Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа 09.12.12..doc

— 2.64 Мб (Скачать файл)

- низкий уровень: в  сказке нет названия, не выдержан  жанр, отсутствуют некоторые структурные  компоненты, сказка не закончена,  концовка в сказке неоригинальна -0 баллов.

описание героев

- высокий уровень:  герои, придуманные ребенком, соответствуют   фантастическому жанру, четко  разделены на добрых и злых, образы героев заимствованы из  традиционных сказок и тщательно  проработаны их внешний облик, характер – 6 баллов;

- средний уровень: ребенок нечетко разделяет героев на добрых и злых, образы героев заимствованы из традиционных сказок, но их внешний облик и характер проработаны недостаточно, поверхностно-3 балла;

- низкий уровень: герои  не соответствуют жанру, разделение  героев на добрых и злых весьма расплывчиво, образы героев не яркие и неоригинальные, детально не проработаны- 0 балла.

образность  и строй языка

- высокий уровень:  в тексте сказки присутствуют  «сказочные» обороты речи (жили-были, тут и сказке конец и т.д.); в сказке присутствуют изобразительно-выразительные средства речи (сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.); сказка большая по объему – 6 баллов;

- средний уровень:  в тексте сказки «сказочных»  оборотов речи мало; изобразительно-выразительных  средств речи недостаточно, сказка небольшая по объему – 3 баллов;

- низкий уровень: в  тексте сказки «сказочные» обороты  отсутствуют, изобразительно-выразительных  средств речи нет, сказка очень  маленькая по объему – 0 балов.

Творческие работы учащихся по методике «Умение составлять сказку» представлены в Приложении 1.3

После проведения методики, все данные были занесены в таблицу  №2.

 

 

 

Таблица №2

Показатели методики «Умение составлять сказку» на констатирующем этапе

Критерии

Ф.И. реб.

Качество

сюжетосложения

Описание героев

Образность и строй  языка

Средний

балл

1.

Алина Б.

6

6

6

6

2.

Артем П.

3

0

0

3

3.

Аня Ш.

6

6

3

5

4.

Анастасия П.

3

3

0

2

5.

Дарья С.

6

3

6

5

6.

Елена Р.

3

3

0

2

7.

Коля Р.

0

3

0

1

8.

Кристина Д.

3

6

6

5

9.

Максим П.

3

3

0

2

10.

Назар Т.

6

6

6

6

11.

Назар С.

3

6

6

5

12.

Наташа М.

3

3

0

2

13.

Олеся И.

3

6

6

5

14.

Снежана Г.

3

6

6

5

15.

Сергей А.

3

3

0

2

Средний балл

3,6

4,2

3

 

 

Проанализировав Таблицу  №2, мы пришли к следующим выводам: что высокий уровень развития литературно-творческих способностей наблюдается у 8 учащихся – Кристина Д., Назар Т., Алина Б., Снежанна Г., Олеси И., Ани Ш.,  Назар С., Дарья С. Работы этих учеников, так же как и в первой методики отличаются не только большим объемом, но и оригинальным сюжетосложением. Образы героев тщательно проработаны: описана внешность, характер и род занятий. Язык и стиль изложения соответствуют выбранному жанру, речь детей стройная, отличается наличием эпитетов и метафор.

Средний уровень развития литературно-творческих способностей выявлен у 5 учащихся - Максима П., Артема П., Натальи М, Сергея А., Насти П. Можно отметить достаточно неплохое сюжетосложение, однако образы героев проработаны поверхностно. Текст небольшой по объему. Беден и прост язык этих произведений.

Низкий уровень развития литературно-творческих способностей зафиксирован у 2 учащихся – Коли Р., Лены Р. Их тексты незакончены и нелогичны, развитие действия не показано. Нет названия, а герои лишь только называются, но ничего не сказано об их внешнем облике, характере. Для выражения своих мыслей учащиеся используют простые, однотипные конструкции, в которых много повторов.

Результаты проведенной методики «Умение составлять сказку»  показали, что у 53,3%  школьников литературно-творческие способности на высоком уровне, у 33,3%  школьников – на среднем уровне, у 13,4% - низкий уровень развития литературно-творческих способностей.

В целом, по методике «Сочинение сказки по картине» учащиеся данного класса имеют средний уровень развития литературно-творческих способностей.

Методика «Сочинение сказки по словам»

Цель: выявить особенности  литературно-творческих способностей младших школьников.

Материал: отдельные слова  –- ключ, шляпа, лодка, великан, принцесса, дорога

Ход исследования. Испытуемые записывали слова, затем составляли логически связный рассказ-сказку, используя данные слова.

Методика «Сочини сказку» оценивалась по следующим критериям и уровням:

качество сюжетосложения

- высокий уровень:  в сказке присутствует оригинальное  название; выдержана структура и  жанр, т.е. в сказке можно четко  выделить следующие структурные  компоненты: зачин, встреча с волшебным  героем и наделение волшебным предметом, преодоление препятствия,  награда; сказка изложена логично, т.е. явно прослеживается связь между частями текста, сказка имеет логичный конец; сказка отличается необычностью поворота сюжета или неожиданностью концовки – 6 баллов;

- средний уровень: название сказки обычно не оригинально; частично нарушена структура и выдержанность жанра (могут быть отклонения в другие жанры); изложение может быть нелогично; недостаточно продуманы повороты сюжета и концовки - 3 балла;

- низкий уровень: в  сказке нет названия, не выдержан жанр, отсутствуют некоторые структурные компоненты, сказка не закончена, концовка в сказке неоригинальна -0 баллов.

описание героев

- высокий уровень:  герои, придуманные ребенком, соответствуют  жанру, четко разделены на добрых и злых, образы героев заимствованы из традиционных сказок и тщательно проработаны их внешний облик, характер – 6 баллов;

- средний уровень:  ребенок нечетко разделяет героев  на добрых и злых, образы героев  заимствованы из традиционных  сказок, но их внешний облик и характер проработаны недостаточно, поверхностно-3 балла;

- низкий уровень: герои  не соответствуют жанру, разделение  героев на добрых и злых  весьма расплывчиво, образы героев  не яркие и неоригинальные, детально  не проработаны- 0 баллов.

образность и строй языка

- высокий уровень:  в тексте сказки употреблены  все слова, перечисленные в  инструкции, присутствуют «сказочные»  обороты речи (жили-были, тут и  сказке конец и т.д.); в сказке  присутствуют изобразительно-выразительные  средства речи (сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.); сказка большая по объему– 6 баллов;

- средний уровень:  в тексте сказки употреблены  не все слова, перечисленные  в инструкции, «сказочных» оборотов  речи мало; изобразительно-выразительных  средств речи недостаточно, сказка небольшая по объему-3 балла;

- низкий уровень: в  тексте сказки употреблены не  все слова, перечисленные в  инструкции, «сказочные» обороты  отсутствуют, изобразительно-выразительных  средств речи нет, сказка очень  маленькая по объему – 0 баллов.

Творческие работы учащихся по методики «Сочинение сказки по словам» представлены в Приложении 1.4

После проведения методики, все данные были занесены в таблицу  №3.

 

Таблица №3

Показатели методики «Сочинение сказки по словам»

на констатирующем этапе

Критерии

Ф.И. реб.

Качество

сюжетосложения

Описание героев

Образность и строй  языка

Средний

балл

1.

Алина Б.

6

6

6

6

2.

Артем П.

3

3

3

3

3.

Аня Ш.

3

6

6

5

4.

Анастасия П.

0

0

0

0

5.

Дарья С.

6

6

3

5

6.

Елена Р.

0

0

0

0

7.

Коля Р.

3

0

0

1

8.

Кристина

3

6

6

5

9.

Максим П.

0

0

0

0

10.

Назар Т.

6

6

6

6

11.

Назар С.

6

6

3

5

12.

Наташа М.

0

3

0

1

13.

Олеся И.

3

3

3

3

14.

Снежана Г.

3

6

6

5

15.

Сергей А.

3

3

3

3

Средний балл

3

3,6

3

 

 

Результаты, полученные по третьей методики, показали, что  в классе оказалось 7 учащихся, получивших высокие значения показателя развития литературно-творческих способностей – Кристина Д., Назар  Т., Алина Б., Снежанна Г., Ани Ш.,  Назар С., Дарья С. Работы этих учеников большие по объему, в них интересное развитие действия, четко прослеживается  завязка, кульминация и развязка и неожиданностью  концовки. Тексты сказок детей яркие, эмоциональные. Образы героев тщательно проработаны, описана внешность, характер и род занятий. В целом, необходимо отметить богатство фантазии, глубину и проработанность образов в данных работах. Особо следует оценить язык сказок, в них много сказочных слов и оборотов. Названия сказок интересны и оригинальны.

Средний уровень развития литературно-творческих способностей выявлен у 3 учащихся - Артема П., Олеси И., Сергея А. Качественный анализ их работ приводит к выводу о том, что при создании сюжета сказок учащиеся отступали от классических канонов волшебного построения, преодоление препятствия и встреча с героем описаны формально. Названия придуманы неоригинально. Образы героев не отличаются тщательной проработкой. Беден и прост язык этих произведений.

Низкий уровень развития литературно-творческих способностей зафиксирован у 5 учащихся – Максима П., Натальи М., Коли Р., Лены Р., Насти П. тексты созданные учащимися, очень маленькие по объему, они содержат обрывочные сведения и не отличаются оригинальными деталями. Образы героев совсем не проработаны, стиль изложения косноязычный, неэмоциональный.

Результаты проведенной  методики "Сочинение сказки по словам» показали, что у 46,7%  школьников литературно-творческие способности на высоком уровне, у 23%  школьников – на среднем уровне, у 33,3% - низкий уровень литературно-творческих способностей.

В классе по методике «Сочинение сказки по картине» зафиксированы средний уровень развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.

Результаты проведенных  исследований литературно-творческих способностей младших школьников представим в сводной таблице №4

 

Таблица №4

Показатели развитости литературно-творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе

Критерии

 

Ф.И. реб.

«Сочинение сказки по картине»

«Умение составлять сказку»

«Сочинение сказки по словам»

Средний

балл

Уровень

1.

Алина Б.

6

6

6

6

высокий

2.

Артем П.

1

3

3

2.3

средний

3.

Аня Ш.

3

5

5

4,3

средний

4.

Анастасия П.

3

2

0

1,7

средний

5.

Дарья С.

5

5

5

5

высокий

6.

Елена Р.

3

2

0

1,7

средний

7.

Коля Р.

3

1

1

1,7

средний

8.

Кристина Д.

5

5

5

5

высокий

9.

Максим П.

0

2

0

0,6

низкий

10.

Назар Т.

6

6

6

6

высокий

11.

Назар С.

5

5

5

5

высокий

12.

Наташа М.

1

2

1

1,3

низкий

13.

Олеся И.

3

5

3

3,7

средний

14.

Снежана Г.

5

5

5

5

высокий

15.

Сергей А.

1

2

3

2

средний


 

Итак, в ходе констатирующего  эксперимента были выявлены учащиеся, имеющие высокий уровень  развития литературно-творческих способностей (Алина Б., Дарья С., Кристина Д., Назар  Т., Назар С., Снежанна Г. - 40 %), средним (Аня Ш., Артем П., Олеся И., Настя П., Сергей А. Лена Р., Коля Р., - 46,7 %) и низким (Максим П., Наталья М, - 13,3%)  уровни развития литературно-творческих способностей.

Полученные данные диктуют  необходимость проводить работу по развитию и дальнейшему совершенствованию литературно-творческих способностей учащихся данного класса, особенно по показателю образность и строй языка. Особое внимание нужно уделить Коле Р., Максиму П., Наталье М.

Рассмотрим подробнее  результаты проведенного исследования по критериям, отражающим уровень развития литературно-творческих способностей младших школьников. Для этого составим таблицу № 5

Таблица №5

Свободная таблица критериев литературно-творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе

Критерии

Методики

Качество

сюжетосложения

Описание героев

Образность и строй  языка

«Сочинение сказки по картине»

3,4

3

3,6

«Умение составлять сказку»

3,6

4,2

3

«Сочинение сказки по словам»

3

3,6

3

Средний балл

3,3

3,6

3,2


 

По Таблице №5 мы видим, что все исследуемые нами критерии литературно-творческих способностей находятся на одинаково среднем уровне. Особое внимание необходимо уделить такому критерию, как качество сюжетосложения. Учащимся достаточно сложно прорабатывать содержание сюжета. Необходимо также работать и над увеличением объема создаваемых школьниками произведений, учить излагать мысли ясно и логично. Проработка образов героев, как правило, не отличается детализированностью и оригинальностью.

 

2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности

 

После проведения констатирующего этапа исследования нами была спланирована и реализована работа по использованию сказки как средства развития литературно-творческих способностей младших школьников в урочной деятельности. Были даны следующие рекомендации для учителя.

Информация о работе Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников