Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".

Вложенные файлы: 32 файла

Vopros_15.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос №15.Понятие о Промысле Божием.ВидыПромысла.Промысел Божий по отношению к ангелам.Бытие злых духов.Промысел Божий по отношению к ним.

Понятие о Промысле Божием. Промысл общий и частный

Христос учит: «Отец Мой  доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится мысль о постоянном Промышлении Бога о мире1. Хотя Бог почил в день седьмой от всех дел Своих, которые творил и созидал (т.е. от дел творения), Апостол говорит, что Бог Сам дает всему жизнь, и дыхание, и все... Мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян. 17, 25, 28). Сила Божия поддерживает бытие мира и участвует в действиях тварных сил. Постоянство законов природы есть также результат действий Божественной воли.

Промыслительная деятельность Творца есть закономерное следствие Благости и Премудрости Божией. Прп. Иоанн Дамаскин отмечает: «Один только Бог по природе благ и мудр. И, как благой, Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях, и кто не печется, тот порицается. А как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом»2. Православный катихизис определяет Промысл Божий следующим образом: «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы твари, направляя их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Таким образом, в Промысле наблюдаются две функции: сохранение сотворенного и управление миром.

Бог не только животворит мир, но и направляет его историю к  намеченным целям. Эти же две функции  Промысла выделяет и преподобный  Иоанн Дамаскин: «Промысл Божий есть попечение Бога о том, что существует». И опять: «Промысл есть воля Божия.по которой все целесообразным образом управляется».

Различают два вида Промысла Божия: общий и частный. Общий  Промысл Божий объемлет весь мир  вообще, как совокупность всех существ  с действующими в них силами и  законами, а частный простирается на все предметы и явления, как  бы малы они ни казались.

«Всемощное и святейшее Слово (Бога) Отца, обтекая все, и повсюду проявляя силы Свои, и освящая все видимое и невидимое, все содержит и объемлет в Себе, так что ничего не оставляет непричастным силе Своей, но все и во всем, каждое существо порознь и все существа вместе оживляет и сохраняет»4. «Как на Небе, так и на земле ничто не изъято из управления и провидения Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и на видимое, как на великое, так и на малое, потому что и все творения имеют нужду в Про мышлении Творца, и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению».

Божиим изволением стоит  все необъятное пространство мира. Бог небо и землю наполняет (Иер. 23, 24). Если Он отвратит лицо Свое, то все придет в смятение (Пс. 103, 29).

Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог одевает небо облаки, уготовляет земли дождь: прозябает на горах траву и злак на службу человеком (Пс. 146, 8).

Промысл Божий распространяется на весь животный мир. Очи всех на Тя (Господи) уповают, и Ты давши им пищу во благовремении, отверзавши Ты руку Твою и исполнявши всякое животно благоволения (Пс. 144, 15—16). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного (Мф. 10, 29).

Но самый главный предмет  БожияПромышления на земле — это человек. Бог знает помышления каждого (Пс. 138, 2), чувствования (Пс. 7, 10), даже вздохи (Пс. 77, 11), подает потребное всем прежде, чем у Него попросят о том (Мф. 6, 32), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего (Пс. 85, 1), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры (Мф. 17, 20) и если согласно с благом просящего, заключающимся в искании Царствия Божия (Мф. 6, 33). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути (Притч. 20, 24), Он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует (Иов. 5, 18). Любя праведных, Он щадит и грешных, не до конца гневается, ниже во век враждует (Пс. 102, 8—9), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести всех к покаянию (Рим. 2, 4). Эта всеобъемлющая, непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем».

Хотя Промысл Божий  действует повсюду, однако, «чтобы увидеть  Бога в Промысле Его, нужна чистота  ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям  Евангелия», — пишет святитель  Игнатий (Брянчанинов). Преподобный  Максим Исповедник говорит, что только через духовное озарение человеческий ум получает способность распознавать энергии Логоса, сокрытые и потаенные  под чувственными покровами тварного мира.

Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиной Домостроительства Божия (управления миром) и судом Божиим, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте? Отчего одни бедны — другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?» Долго был он занят этими размышлениями, и пришел к нему глас: «Антоний, внимай себе и не подвергай исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно».

Грехопадение внесло расстройство в нашу природу и в окружающий мир, и это затрудняет для нас  видение во всем Промысла Божия. Мы хотели бы видеть во всех явлениях жизни  благо, красоту, разумность. Часто мы встречаемся с противоположными явлениями: со злом, безобразием и  безумием. Все это существует не по воле Божией, хотя и зло Бог  Своим Промыслом обращает к благим последствиям для разумно претерпевающих таковое.

Святитель Василий Великий  пишет: «В том, что, существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или  недобрый час. Это слова людей  невежественных».

Только по нашей духовной слепоте мы не можем во всем уразумевать  Промысел Божий. «Если домогаешься  узнать: для чего жизнь грешника продолжается, а дни пришествия праведнику сокращаются? Для чего неправедный благоденствует, а праведный угнетается? Для чего похищен смертью отрок прежде, нежели пришел в совершенный возраст? Отчего войны, для чего кораблекрушения, землетрясения, засухи, излишество дождя? Для чего сотворено вредное для людей? Для чего один — раб, другой — свободен? Один — богат, другой — беден? Даже много разности как между излишество людей, разности как между грешащими, так и преуспевающими в добродетели: иная продана содержателю непотребного дома и поневоле живет в грехе, а другая с малолетства досталась доброй госпоже и воспитана в правилах целомудрия: за что же последняя облагодетельствована, а первая осуждена, и какое каждому воздаяние от Судии? Когда все это приходит тебе на мысль, рассуди, что судьбы Божий — бездна и, будучи заключены в Божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы. А верующим дано обетование от Бога: дам ти сокровища сокровенная, невидимая (Ис. 45, 3). Посему, когда удостоимся ведения «лицом к лицу», тогда узрим и «в сокровищах» Божиих «бездны».

Святитель Григорий Богослов пишет, что не следует Бога считать  неумелым Художником и Правителем мира только потому, что нам не известен образ управления. Бог мудро правит Вселенной. И «если ты не знаешь законов, это не значит, чтобы не знало  их и Слово. Ибо если ты не знаешь живописи, не следует, чтобы не знал ее и живописец. Или если тебе не известны свойства линий, не следует, чтобы  они были так же не известны геометру, как и тебе. Иное ты сам постиг, а с иным согласись благоразумно. И то уже признак разума, чтобы  покоряться разуму. Если все ясно, то скажи: где место вере? Ибо вера есть непытливое согласие».

Как согласовать Промысл  Божий и кажущуюся несправедливость: благоденствие злых и страдание праведных? На это отцы Церкви дают следующие ответы. То, что представляется для некоторых несовершенством в видимой природе, например, землетрясения, бури, наводнения и разные бедствия земные, само по себе, без отношения к чувствующим существам, не есть зло, а, напротив, в общей системе мировой составляет то же, что в живописи, при светлых красках — тени, что в музыке, при возвышенных и тонких звуках — звуки грубые и низкие. Злом же оно является только по отношению к чувствующим тварям и владыке их — человеку, покорившему через свой грех всю тварь суете (Рим. 8, 20) и нашедшему в этом самом и наказание за свой грех6. Но, наказывая таким образом человека, Бог, вместе с тем, и врачует, обращая разные физические бедствия в одно из самых важных и действенных средств к тому, чтобы вразумлять людей, удерживать от порока и приводить к добродетели. «Болезни, — говорит святитель Василий Великий, — в городах и народах, засухи, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое подобное зло посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, не от Бога зло, а Бог истребляет зло, подобно тому, как и врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушение же городов, землетрясения, наводнения, войны, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, происходящее от земли или моря, воздуха или огня и всякой другой причины, бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся, потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями».

Что касается зла нравственного, то хотя оно и допускается Богом  ради сохранения неприкосновенности человеческой свободы, обуславливающей возможность  самого добра8, но злое Им не только не поддерживается, но и пресекается  или уничтожается, чтобы оно уступило свое место возрастанию и торжеству  добра. Если же часто праведники, по-видимому, оставляются Богом, несмотря на свои непрестанные и теплые молитвы к Нему, и подвергаются самым тяжелым бедствиям, тогда как грешники благоденствуют, то при этом не нужно забывать, что никто из самых добродетельных людей не может похвалиться тем, что не нуждается в испытании своей добродетели, а также в живом, чувствительном напоминании о том, что настоящая жизнь не есть истинная, блаженная жизнь, а только путь к этой жизни. Кроме того, никто не видит, что происходит внутри людей благочестивых, какую высокую радость они получают наедине со своей совестью, и какое тяжкое наказание несут грешники от той же самой совести. Полного же воздаяния за добродетель и порок нужно ожидать только в будущей жизни. «Если нам открыто Царствие Небесное, — говорит Златоуст, — и показано воздаяние в будущей жизни, то уже не стоит и исследовать, почему праведные здесь терпят скорби, а порочные живут в удовольствиях. Ибо если там каждого ожидает награда по заслугам, то для чего возмущаться здешними событиями, счастливыми и несчастными. Этими бедствиями Бог покорных Ему упражняет, как мужественных борцов, а более слабых, нерадивых и не могущих переносить ничего тяжкого предварительно вразумляет на добрые дела». «Не нужно, поэтому как замечает Григорий Богослов (ввиду подобных явлений), дивиться, не постигая недомыслимой глубины Божиих распоряжений, по которым все совершается. Не нужно дивиться, зная, что миром управляет Художник, Который, конечно, премудрее нас и творение Свое ведет, к чему Ему угодно и как угодно, но, без всякого сомнения, к совершенству и уврачеванию, хотя врачуемые и огорчаются». По этой же причине, по наставлениям святителя Василия Великого, не нужно смущаться и тем, что часто молитвы не бывают выслушиваемы и удовлетворяемы Богом, так как это зависит оттого, что мы молимся или неискренно и неусердно, или же молимся о том, что нам несущественно полезно и необходимо, между тем как Бог лучше, чем мы сами, знает, что для нас более полезно и необходимо, соответственно с чем выслушивает и не выслушивает наши молитвы и удовлетворяет их или не удовлетворяет

Как известно, мир бесплотных духов состоит из добрых и злых Ангелов. Промысл Божий различен по отношению к тем и другим. Если святым Ангелам Бог содействует в их духовно-нравственном преуспеянии и управляет ими, то демонов Он ограничивает в их злодействе и направляет, хотя и против их воли, совершаемое ими зло к благим последствиям. Остановимся на Промысле Божием о добрых Ангелах.

А. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ О ДОБРЫХ АНГЕЛАХ

Так как добрые Ангелы пребывают  в единении с Богом и исполняли  порученные им служения, то Господь  непрестанно освещает и просвещает их Своим Божественным светом, делая  их по Себе вторыми светами или  отблесками Своего света, сообщая им Свою благодать, оставаясь их Учителем, Правителем и Освятителем. А поэтому они при посредстве порученных им Богом служений непрестанно возрастают и совершенствуются в своих духовных силах.

Предстоя Богу и всегда созерцая Его неизреченную славу, они  непрестанно возносят Ему свои хвалебные  песни и служат Богу в делах  Его Божеского Про мышления.

Так, Ангелы служат орудиями Промысла в самом же ангельском мире, потому что «чины ангельские поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния  Божий через высших»10. Престолы, например, Серафимы и Херувимы поучаются непосредственно от Бога, как высшие из всех и ближайшие к Богу, а потом они поучают и прочие чины, и, таким образом, по порядку высшие учат низших. Таким образом, согласно Православному исповеданию, высшие Ангелы сообщают всякое ведение и просвещение.

Ангелы служат Богу в Его  промыслительной деятельности и в мире чувственном. Поэтому когда «одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир, быв поставлены для управления стихиями и небесами, миром и всем, что в нем. Каждый из них получил (в заведование) одну какую-либо часть Вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире, как ведомо это было все Устроившему и Распределившему, и все они ведут к одному концу, по мановению Зиждителя всяческих».

Но особым предметом живого участия в Промышлении Божием о мире являются для Ангелов люди, причем как целые народы и общества, так и отдельные личности. Как видно из упоминаний в книге пророка Даниила об иудейском, еллинском и персидском ангелах-князьях, ко всем народам приставлены Богом особенные Ангелы, которые предстательствуют за них пред Богом и следят за их судьбой, направляя неведомыми средствами и путями к назначенной им Провидением цели. А как можно видеть из примера Церквей, и к каждой Церкви, или пастве, приставлен особый Ангел, который имеет свое невидимое наблюдение над ней и оказывает ей свое благодатное покровительство и содействие. Наконец, в чем, несомненно, убеждают слова Самого Господа об Ангелах (Мф. 18, 10), и каждому из верующих дается Богом особенный Ангел, который становится для каждого постоянным его хранителем и споспешником его спасения. Входя во внутреннее общение с верующими при вступлении его в Христову Церковь, Ангел-Хранитель неотступно присутствует при нем и наблюдает за ним во всю его жизнь, если только не бывает отгоняем со стороны верующего какими-либо нечистыми и враждебными действиями, а вместе с тем, как всегдашний его помощник и споспешник, наставляет его в вере и всяком добре, охраняет от всяких зол его душу и тело, возносит его молитву к Богу и сам о нем предстательствует пред Богом во всех земных нуждах и скорбях, и, наконец, по окончании этой жизни, не оставляет его своей помощью, проводя его душу в неведомую страну вечности.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"