Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...
- низкий уровень: в
сказке нет названия, не выдержан
жанр, отсутствуют некоторые
описание героев
- высокий уровень:
герои, придуманные ребенком, соответствуют
фантастическому жанру, четко
разделены на добрых и злых,
образы героев заимствованы из
традиционных сказок и
- средний уровень: ребенок нечетко разделяет героев на добрых и злых, образы героев заимствованы из традиционных сказок, но их внешний облик и характер проработаны недостаточно, поверхностно-3 балла;
- низкий уровень: герои
не соответствуют жанру,
образность и строй языка
- высокий уровень: в тексте сказки присутствуют «сказочные» обороты речи (жили-были, тут и сказке конец и т.д.); в сказке присутствуют изобразительно-выразительные средства речи (сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.); сказка большая по объему – 6 баллов;
- средний уровень: в тексте сказки «сказочных» оборотов речи мало; изобразительно-выразительных средств речи недостаточно, сказка небольшая по объему – 3 баллов;
- низкий уровень: в
тексте сказки «сказочные»
Творческие работы учащихся по методике «Умение составлять сказку» представлены в Приложении 1.3
После проведения методики, все данные были занесены в таблицу №2.
Таблица №2
Показатели методики «Умение составлять сказку» на констатирующем этапе
№ |
Критерии Ф.И. реб. |
Качество сюжетосложения |
Описание героев |
Образность и строй языка |
Средний балл |
1. |
Алина Б. |
6 |
6 |
6 |
6 |
2. |
Артем П. |
3 |
0 |
0 |
3 |
3. |
Аня Ш. |
6 |
6 |
3 |
5 |
4. |
Анастасия П. |
3 |
3 |
0 |
2 |
5. |
Дарья С. |
6 |
3 |
6 |
5 |
6. |
Елена Р. |
3 |
3 |
0 |
2 |
7. |
Коля Р. |
0 |
3 |
0 |
1 |
8. |
Кристина Д. |
3 |
6 |
6 |
5 |
9. |
Максим П. |
3 |
3 |
0 |
2 |
10. |
Назар Т. |
6 |
6 |
6 |
6 |
11. |
Назар С. |
3 |
6 |
6 |
5 |
12. |
Наташа М. |
3 |
3 |
0 |
2 |
13. |
Олеся И. |
3 |
6 |
6 |
5 |
14. |
Снежана Г. |
3 |
6 |
6 |
5 |
15. |
Сергей А. |
3 |
3 |
0 |
2 |
Средний балл |
3,6 |
4,2 |
3 |
Проанализировав Таблицу №2, мы пришли к следующим выводам: что высокий уровень развития литературно-творческих способностей наблюдается у 8 учащихся – Кристина Д., Назар Т., Алина Б., Снежанна Г., Олеси И., Ани Ш., Назар С., Дарья С. Работы этих учеников, так же как и в первой методики отличаются не только большим объемом, но и оригинальным сюжетосложением. Образы героев тщательно проработаны: описана внешность, характер и род занятий. Язык и стиль изложения соответствуют выбранному жанру, речь детей стройная, отличается наличием эпитетов и метафор.
Средний уровень развития литературно-творческих способностей выявлен у 5 учащихся - Максима П., Артема П., Натальи М, Сергея А., Насти П. Можно отметить достаточно неплохое сюжетосложение, однако образы героев проработаны поверхностно. Текст небольшой по объему. Беден и прост язык этих произведений.
Низкий уровень развития литературно-творческих способностей зафиксирован у 2 учащихся – Коли Р., Лены Р. Их тексты незакончены и нелогичны, развитие действия не показано. Нет названия, а герои лишь только называются, но ничего не сказано об их внешнем облике, характере. Для выражения своих мыслей учащиеся используют простые, однотипные конструкции, в которых много повторов.
Результаты проведенной методики «Умение составлять сказку» показали, что у 53,3% школьников литературно-творческие способности на высоком уровне, у 33,3% школьников – на среднем уровне, у 13,4% - низкий уровень развития литературно-творческих способностей.
В целом, по методике «Сочинение сказки по картине» учащиеся данного класса имеют средний уровень развития литературно-творческих способностей.
Методика «Сочинение сказки по словам»
Цель: выявить особенности литературно-творческих способностей младших школьников.
Материал: отдельные слова –- ключ, шляпа, лодка, великан, принцесса, дорога
Ход исследования. Испытуемые записывали слова, затем составляли логически связный рассказ-сказку, используя данные слова.
Методика «Сочини сказку» оценивалась по следующим критериям и уровням:
качество сюжетосложения
- высокий уровень:
в сказке присутствует
- средний уровень: название сказки обычно не оригинально; частично нарушена структура и выдержанность жанра (могут быть отклонения в другие жанры); изложение может быть нелогично; недостаточно продуманы повороты сюжета и концовки - 3 балла;
- низкий уровень: в сказке нет названия, не выдержан жанр, отсутствуют некоторые структурные компоненты, сказка не закончена, концовка в сказке неоригинальна -0 баллов.
описание героев
- высокий уровень:
герои, придуманные ребенком, соответствуют
жанру, четко разделены на
- средний уровень:
ребенок нечетко разделяет
- низкий уровень: герои
не соответствуют жанру,
образность и строй языка
- высокий уровень:
в тексте сказки употреблены
все слова, перечисленные в
инструкции, присутствуют «сказочные»
обороты речи (жили-были, тут и
сказке конец и т.д.); в сказке
присутствуют изобразительно-
- средний уровень: в тексте сказки употреблены не все слова, перечисленные в инструкции, «сказочных» оборотов речи мало; изобразительно-выразительных средств речи недостаточно, сказка небольшая по объему-3 балла;
- низкий уровень: в
тексте сказки употреблены не
все слова, перечисленные в
инструкции, «сказочные» обороты
отсутствуют, изобразительно-
Творческие работы учащихся по методики «Сочинение сказки по словам» представлены в Приложении 1.4
После проведения методики, все данные были занесены в таблицу №3.
Таблица №3
Показатели методики «Сочинение сказки по словам»
на констатирующем этапе
№ |
Критерии Ф.И. реб. |
Качество сюжетосложения |
Описание героев |
Образность и строй языка |
Средний балл |
1. |
Алина Б. |
6 |
6 |
6 |
6 |
2. |
Артем П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3. |
Аня Ш. |
3 |
6 |
6 |
5 |
4. |
Анастасия П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. |
Дарья С. |
6 |
6 |
3 |
5 |
6. |
Елена Р. |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. |
Коля Р. |
3 |
0 |
0 |
1 |
8. |
Кристина |
3 |
6 |
6 |
5 |
9. |
Максим П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
10. |
Назар Т. |
6 |
6 |
6 |
6 |
11. |
Назар С. |
6 |
6 |
3 |
5 |
12. |
Наташа М. |
0 |
3 |
0 |
1 |
13. |
Олеся И. |
3 |
3 |
3 |
3 |
14. |
Снежана Г. |
3 |
6 |
6 |
5 |
15. |
Сергей А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Средний балл |
3 |
3,6 |
3 |
Результаты, полученные по третьей методики, показали, что в классе оказалось 7 учащихся, получивших высокие значения показателя развития литературно-творческих способностей – Кристина Д., Назар Т., Алина Б., Снежанна Г., Ани Ш., Назар С., Дарья С. Работы этих учеников большие по объему, в них интересное развитие действия, четко прослеживается завязка, кульминация и развязка и неожиданностью концовки. Тексты сказок детей яркие, эмоциональные. Образы героев тщательно проработаны, описана внешность, характер и род занятий. В целом, необходимо отметить богатство фантазии, глубину и проработанность образов в данных работах. Особо следует оценить язык сказок, в них много сказочных слов и оборотов. Названия сказок интересны и оригинальны.
Средний уровень развития литературно-творческих способностей выявлен у 3 учащихся - Артема П., Олеси И., Сергея А. Качественный анализ их работ приводит к выводу о том, что при создании сюжета сказок учащиеся отступали от классических канонов волшебного построения, преодоление препятствия и встреча с героем описаны формально. Названия придуманы неоригинально. Образы героев не отличаются тщательной проработкой. Беден и прост язык этих произведений.
Низкий уровень развития литературно-творческих способностей зафиксирован у 5 учащихся – Максима П., Натальи М., Коли Р., Лены Р., Насти П. тексты созданные учащимися, очень маленькие по объему, они содержат обрывочные сведения и не отличаются оригинальными деталями. Образы героев совсем не проработаны, стиль изложения косноязычный, неэмоциональный.
Результаты проведенной методики "Сочинение сказки по словам» показали, что у 46,7% школьников литературно-творческие способности на высоком уровне, у 23% школьников – на среднем уровне, у 33,3% - низкий уровень литературно-творческих способностей.
В классе по методике «Сочинение сказки по картине» зафиксированы средний уровень развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.
Результаты проведенных исследований литературно-творческих способностей младших школьников представим в сводной таблице №4
Таблица №4
Показатели развитости литературно-творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе
№ |
Критерии
Ф.И. реб. |
«Сочинение сказки по картине» |
«Умение составлять сказку» |
«Сочинение сказки по словам» |
Средний балл |
Уровень |
1. |
Алина Б. |
6 |
6 |
6 |
6 |
высокий |
2. |
Артем П. |
1 |
3 |
3 |
2.3 |
средний |
3. |
Аня Ш. |
3 |
5 |
5 |
4,3 |
средний |
4. |
Анастасия П. |
3 |
2 |
0 |
1,7 |
средний |
5. |
Дарья С. |
5 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
6. |
Елена Р. |
3 |
2 |
0 |
1,7 |
средний |
7. |
Коля Р. |
3 |
1 |
1 |
1,7 |
средний |
8. |
Кристина Д. |
5 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
9. |
Максим П. |
0 |
2 |
0 |
0,6 |
низкий |
10. |
Назар Т. |
6 |
6 |
6 |
6 |
высокий |
11. |
Назар С. |
5 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
12. |
Наташа М. |
1 |
2 |
1 |
1,3 |
низкий |
13. |
Олеся И. |
3 |
5 |
3 |
3,7 |
средний |
14. |
Снежана Г. |
5 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
15. |
Сергей А. |
1 |
2 |
3 |
2 |
средний |
Итак, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены учащиеся, имеющие высокий уровень развития литературно-творческих способностей (Алина Б., Дарья С., Кристина Д., Назар Т., Назар С., Снежанна Г. - 40 %), средним (Аня Ш., Артем П., Олеся И., Настя П., Сергей А. Лена Р., Коля Р., - 46,7 %) и низким (Максим П., Наталья М, - 13,3%) уровни развития литературно-творческих способностей.
Полученные данные диктуют
необходимость проводить работу
по развитию и дальнейшему
Рассмотрим подробнее результаты проведенного исследования по критериям, отражающим уровень развития литературно-творческих способностей младших школьников. Для этого составим таблицу № 5
Таблица №5
Свободная таблица критериев литературно-
Критерии Методики |
Качество сюжетосложения |
Описание героев |
Образность и строй языка |
«Сочинение сказки по картине» |
3,4 |
3 |
3,6 |
«Умение составлять сказку» |
3,6 |
4,2 |
3 |
«Сочинение сказки по словам» |
3 |
3,6 |
3 |
Средний балл |
3,3 |
3,6 |
3,2 |
По Таблице №5 мы видим, что все исследуемые нами критерии литературно-творческих способностей находятся на одинаково среднем уровне. Особое внимание необходимо уделить такому критерию, как качество сюжетосложения. Учащимся достаточно сложно прорабатывать содержание сюжета. Необходимо также работать и над увеличением объема создаваемых школьниками произведений, учить излагать мысли ясно и логично. Проработка образов героев, как правило, не отличается детализированностью и оригинальностью.
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности
После проведения констатирующего этапа исследования нами была спланирована и реализована работа по использованию сказки как средства развития литературно-творческих способностей младших школьников в урочной деятельности. Были даны следующие рекомендации для учителя.