в Церкви, как в литургико-сакраментальном космосе, так и в опыте созерцания твари подвижниками".
Е. ДЕНЬ ШЕСТОЙ
В шестой день уже земле повелевается извести из себя всякого рода животных и гадов. Святитель Василий Великий вопрошает: "Для чего (именно) земля изводит душу живу? - (Для того), чтобы ты знал различие между душой скота и душой человека... (Т.к.) душа всякого животного кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное".
К концу шестого
дня земля покрылась роскошной
растительностью, воды