Благодаря этим предсказаниям,
ко времени пришествия Спасителя
ожидание Его было у благочестивых
людей среди иудеев напряженным
и бодрственным. Видим это из Евангелия.
Таково ожидание СимеонаБогоприимца,
которому возвещено, что он не увидит смерти,
доколе не узрит Христа Господня (Лук.
2:26). Таков ответ самарянки Спасителю:
Знаю, что придет Мессия, то есть Христос:
когда Он придет, то возвестит нам все
(Иоан. 4:25). Таковы вопросы иудеев, приходивших
к Иоанну Крестителю: "Ты ли Христос?"
(Иоан. 1:20-25); слова Андрея, первозванного
апостола, после его первой встречи со
Христом, обращенные к своему брату Симону:
"мы нашли Мессию" (Иоан. 1:41), а равно
и подобные слова Филиппа Нафанаилу в
Евангелии об их призвании к апостольству
(ст. 44-45). О том же свидетельствует и настроение
народа во время входа Господня в Иерусалим.
3. - Нужно к сказанному
прибавить, что к принятию Спасителя
был приготовляем не только народ иудейский,
но и весь мир, хотя и в меньшей степени.
Сохранялись и в языческом
мире - правда, в искаженном виде - предания
о происхождении и первобытном
счастливом состоянии человека (о
золотом веке), о падении прародителей
в раю, о потопе, как следствии
развращения людей, и что важнее
всего: предание о грядущем Искупителе
рода человеческого и ожидание Его
пришествия, как это видим из сочинений
Платона, Плутарха, Вергилия, Овидия, Страбона,
а равно, из истории религий древнего мира
(предсказания Севиллы, о котором читаем
у Цицерона и Вергилия).
Язычники находились
в общении с избранным народом,
при помощи взаимных посещений,
мореплавания, войн, отвода в плен
иудеев, особенно, в годы ассирийского
и вавилонского плена, через
торговлю и благодаря рассеянию
иудеев по разным странам частей
старого света к концу ветхозаветного
периода. При всех условиях свет веры в
Единого Бога и надежды на Искупителя
мог распространяться и на другие народы.
За два с лишним
столетия до Рождества Христова
был сделан перевод священных
еврейских книг на греческий
язык, и многие из языческих
ученых, писателей и вообще образованных
лиц пользовались ими, о чем
имеются разнообразные свидетельства,
а в частности - древнехристианских
писателей.
Знаем из Священного
Писания, что и вне избранного
народа были люди, хранившие веру
в Единого Бога и стоявшие
на пути к принятию благовестия.
Это видно из книги Бытия о Мелхиседеке,
история Иова, рассказ о Моисеевом тесте
Иофоремадиамском, о Валааме, который
пророчествовал о Мессии ("вижу Его,
но Его еще нет, зрю Его, но не близко..."),
покаяние ниневитян после проповеди Ионы.
О готовности лучших людей языческого
мира к принятию благовествования о Спасителе
говорит то, что проповедью апостолов
Христова Церковь была быстро насаждена
во всех странах языческого мира, и Сам
Христос иногда встречал в язычниках такую
веру, какой не находил в самих иудеях.
"Когда пришла полнота
времени" (Гал. 4:4), - когда род человеческий,
вслед за Адамом, в полной мере вкусил
(в духовном смысле) от древа познания
добра и зла и узнал на опыте сладость
доброделания и горечь злодеяний; - когда
преобладающая часть людей достигла крайней
степени нечестия и развращения, - когда
в лучшей, хотя меньшей его части стала
особенно сильна жажда (тоска) - видеть
обещанного Избавителя, Примирителя, Спасителя,
Мессию; - когда, наконец, по воле Божией,
были подготовлены политические обстоятельства:
объединение в одно целое цивилизованной
части человечества под властью Рима,
что весьма благоприятствовало распространению
веры и Церкви Христовой, - тогда пришел
на землю Обетованный и Ожидаемый Сын
Божий.