Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".
Вопрос №11.Учение об ангелах.Происхождение и природа ангелов,ихбесплотность.Число ангелов и ангельская иерархия.Архангелы.
Догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части отрицательный характер. Достоверно об ангелах мы знаем очень мало. Само слово "ангел" (angelos) в переводе с греческого буквально означает "вестник" и указывает не на природу, как таковую, а на исполняемое служение. В Свящ. Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи: в Быт. 3 говорится о Херувиме с огненным мечем, поставленном у врат рая, в Быт. 28 — о видении лестницы патриархом Иаковом и др. Пророк Исайя имел видение Серафимов в храме (Ис. 6), в псалмах неоднократно говорится об ангелах, например: "Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе" (Пс. 90, 11).
В Новом Завете бытие этих существ также несомненно: Ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть, во время искушений в пустыне Господь был с ангелами, Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил. В истории ранней Церкви мы также видим действия ангелов. Так, ангел вывел апостола Петра из темницы. Об ангелах, как исполнителях воли Божией, многократно говорится в книге Откровения.
Происхождение Ангелов
В Символе
веры мы исповедуем Бога
Откровение не
говорит определенно о времени
сотворения бесплотных сил.
Святые отцы
также учат, что Ангелы были
сотворены прежде
Природа Ангелов
А. БЕСПЛОТНОСТЬ
В Писании
Ангелы именуются духами (Евр. 1:14).
Апостол Павел относит их к
миру невидимому (Кол. 1:16), что также
указывает на духовность их
природы. О бесплотности
В Писании Ангелы всегда изображаются в каких-либо чувственных, чаще всего в человеческих, образах. Это, однако, не говорит об их телесности. Сам Бог неоднократно в Ветхом Завете являлся в подобных же чувственных образах (три странника, купина, облако, Ангел и т.д.), потому что Бог временно может принимать любые формы, чтобы стать видимым. То же самое святые отцы говорят об Ангелах. "Ангелы, являясь, по воле Божией, достойным людям, являются не такими, каковы (они) сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их", - пишет святой Иоанн Дамаскин.
Таким образом,
ангельские языки,
Итак, Ангелы суть
чистые, или бесплотные, духи. Но
какова их природа по
Будучи бесплотны,
Ангелы свободны от телесных
потребностей. Они не нуждаются
в вещественной пище, хотя иногда
Библия изображает их
Ангелы не рождают себе подобных. Христос говорит, что в Воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22:29-30). Ангелы не "имеют нужды в браке, так как они не суть смертны", - пишет святой Иоанн Дамаскин. Так как они не могут размножаться, то были сотворены все сразу одновременно, и в таком множестве, что они превосходят, по мысли святителя Иоанна Златоуста, всякое число.
В некоторых апокрифах говорится о браке между Ангелами и женщинами. В книге Еноха текст из книги Бытия, где сказано о браках "сынов Божиих" с "дочерями человеческими" (Быт. 6:4), толкуется как сообщение о нечестивом "смешении женской крови с ангельским огнем". Однако отцы Церкви отвергают подобное толкование и считают, что здесь речь идет о браках между сифитами и каинитами. Впрочем, отдельные христианские писатели, в частности, Тертуллиан, святой Иустин Философ, Климент Александрийский, считали возможным союз падших ангелов и женщин. Тертуллиан писал, что сила женской прелести такова, что может соблазнить не только демонов, но и Ангелов (видимо, в этом смысле он понимал слова Апостола Павла: "Жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов" (1 Кор. 11, 10).
Мнение о возможности
брачных отношений человека с
богами (то есть демонами) было
очень распространено в
Б. ОТНОШЕНИЕ К ПРОСТРАНСТВУ И ВРЕМЕНИ
Ангелы бесплотны
и, следовательно, не занимают
места в пространстве. Они молниеносно
передвигаются, и для них не
существует препятствий. "Они
не удерживаются ни стенами,
ни дверями, ни запорами, ни
печатями" и могут временно
принимать различные
Им принадлежит бессмертие. Писание учит, что они умирать не могут (Лк. 20:36). Однако Ангел, по мнению святого Иоанна Дамаскина, "бессмертен не по природе, но по благодати (по дару), ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец". Святитель Григорий Палама, напротив, считает Ангелов бессмертными по природе так же, как и человеческие души. Именно в силу их бессмертия возможны вечные муки. Вечность ангельского мира - вечность тварная, имевшая начало. Ангелы были сотворены в первое мгновение сотворения мира, "в начале", на грани между временем и вечностью. "Из этой мгновенной временности, - пишет В. Лосский, - они вышли для вечной хвалы и служения или же бунта и ненависти. В тварной вечности существует некий процесс, потому что ангельская природа может непрестанно возрастать в стяжании вечных благ, но это совершается вне временной последовательности". "Все временные существа получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен, но добродетели конец беспределен... и Ангелы, эти бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму". Такого рода изменчивость ангельской природы связана с определенной, хотя и неизвестной нам временностью.
В. СОВЕРШЕНСТВО АНГЕЛЬСКОЙ ПРИРОДЫ
Ангелы сотворены по образу и подобию Божию. Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Творец Ангелов, приведший их из не-сущих в бытие, создал их по образу Своему бестелесными, разумными и свободными". Святитель Григорий Палама учит, что по подобию Божию мы значительно умалены, и в особенности теперь, от Ангелов. В отличие от нас, они всегда непосредственно причащаются Божественного Света, а уподобление Богу и происходит через озарение Его благодатью. По благодати и сиянию, по единению с Богом Ангелы превосходнее людей. Потому они и называются - вторые сияния, служители Высшего Сияния, вторые светы, отблески Первого Света, умные силы и служебные духи. "Ангел есть некое истечение (струя) Первого Света и причастие Его. И божественные умы, круговращаясь, соединяются с безначальным и бесконечным осиянием красоты и блага. Сам Бог есть Свет... И то, чем солнце является для чувственных существ, то для умных сил есть Бог". Называя святых Ангелов "струей Божества", не следует в пантеистическом смысле отождествлять их с некоей частью сущности или энергии Божией. Как и все существующее, Ангелы сотворены "из ничего" мановением Божественной воли. Сущность их тварна, но они обильно насыщаются Божественной благодатью и передают ее остальному творению, поэтому по причастию благодати именуются в богословии "реками Божественной Благости". Они созерцают Божество "насколько это для них возможно, и это служит им пищей", - пишет святой Иоанн Дамаскин. Он же дает определение Ангелу: "Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей". Вслед за святым Иоанном Дамаскиным, святитель Григорий Палама учит, что Ангелы как бесплотные органов чувств не имеют. "Добрые Ангелы, - пишет он, - имеют ведение чувств, но воспринимают это не чувственной и природной силой, а познают это боговидной силой (т.е. по благодати), и от этой силы ничто из настоящего, прошедшего или будущего укрыться не может".
Обладая разумом
и свободной волей, Ангелы
Их мудрость
представляется в Писании
Несмотря на свое совершенство, ангельская природа, будучи тварной, ограничена во всех отношениях. Ограниченность их разума не позволяет Ангелам познавать глубины Существа Божия (1 Кор. 2:11). Они не обладают всеведением, не знают будущего, если его не откроет им Сам Бог. Например, им неизвестен день и час Второго Пришествия (Мк. 13:32; Ис. 44:7). Для них не постижима до конца тайна Искупления, в которую они желали бы проникнуть (1 Пет. 1:12). Сокрыты от них, в известной мере, и помышления человеческих сердец (3 Цар. 8:39; Иер. 17:9). Иногда они предсказывают будущее, но не в силу собственного ведения, а по откровению свыше. Будучи бестелесны и свободны от телесных страстей, они "не бесстрастны", то есть не вполне свободны от духовных страстей, "ибо бесстрастно одно только Божество", - пишет святой Иоанн Дамаскин. В книге Иова сказано, что Бог не только в людях, но и в Ангелах Своих усматривает недостатки (Иов 4:18). Их воля и могущество ограничены их природой. Они не могут своей силой сотворить никакого чуда, если не получат повеления от Бога, Который один творит чудеса.
Лаодикийский Собор своим 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание как служителей Святой Троицы. Празднование 8 ноября (21 ноября по н.ст.) установлено не случайно. Ноябрь - девятый месяц, что символически указывает на девять чинов небесной иерархии. Восьмой день указывает на будущий Собор всех Небесных Сил в день Второго Славного Пришествия Христова. Когда окончится это время, исчисляемое седмицей, тогда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф. 25:31)
Число Ангелов