Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка
1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания
Основные характеристики правового государства
1. Господство (верховенство)
права. Государственная
власть действует лишь в
2. Верховенство закона. Законы обладают юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве.
3. Принцип разделения властей:
законодательной,
4. Независимый суд.
5. Соблюдение и охрана
прав и свобод человека: право
на жизнь, право на свободу,
неприкосновенность и
6. Взаимная ответственность
и доверие государства и
7. Современное правовое
государство – это
Черты правового государства
1) исключение диктатуры;
2) участие граждан в
государственных делах,
3) независимость суда;
4) добровольное самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона.
30.Юридическая концепция общего блага
Благо — в экономическом понимании то, что имеет свойство полезности, т. е. способно удовлетворить определённые человеческие потребности.
Общее благо как категория философии права. Это - одно из фундаментальных понятий европейской культуры. Идея общего блага появляется в античном обществе. Ее выразителями были Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон. Развивали эту концепцию и в средние века (Фома Аквинский, Гуго Гроций). Античные мыслители полагали, что политика является наукой о высшем благе человека и государства (полиса). Государство является высшей формой общения людей. В нем человек достигает своей высшей цели, которой является благая жизнь. В государстве представлено высшее благо и справедливость, выражающие политическую природу человека. Все это носит естественно-правовой характер. Общее благо коренится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Государство является справедливым с позиций естественного права способом выражения и защиты блага всех членов социума, воплощение того, что есть справедливость и право. В государстве общее благо всех и благо каждого оказывается одним и тем же. Для реализации этой концепции нужны общая власть (государство) и общеобязательные законы (соответствующие требования естественного права и справедливости). Фома Аквинский в сочинении "Сумма теологии" утверждал, что закон должен выражать общее благо всех членов общества. Гуго Гроций отмечал в работе "О праве войны и мира", что государство является совершенным союзом свободных людей, заключенным ради соблюдения права и общей пользы. В работах "Оправдание добра" и "Критика отвлеченных начал" В.С.Соловьев писал, что задача правового государства заключается в осуществлении наибольшей общей пользы. Для этого государство должно возвышаться над всяким личным интересом, заботиться о пользе всех одинаково, то есть обеспечивать справедливость. Он доказывал необходимость того, чтобы свобода других, независимо от ее личного признания индивидом, всегда могла на деле ограничивать свободу индивида в равных пределах со всеми. Это требование принудительной справедливости, полагал он, привносится из идеи общего блага или общественного интереса. Реализация естественного права в позитивном праве может быть выражена, по мнению В.С.Соловьева следующим образом: "Право есть исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага" (В.С. Соловьев. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990. С.452-453)
Общее благо, государство и
законы - необходимые формы выражения
природы человека как
В русле такого подхода в
Европе утвердились идеи
Проблема общего блага в постсоветской России.
Концепция общего блага является
достоянием европейской культуры. Она
была известна в России, но в истории
нашего общества эта концепция не
получила своего последовательного
практического развития. Это может
быть объяснено особенностями
В Конституции РФ 1993 года признаны
права и свободы человека и
гражданина, закреплены основы правового
государства, принципы
31.Античная философия права
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Является продуктом нетрадиционного типа культуры, основанного на динамичном социальном развитии и формировании критического мышления.
Мыслители античности внесли исключительно важный вклад в дело развития правовых и нравственно-этических учений.
Демокрит
Согласно Демокриту полис и его законы представляют собой искусственные, человеческие образования, установленные людьми в процессе их естественной, причинно-обусловленной эволюции от стадности к цивилизованной жизни
Софисты
Различение естественного и искусственного лежит и в основе учений софистов (V-IV вв.) о полисных законах.
Сократ
В основе философского учения Сократа об объективной нравственной природе полиса и его законов лежит рационалистическое представление о том, что "справедливость и всякая другая добродетель есть знание
Платон
В философии Платона (427-347 гг. до н.э.) "истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи" Идея - образ и сущность вещи, определяющее ее первоначало и принцип. Мир идей - смыслообразующий контекст мира вещей и явлений. Там, где речь идет о разумном (соответствующем истинному бытию и божественным первообразцам) упорядочении земного мира явлений и отношений (например, полисной жизни, законов и т.д.), - идея выступает не только как онтологическая основа и первопричина мира явлений, но и как руководящий принцип, стандарт и образец (парадигма) его организации.
Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе как формах политической справедливости.
Эпикур
В философии Эпикура (341-270 гг. до н.э.) право и государство трактуются как результат соответствующего требованиям природы (естественному праву) договора людей между собой об их общей пользе и взаимной безопасности. "Справедливость, происходящая от природы, - писал он, - есть договор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда" [Материалисты Древней Греции. С. 217. ].
32.Философия права эпохи средневековья
Фома Аквинский
С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой Аквинским (1226-1274 гг.), с чьим именем связано влиятельное до настоящего времени идейное течение - томизм (в обновленном виде - неотомизм ). Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах "Сумма теологии", "О правлении государей", а также в комментариях к "Политике" и "Этике" Аристотеля [См. подробнее: Редкин П. Г . Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872/1873. С. 809-858; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. С. 27-39; Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975; Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 823-862; Das Naturrecht in der politischen Theorie. Wien, 1963. ].
В его концепции соотношения закона и права под законом в самом общем виде имеется в виду известное правило и мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него. Более конкретно он определяет закон следующим образом: "Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе" (Сумма теологии, I, q. 90).
Фома дает следующую классификацию законов: 1) вечный закон (lex aeterna), 2) естественный закон (lex naturalis), 3) человеческий закон (lex humana) и 4) божественный закон (lex divina).
Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании (включая естественные и общественные процессы) и обеспечивает их целенаправленное развитие.
Вечный закон как закон всеобщий является источником всех других законов, носящих более частный характер. Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон , согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в том числе и человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (т.е. законом) их природы.
Смысл естественного закона
для человека как особого существа,
одаренного богом душой и разумом
(прирожденным, естественным светом разумения
и познания), состоит в том, что
человек по самой своей природе
наделен способностью различать
добро и зло, причастен к добру
и склонен к действиям и
поступкам свободной воли, направленной
к осуществлению добра как
цели. Это означает, что в сфере
практического поведения
Человеческий закон в трактовке Фомы - это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди, замечает он, могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение.
Человеческим (положительным)
законом, согласно учению Фомы, являются
только те человеческие установления,
которые соответствуют
Фома различает два
вида несправедливых законов . Несправедливые
законы первого вида (в них отсутствуют
те или иные обязательные признаки
закона, например, вместо общего блага
имеют место частное благо
законодателя, превышение им своих
правомочий и т.д.), хотя и не обязательны
для подданных, но их соблюдение не
запрещается в видах общего спокойствия
и нежелательности
Ко второму виду несправедливых законов относятся те, что противоречат естественному и божественному законам. Такие законы не только не обязательны, но и не должны соблюдаться и исполняться.
Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в Ветхом и Новом завете).
Свою трактовку законов Фома дополняет учением о праве.
Право (ius) - это, согласно Фоме,
действие справедливости (iustitia) в божественном
порядке человеческого
В соответствии с этим право (понимаемое также как праведное и справедливое) характеризуется Фомой как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения . При уравнении по природе вещей речь идет о естественном праве (ius naturae), при уравнении по человеческому волеустановлению - о цивильном, позитивном праве (ius civile) . Право, устанавливаемое человеческой волей (или человеческим законом), Фома называет также человеческим правом (ius humanum).
В целом, согласно трактовке
Фомы, получается, что человеческий
закон, только соответствуя естественному
закону и божественному закону, а
также требованиям