Небесная торжествующая
Церковь.
Перед Своим отшествием
к Отцу Господь Иисус Христос говорил
апостолам: "В доме Отца Моего обителей
много. А если бы не так, Я сказал бы вам:
Я иду приготовить место вам. И когда пойду
и приготовлю вам место, приду опять и
возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где
Я" (Иоан. 14:2 и 3). Спаситель молился к
Отцу: "Отче! Которых Ты дал Мне, хочу,
чтобы там, где я, и они были со Мною, да
видят славу Мою, которую Ты дал Мне"
(Иоан. 17:24). И апостолы выражают желание
разрешиться и быть со Христом, - зная,
что они имеют "Дом нерукотворный, вечный"
(Филип. 1:23 и 2 Кор. 5:1).
Изображение жизни
святых на небе дано в Апокалипсисе.
Св. Иоанн Богослов видел окрест
престола Божия на небесах
24 престола и на них старцев,
облаченных в белые одежды
и имеющих золотые венцы на
головах (Апок. 4:4); видел под небесным
алтарем: "Души убиенных за слово Божие
и за свидетельство, которое они имели"
(6:9); и еще видел: "Великое множество
людей, которого никто не мог перечесть,
из всех племен, и колен, и народов, и языков,
стояло перед престолом и пред Агнцем
в белых одеждах и с пальмовыми ветвями
в руках своих" (7:9-10).
Светлые обители Дома
Небесного Священного Писание
называет "Градом Бога Живого,"
"горой Сионом," "небесным Иерусалимом,"
"Церковью первенцев, написанных на
небесах."
Так открылось великое
на небесах Царство Христово.
В него вошли души всех праведников
и благочестивых людей Ветхого
Завета, те, о ком апостол сказал:
"Все сии, свидетельствованные
в вере, не получили обещанного"
(до пришествия на землю Сына
Божия и общего спасения), "Дабы
они не без нас достигли
совершенства," т. е. радости и блаженства
в Небесной Христовой Церкви. В это Царство
в Новом завете вошли первые, уверовавшие
во Христа, апостолы, первомученики, исповедники,
- и так до конца мира наполняется Небесный
Дом - Иерусалим горний, житница Божия,
доколе не придет в совершенную полноту.
Так получает Симеон Новый Богослов: "Надлежит
родиться всем предуведанным от Бога и
наполниться превысшему сего мира, миру
Церкви первородных, Иерусалиму небесному;
и тогда совершится полнота тела Христова,
приняв в себя всех предопределенных от
Бога быть сообразными образу Сына Его,
кои суть сыны света и дня. Таковые все
суть предопределенные и преднаписанные
и в число спасенных включенные, и имеют
соединиться и сочетаться с телом Христовым,
и не будет уже у Него недоставать ни одного
члена. Так есть воистину, как открывает
апостол Павел, говоря: "Пока достигнем
все в соединение веры... в меру мужа совершенного,
в меру возраста Христова." Когда они
собраны будут и составят полное тело
Христово, тогда и вышний мир, Иерусалим
небесный, который есть Церковь первородных,
наполнится, и тело царицы Божией Церкви,
которая есть тело Христа Бога, явится
всецело полным и совершенным" (Симеон
Новый Богослов, слово 45-ое).
По учению Священного
Писания, блаженство душ праведных
на небесах состоит: а) В
покое, или успокоении от трудов,
б) в непричастности к печалям
и страданиям (Апок. 14:13 и 7:16), в) в возлежании,
и следовательно, в ближайшем общении,
с праотцами и прочими святыми, г) во взаимном
общении между собою и с томами ангелов,
д) в стоянии пред престолом Агнца, прославлении
Его и служении Ему, е) в общении и соцарствиисо
Христом, ж) в лицезрении Бога.
Блаженство душ праведных
на небесах соответствует степени
их духовного совершенства. Вообще
же, по учению Церкви, блаженство
это не есть еще полное и
совершенное, а только начатие
того вечного блаженства, которое
наступит после Всеобщего Суда
(Послание Восточных Патриархов).
Ниспослание Духа Святого
и создание Церкви Христовой на земле.
Господь Иисус Христос
в беседе с учениками обетовал
им послать Духа Святого, Утешителя, Который
пребудет с ними во век, Духа истины, Который
научит их всему и напомнит все, что Он
Сам говорил им, и будущее возвестить им.
Явившись после воскресения ученикам
Своим, Господь преподал им благодатную
силу Духа Святого со словами: "Примите
Духа Святого. Кому простите грехи, тому
простятся; на ком оставите, на том останутся"
(Иоан. 20:22 и 23). И через десять дней по вознесении
Своем, Господь, согласно Своему обетованию,
ниспослал на учеников в день Пятидесятницы
Духа Святого в виде огненных языков.
Нисшествие в мир
Духа Святого выразилось, во первых,
в чрезвычайных дарованиях Апостолом
в виде знамений, исцелений, пророчеств,
дара языков, - и, во вторых, во всех благодатных
силах, ведущих верных Христовых к духовному
совершенствованию и ко спасению.
В Духе Святом, в
Его Божественной силе, "Даровано
нам все потребное для жизни
и благочестия" (2 Петр:1 и 3). Эти
благодатные дары находятся в
созданной Господом Его Святой
Церкви на земле. Они составляют
средства нашего освящения и
спасения.
Рассмотрение этих
средств составляет предмет нового
отдела Догматического Богословия,
отдела о Церкви Христовой.