Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка
1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания
Средневековые юристы
В общетеоретическом плане
правопонимание средневековых юристов
находилось во многом под влиянием
идей и положений римской
Так, юристы Павийской школы (Х-ХI вв.) трактовали aequitas в качестве верховного критерия всякого права. "Понятие aequitas при этом отождествляется с понятием ius naturale и таким образом юриспруденция этого времени, по своему общему и основному направлению, является предшественницей естественноправовой школы позднейшей эпохи" [ Покровский И. А . История римского права. Петроград, 1918. С. 191-192. ].
На смену данному направлению в дальнейшем (конец XI - середина XIII в.) приходит школа глоссаторов (или экзегетов), представители которой (Ирнерий, Булгар, Ацо и др.) стали уделять основное внимание толкованию (т.е. экзегезе, глоссаторской деятельности) самого текста источников римского права, особенно Дигест.
Глоссаторы внесли заметный вклад в разработку позитивного права, в формирование и развитие юридико-догматического метода трактовки действующего законодательства. Конфликт между справедливостью (aequitas) и позитивным правом глоссаторы решали в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были законниками, стоящими у истоков европейского средневекового легизма.
Постглоссаторы (или комментаторы),
занявшие доминирующие позиции в
юриспруденции в XIII-XV вв., основное внимание
стали уделять комментированию
самих глосс. Представители этой
школы (Раванис, Луллий, Бартолус, Балдус
и др.) вновь обращаются к идеям
естественного права и
Целый ряд основных положений этой школы сформулировал ее видный представитель Раймунд Луллий (1234-1315 гг.). Излагая приемы своего нового подхода к праву и своего понимания "юридического искусства", Луллий формулирует, в частности, следующие требования: "reducere ius naturale ad syllogysmum" ("редуцировать естественное право в силлогизм"); "ius positivum ad ius naturale reducatur et cum ipso concordet" (" позитивное право редуцировать к праву естественному и согласовать с ним") [ Стоянов А . Указ. соч. С. 11. ].
Соотношение права и закона решается Луллием так, чтобы признание примата естественного права над правом позитивным сочеталось с поисками согласия и соответствия между ними. "Юрист, - писал он, - обязан исследовать, справедлив или ложен закон писаный. Если он найдет его справедливым, то должен вывести из него верные заключения. Если же найдет его ложным, то не должен только им пользоваться, не порицая его и не разглашая о нем, чтобы не повлечь позора на старших" (т.е. законодателей) [См. там же.].
Сходные представления о
характере соотношения
С начала XVI в. в юриспруденции влияние школы постглоссаторов заметно ослабевает. В это время возникает так называемая гуманистическая школа (гуманистическое направление в юриспруденции). Для юристов данного направления (Будаус, Альциатус, Цазий, Куяций, Донелл, Дуарен и др.) право - это прежде всего право позитивное, законодательство. Юристы XVI в. по преимуществу являются легистами , выступающими против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое светское законодательство, кодификацию действующего позитивного права. Подобный легизм , наряду с защитой абсолютной власти королей, включал в себя в творчестве ряда юристов и идею законности и легализма в более широком смысле (идею всеобщей свободы, равенства всех перед законом, критику крепостной зависимости как антиправового явления и т.д.). Характерна в этой связи, в частности, антикрепостническая позиция известного французского юриста Бомануара , утверждавшего, что "каждый человек свободен" [См.: Стоянов А . Указ. соч. С. 35. ] , и стремившегося к реализации данной идеи в своих юридических положениях и построениях.
Сосредоточение внимания юристов названного направления на позитивном праве вместе с тем не сопровождалось полным отрицанием естественноправовых идей и представлений. Так, Донелл характеризовал естественное право и право народов в качестве лучших частей римского права и признавал их универсальное значение [См. там же. С. 72. ].
Концепции правопонимания средневековых юристов (естественноправового и легистского профиля) заметно углубили разработку проблем различения и соотношения права и закона и в дальнейшем сыграли значительную роль в процессе формирования философии права и юридической науки Нового времени.
33.Философия права нового времени
Развитие философии права в эпоху Нового времени, с XVI по XIX в., составило всеобщую концептуальную основу правовых учений нашего времени. Наряду с положениями, отражающими историческое своеобразие эпохи и особенности национального самосознания европейских народов, важнейшее содержание философии права и философии истории Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, Б. Спинозы, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля имеет всеобщее значение.
Новое время было эпохой нарождающегося
промышленного переворота, когда
машина, механизм начинают определять
лицо общественного производства. От
науки теперь ждут не только и не
столько открытия вечных истин, сколько
решения практических задач, направленных
на покорение природы и
Эпоху Нового времени открывают
великие географические открытия, изменившие
политическую карту мира и буквально
взорвавшие экономику Западной Европы,
что послужило толчком к
Наука Нового времени характеризуется
повышенным вниманием к проблемам
метода построения научного знания, к
проблемам надежности источников познания
и достоверности его
История философии права.
Под ред. Керимова Д. А. – СПб.,
Санкт-Петербургский
времени) или на самоочевидные
врожденные идеи разума (рационалистическая
линия). Наиболее разработанной наукой,
ближе всего подходившей к
такого рода идеалу, была механика. Ее
влияние на стиль мышления в ту
эпоху был необычайно велик. Последовательно
механистическое мировоззрение
получило свое воплощение прежде всего
в философских и научных
Механистическое мировоззрение нашло свое выражение в атомарной концепции общества Гоббса и Локка, а метафизический метод мышления – в теории естественного права, которое трактовалось как вечная, неизменная сущность, независящая от воли и разума людей. Теория естественного права стала господствующей в эпоху Нового времени.
34.Философия права в России
1. Зарождение отечественной
Возникновение философской,
в том числе философско-
идея равноценности и равноправия народов, сформулированная митрополитом Илларионом в «Слове о законе и благодати»;
идея демократизации церкви и свободы совести как будущее основание принципа автономии личности;
идея справедливости как основания осуществления власти и отношений между состовиями.
Существенный импульс
в развитии отечественная философия
права получила в эпоху Просвещения.
С XVIII века философия права преподается
в российских учебных заведениях
как самостоятельная учебная
дисциплина. "Наше отношение к
западной науке, - писал русский юрист
конца XIX в. - начала ХХ в. Н.М. Коркунов ,
- можно сравнить с отношением глоссаторов
к римской юриспруденции. И нам
приходилось начинать с усвоения
плодов чужой работы, и нам прежде
всего надо было подняться до уровня
иноземной науки... Тем не менее
в каких-нибудь полтораста лет мы
почти успели наверстать отделявшую
нас от западных юристов разницу
в шесть с лишком столетий".
Первым русским профессором права
был С.Е.Десницкий (1740-1789), который
во многом разделял взгляды Г. Гроция
о естественном праве. К числу
первых работ русских юристов
по философии права относится
произведение В.Т.Золотницкого "Сокращение
естественного права, выбранное
из разных авторов для пользы Российского
общества" (СПб., 1764). Находящиеся
во многом под влиянием идей европейских
просветителей отечественные
Таким образом, «философия сердца»
в классической отечественной философии
права выступает как
2. Основные идеи русских
Дальнейшее развитие философско-правовой
мысли в России (XIX – начало XX столетий)
связано с распространением идей
либерализма. Суть либерального мировоззрения
состоит в выдвижении на первый план
идеи абсолютного достоинства
Заметной вехой в становлении
философско-правовых исследований в
России явилась "Энциклопедия законоведения"
К. А. Неволина, профессора Киевского
университета. Он был одним из немногих
русских слушателей лекций Гегеля в
Берлинском университете и хорошо знал
о состоянии европейской
Философско-правовая проблематика
основательно разрабатывалась в
середине XIX в. в трудах П.Г. Редкина.
Философия права, согласно Редкину,
является юридической дисциплиной,
поскольку общим предметом и
философии права, и позитивной юриспруденции
является право. При этом содержанием
положительной юриспруденции
В философско-правовых воззрениях
Б.А. Кистяковского идеи неокантианства
и трактовка естественного
35.Общая характеристика философии права 20 столетия
Главное отличие в развитии
философской мысли двадцатого столетия
– плюрализм мнений, многообразие
философских школ и течений. Более
отчетливое выражение принимает
разработка философской проблематики
по двум основополагающим направлениям
--материализма и идеализма. Достижения
естествознания, в первую очередь, физики,
химии и биологии активно используются
в построении философских концепций.
Философия идет по пути углубления
основополагающих представлений о
бытии, проникновения в сложнейшее
строение материи, предпринимает попытки
осмыслить человеческое существование,
решая проблемы общественного развития
посредством соединения результатов
научного анализа и социальной практики.
Характерно, что, несмотря на успехи науки,
философия не может устраниться
от религиозной тематики: в одном
случае религия выступает объектом
философского анализа, в другом –
составляет основу, фундамент самого
философствования. Попытки выработать
“чистую философию”, свободную
от воздействия науки и