Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий организации опыта на освоение образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни. Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть уровень освоения образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни.
Проанализировать программы и пособия о содержании знаний о здоровом образе жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы здоровья и здорового образа жизни. 8
1.1 Понятия и значение здоровья и здорового образа жизни 8
1.2 Современные подходы формирования здоровья и здорового образа жизни 14
1.3 Содержание знаний о здоровом образе жизни 18
1.4 Условия формирования представлений о здоровом образе жизни 31
1.5 Опыт работы дошкольных образовательных учреждений 36
Заключение 41
Используемая литература 43

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 71.89 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1 Теоритический аспект проблемы орсвоения  образовательной области «Здоровье» детьми 5 года жизни Ошибка! Закладка не определена.

1.1 Понятия и значение здоровья  и здорового образа жизни Ошибка! Закладка не определена.

1.2 Приобщение детей 5 года жизни к ЗОЖ 13

1.3 Анализ содержания образовательной области «Здоровье» 17

1.4 Педагогические условия организации опыта освоения образовательной области «Здоровье» 29

Глава 2

Заключение Ошибка! Закладка не определена.

Используемая  литература 35

 

 

Введение

 

«Здоровье — это не все, но все без здоровья — ничто».

Сократ.

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный резерв страны, который в недалёком будущем будет определять её благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Здоровье рассматривается всемирной организацией здравоохранения, как полное физическое, психическое и социальное благополучие и такими учеными как, Ю. П. Лисицин, Н.В. Бордовской, С.В.Васильева как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

В соответствии с Концепцией «Охрана здоровья здоровых» от 21 марта 2003 г. N 113 в основе должен быть здоровый образ жизни и здоровая семья, правильно организованный труд, отдых и питание, экологическое благополучие.

Вместе с тем, настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Как  подтверждение данные Минздравсоцразвития России: общая заболеваемость детей в возрасте 0 – 14 лет увеличилась за семь лет (с 2001 до 2008г.) с 176 379 до 225 000 (в расчете на 100 тыс. детей соответствующего возраста), т.е. на 27,6%. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.). К 6-ти годам их число почти у 50 % детей возрастает до 4-5-ти. От 30 до 40 % детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, 20-25% - со стороны носоглотки, невротические проявления отмечены у 30-40 % детей младшего и у 20-30 % детей старшего дошкольного возраста. Наличие аллергических реакций отмечено у 10-30 % дошкольников, 10-25 % имеют отклонения со стороны сердечнососудистой системы (повышение артериального давления и др.), в 6-7-летнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления.

Среди детей  всех возрастов наиболее заметно  повысилась частота болезней крови, эндокринной системы, болезней мочеполовой  системы и опорно-двигательного  аппарата. Это связано с массой негативных явлений современной  жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака  и семьи; массовым распространение  алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и  семьи.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний  детей, подростков и молодежи за последние  десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось  количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 % до 15,1 %) и увеличилось число  детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (2-я группа — с 60,9 % до 67,6 %) и хронические  заболевания (3-я группа — с 15,9 % до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Современное общество отличается многообразием  примеров образа жизни человека, с  которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в  результате создается хаотичность  в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже  сложившиеся представления. Так  потребность в формировании у  детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует  поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. 

Для достижения гармонии с  природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства, т.к. дошкольный возраст  является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя».

 Сегодня Федеральные государственные требования дошкольного образования предусматривают реализацию образовательной области «Здоровье», нацеленной на охрану здоровья детей и формирование основ культуры здоровья, через сохранение и укреплении физического и психического здоровья детей; воспитание культурно гигиенических навыков;  формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 Проблема  укрепления здоровья и формирования  здорового образа жизни детей  нашла отражение в многочисленных  исследованиях психологов, педагогов,  политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

- обоснование связи физического  и психического состояния человека  находим в исследованиях И.С.  Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;

- проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.;

- принцип взаимосвязи   физиологического и психического  развития был реализован в  трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;

- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласова, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.

Несмотря  на многочисленные исследования, названная  проблема недостаточно разработана  в практике дошкольных образовательных  учреждений, что обусловливает выбор  темы настоящего исследования: Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье».

Однако, на наш взгляд, формирования здоровья  невозможно без того, что  ребенок сам должен понимать и  стремиться к здоровому образу жизни, так как отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому, очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений и желаний в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. 

Именно поэтому в настоящее  время ведется активный поиск  педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья дошкольников, не требующих особых материальных затрат. Наиболее перспективным  путем обновления содержания дошкольного  образования по О.С. Шнейдеру и С.А. Пономареву является  системная интеграция психолого-педагогических и естественных наук с целью создания единого информационного пространства для обучения основам здорового образа жизни,  формирования мотивации к нему и коррекции нарушенных функций детей дошкольного возраста.

Таким образом, актуальность исследования определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества в течение всей их учебной и трудовой деятельности; необходимостью создания целостной системы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, где дошкольное образование занимает ключевую позицию.

Объект исследования – является педагогический процесс,направленный на организацию опыта освоения образовательной области «Здоровья» детьми  5 гола жизни.

Предмет исследования – педагогические условия способствующие организации опыта по освоению детьми образовательной области «Здоровье» детьми 5 года жизни

Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий организации опыта на освоение образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть уровень освоения образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни.
  3. Проанализировать программы и пособия о содержании знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза педагогическими условиями организации опыта освоения образовательной области «Здоровье» являются: режим дня, спортивные и подвижные игры, специальные упражнения, занятия физической культурой, работа с родителями.

В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы: анализ и обобщение  научно-методической литературы и программ; изучение различных документов; реферировании

Глава 1 Теоритический аспект проблемы орсвоения образовательной области «Здоровье» детьми 5 года жизни 

 

1.1 Понятия и значение здоровья и здорового образа жизни 

В связи  с  актуальностью проблемы, обозначенной выше, сегодня педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (ЗОЖ), которые широко используются в системе понятий современного образования.

Однако  однозначного и всеобъемлющего определения  понятий «здоровье» и «здоровый  образ жизни» нет. Эти понятия  рассматриваются с разных точек  зрения.

На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов, Коджаспирова Г.М определяют здоровье как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений; состоянии полного телесного, душевного и социального благополучия; наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела [3;18].

С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма». В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления [18;42].

С эволюционной и экологической позиций Д.Д. Венедиктов раскрывает смысл понятия о здоровье как динамическом равновесие организма с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального с точки зрения целостности организма и необходимости его быстрой и адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде [5;104].

С социологической точки зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру. Развивая эту мысль, И.И. Брехман считает, что такое отношение в первую очередь должно проявляться в системе улучшения качества окружающей среды, сохранения собственного здоровья и здоровья других людей [4;27].

В психологии придерживаются мнения о том, что здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее ее отражение, в смысле преодоления: здоровье – не только состояние организма, но и стратегия жизни человека [20;6].

В.П. Казначеев  выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции комплексного подхода. Он считает, что здоровье - это «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [7;23].

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Таким образом, в специальной научной литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие  может характеризоваться как  емкая система, заключающая в  себе совокупность критериев, соотносимых  с требованиями общей культуры человечества.

Информация о работе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»