Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью нашего исследования явилось, во-первых, определение предпочитаемых стратегий выхода из конфликтов администрации и работников производства, во-вторых, выяснение причин конфликтов между администрацией и работниками предприятия, с точки зрения, как администрации, так и самих работников.
Нашей гипотезой послужило предположение о том, что на степень напряжённости конфликтных отношений между администрацией и работниками предприятия влияют особенности оценки ими причин, вызывающих деловые отношения между ними.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Определение понятия конфликт………………………………………6
1.2 Природа конфликта в организации…………………………………..12
1.3 Стадии развития конфликта…………………………………………….22
1.4 Особенности управления конфликтами на производстве……………33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Методы исследования…………………………………………………40
2.2 Результаты экспериментального исследования особенностей производственных конфликтов между администрацией и работниками предприятия ……………………………………………………………………45
2.3 Разработка производственной административной модели управления конфликтами на производстве ………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………
Рис. Структура конфликта
По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида:
1) объективные
2) личностные.
К
объективным элементам
1) объект, предмет конфликта;
2) участники конфликта;
3) среда конфликта;
4)
субъективное восприятие
В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остаётся неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится [4].
В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна. Участники оперируют таким понятием, как предмет конфликта.
Под предметом конфликта понимается объективно существующая или мыслимая проблема, служащая причиной раздора между сторонами [19].
Ещё одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удаётся. Иногда объект рассматривают как причину, повод к конфликту.
Следует
различать понятия «объект» и
«предмет» конфликта. Можно сказать,
что конфликты возникают по поводу
какого-либо объекта, но их сущность выражается
в предмете конфликта. Поэтому и
разрешение или урегулирование конфликта
в первую очередь связано с
устранением не его объекта, а
его предмета.
Объект
конфликта может быть как истинным,
реальным, так и потенциальным, ложным,
иллюзорным. Но предмет конфликта
всегда реален и всегда актуален. Следующее
различие между объектом и предметом
конфликта состоит в том, что
объект конфликта может быть как
явным, так и латентным (скрытым).
Но предмет конфликта —
К основным характеристикам объекта конфликта относятся:
1)
под объектом конфликта
2)
объектами конфликта могут
3)
объект конфликта не
4)
объект конфликта носит
5)
объект конфликта всегда
6) объект конфликта может быть явным и латентным.
Чтобы стать объектом конфликта элемент духовной, социальной или материальной сферы должен находиться на пересечении интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ними [3].
Все объекты можно подразделить на три вида:
1)
объекты, которые не могут
2)
объекты, которые могут быть
разделены в различных
3)
объекты, которыми оба
Другой основной элемент социального конфликта — его участники. В конечном счете, ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности и т.д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким образом, участников конфликта может быть великое множество. И степень их участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта [5].
Современная конфликтология подразделяет всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).
1.
Основные участники конфликта
- это всегда прямые, непосредственные
стороны, участвующие в
Участниками конфликта являются представители самых разных статусов, ролей и групп. В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом — положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта.
2.
К неосновным участникам
Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) — они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению. Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие группы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта конфликта. Они называются группами поддержки.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:
1.
Инициаторы (зачинщики) — те участники
конфликта, которые берут на
себя инициативу в
2. Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу.
3. Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии.
4.
Посредники (медиаторы) — третья
сторона в конфликте и его
косвенные участники. Роль
Р. Фишер и У. Юри отмечают,
что в конфликте, как правило,
оппоненты занимают три
Таблица Мягкая Жёсткая Принципиальная
1.Участники переговоров - друзья. Участники переговоров – враги. Участники переговоров– партнёры в решении проблемы.
2. Цель – соглашение. Цель – победа. Цель - эффективное и бесконфликтное решение проблемы.
3.
Идут на уступки в целях
сохранения взаимоотношений.
4.
Мягкий конфликт людям и
5. Доверяют другим. Не доверяют другим. Создают доверительные отношения.
6. Легко меняют позицию. Цепко держаться за позицию. Сосредоточиваются не на своей позиции, а на общих интересах.
7.
Вносят предложения. Угрожают.
8.
Раскрывают свою позицию.
9.
Идут на односторонние потери
ради сохранения отношений.
10.
Ищут единственно возможный
1.2 Природа конфликта в организации
Еще
один объективный элемент конфликта
— его среда, включающая совокупность
объективных условий конфликта.
Среда конфликта оказывает
На необходимость учёта социальных условий, в которых протекает конфликт, указывал В. Лазарев [5].
С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.
По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта:
I) физическую, 2) общественно-психологическую и 3) социальную.
Для того, чтобы точнее уяснить природу конфликта и его отличия от смежных явлений необходимо определить границы конфликта, то есть его внешние пределы в пространстве и взаимоотношения времени.
Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный [9].
Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт. Временные границы - это продолжительность конфликта, её начало и конец. От того можно ли конфликт считать начавшимся, зависит оценка действий его участников в той или иной момент времени. Внутрисистемный же аспект развития конфликта тесно связан с чётким выявлением конфликтующих сторон из всего круга его участников.
Необходимо
также рассмотреть личностные элементы
конфликта, к которым относятся
психофизиологические, психологические,
этические и поведенческие
Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации [4].
Среди личностных элементов конфликта прежде всего следует назвать:
1) основные психологические доминанты поведения;
2) черты характера и типы личностей;
3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;
4) неадекватные оценки и восприятия;
5) манеры поведения;
6) этические ценности.
Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.
Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: 1) ценностные ориентации; 2) цели; 3) мотивы; 4) интересы; 5) потребности.
Информация о работе Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения