Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.
Т е м а и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности".
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.
П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности. 8
Социальная адаптация как научная проблема.
1.2Особенности социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста.
Игровая деятельность как средство социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной адаптации в старшем дошкольном возрасте. 46
2.1 Диагностика степени проявления социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Программа “Игры для детей дошкольного возраста,
направленные на социально - личностное развитие”.
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная юлии555 Microsoft Office Word (3).docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

Приамурский государственный  университет

имени Шолом-Алейхема

 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ – ЦПО

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

 

Специальность ___________________________________________________

код  наименование

ВКР ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

_____________________

(И.О. Фамилия)

«___» _____________________20___г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(дипломная работа)

на тему «Социальная  адаптация  старших дошкольников  средствами  игровой  деятельности»

 

 

Студент (ка) __6_курса

И.О.Фамилия _Егорова Ю. А.______________

(подпись)

Научный руководитель

И.О.Фамилия, уч. степень, уч. звание _______________

(подпись)

 

 

ВКР защищена с оценкой ____________

Технический секретарь ГАК

___________________И.О. Фамилия

 

г. Биробиджан

Содержание

Введение                                                                                                               3

Глава 1. Теоретическая  основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности.                                          8

    1. Социальная адаптация как научная проблема.                                           

           1.2Особенности социальной адаптации детей старшего

                дошкольного возраста.                                                                                                               

    1. Игровая деятельность как средство социальной

 адаптации детей старшего дошкольного возраста.                                                                       

                 Вывод по первой главе.                                                                                       

Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной    адаптации в старшем дошкольном возрасте.                                                    46

          2.1 Диагностика степени проявления  социальной  адаптации

                детей старшего дошкольного возраста.                                                                                       

          2.2 Программа  “Игры для детей дошкольного возраста,

                направленные на социально - личностное развитие”.

          2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.

                Вывод по второй главе.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

А к т у а л ь н о с т ь  и с с л е д о в а н и я:изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих проблем в обществе, в том числе и в дошкольном образовании, поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых эффективных, действенных механизмов социальной адаптации личности дошкольника к быстроменяющейся жизни в социуме, с разработкой современных  моделей  социальных  служб и воспитательных систем, методик воспитательно-образовательной работы. И поэтому на первое место социальная действительность и педагогика выдвигают проблему социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста, чей опыт общественной жизни находится на стадии формирования. Отсюда очень важным представляется изучение факторов и условий, определяющих успешную социальную адаптацию, а также разработка форм и содержания воспитательно-образовательной работы на начальном этапе периода адаптации дошкольников к окружающей среде в условиях общественного воспитания.

Сегодня в условиях глубоких перемен, происходящих в стране, идет перестройка  психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Возможно, для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, для других же, они становятся личной трагедией, приводят к депрессиям, дискомфорту, стрессам, социальной деградации. Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся дети, та часть общества, которая наиболее подвержена влияниям окружающей среды и не имеет достаточного социального "иммунитета", чтобы им противостоять. Именно, дети, в большей степени, чем взрослые, нуждаются в коллективной деятельности, общении и самоопределении в социуме, недостаток этого замедляет их развитие как социальное, так и индивидуальное.

Особую актуальность проблема социальной адаптации приобретает именно в  современных условиях, ибо увеличивается  сложность социальной среды: интенсивная  деятельность, недостаточность человеческого общения, быстро растущие, часто противоречивые потоки информации, увеличение числа социальных раздражителей, что вызывает рост психических нагрузок, эмоциональные стрессы. Ведущие к серьезным расстройствам психики. Это и есть социальные основания для необходимости исследования выбранной нами темы. С другой стороны, актуальность нашего исследования вытекает из недостаточности разработки проблемы в науке.

Первый опыт общения с миром ребенок приобретает в семье под чутким взором родителей и близких людей. Именно семья обеспечивает взаимодействие ребенка с окружающей средой, увеличивает его возможности познания мира и является одним из важнейших условий социального развития личности дошкольника. Она способствует формированию опыта взаимодействия с людьми, в освоении ребенком различных социальных ролей, умений общения со взрослыми людьми, сверстниками в процессе коллективной деятельности.

Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольным учреждениям исследовалась Е.А.Аркиным, Н.М. Аксариной, Н.Д.Ватутиной. Но ими рассматривались, в основном, общие проблемы адаптации ребенка, попавшего в новые для него условия при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников - адаптация через различные виды деятельности, но редко экспериментальной средой этих исследований становилась игровая деятельность.

Итак, исследуемую нами проблему мы видим на стыке двух научных направлений: 1) социальная адаптация старших  дошкольников, способная осуществляться самыми различными видами коллективной деятельности, специально организуемых и в которые ребенок включается как активный субъект; и 2)воспитательные возможности игровой деятельности, из которой мы выделяем для своего исследования, быть средством социальной адаптации детей при переходе их из семьи в новые общности взрослых и детей.

При анализе исследования изучаемой нами проблемы, мы установили, что многие исследователи (Т.Г.Дичев, В.П.Казначеев, И.А.Милославова, Б.Д.Парыгин, Л.М.Растова) в первую очередь уточняли само понятие "адаптация" как процесс активного регулирования взаимодействия индивида со средой, рассматривая его как процесс активного усвоения личностью общественного опыта в результате ее диалогического  взаимодействия с коллективом, с его нормами и ценностями, выработка на его основе образцов поведения и навыков межличностного общения.

Уточнение понятия "социальная адаптация" важно не только для развития понятийного  аппарата исследуемой проблемы, но и для решения практических задач, связанных эффективностью адаптации  в различных сферах социальной жизни (бытовой, правовой, трудовой и так  далее).

 Итак, в нашем исследовании  мы принимаем следующее определение  социальной адаптации - это постоянный  процесс активного приспособления  индивида к условиям социальной  среды; и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов,  определяющее характер поведения,  зависит от ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде.

В отечественной дошкольной педагогике достаточно широко изучено использование игры во всестороннем развитии  и воспитании  детей дошкольного возраста.  Игра  рассматривается здесь как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные задачи, связанные с умственным развитием и регуляцией поведения, формированием  отношений  между  детьми  и становлением самостоятельной   деятельности ребенка.

Ц е л ь  и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

Т е м а   и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами  игровой деятельности".

О б ъ е к т   и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.

П р е д м е т   и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

З а д а ч и и с с л е д о в а н и я:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности воздействия средств игровой деятельности на социальную адаптацию дошкольников.

3. Составить и апробировать комплекс мероприятий с использованием игровой деятельности, направленной на формирование социальной адаптации старших  дошкольников.

4. Проверить и проанализировать результаты исследования.

Г и п о т е з а нашего исследования: мы предположили, что социальная адаптация старших дошкольников будет формироваться эффективнее, если организовать развивающую среду для совместной  игровой деятельности с включением различных игр (дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных и т. п.).

М е т о д ы  и с с л е д о в а н и я:

1. Общетеоретические методы научного познания (анализ, систематизация, сравнение, сопоставление, обобщение).

2. Общепедагогические методы (анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования).

3. Диагностические методики.

4. Моделирование формирующего этапа.

5. Количественный и качественный анализ полученных данных исследования.

О р г а н и з а ц и я и с с л е д о в а н и я: исследование проводилось на базе дошкольных учреждений г. Биробиджан . В ходе опытно- экспериментальной работы приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет).

П р а к т и ч е с к а я з н а ч и м о с т ь  заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современного дошкольного образовательного учреждения позволит воспитателям шире решать вопросы, связанные с социальной адаптацией детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

Исследование проводилось  на базе старшей группы МКДОУ «Детский сад №45» г. Биробиджана с августа  по декабрь 2013г.

Работа имела следующие  э т а п ы:

– выделение проблемы исследования;

– изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

– определение методик  исследования;

– проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

– качественный и количественный анализ результатов исследования.

Дипломная работа включает:

– введение, которое отражает актуальность проблемы, объект, предмет, гипотезу, цель и задачи исследования;

– две главы: в первой дан теоретический анализ исследования проблемы, во второй – эмпирическое исследование;

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложение.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    1. Социальная адаптация как научная проблема.

 

Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и  педагогики. Среди них особо можно  выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан.

Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозначно. Изначально понятие «адаптация», как считает  И.С Зайцев, использовалось биологической  наукой и понималось как фундаментальное  свойство организма, отражающее уровень  его организации и изменчивости как биологической системы. Но в  дальнейшем понятие «адаптация»  находит свое применение в более  широких сферах: в психологии, педагогике, социологии и других науках гуманитарного  профиля.

В этих науках данное понятие  включает в себя взаимодействие личности с окружающей средой (социальным окружением, ближайшим и отдаленным). Если же адаптация рассматривается в  биологической парадигме как  «функциональная и морфологическая  перестройка живого организма для  сохранения его целостности в  процессе приспособления к живой  природе», то социальный аспект детерминирует  адаптацию как «социально-обусловленный  уровень отражения, связанный с  сознанием человека и направленный на приспособление индивида к условиям существования коллектива и общества».

И.С. Зайцев считает, что суть адаптации заключается в способности  организма после получения информации из внешнего мира отвечать адекватной реакцией на основе созданных адаптивных программ реагирования со средой. Это  предполагает формирование адаптивных организмов на основе памяти индивида о предшествующем опыте. Этим можно объяснить возможность адекватных социальных реакций человека при влиянии в новый коллектив, при попадании в новые социальные условия [7, с. 5].

Информация о работе Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности