Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".
Вопрос №22.Учение о Церкви.ГлаваЦеркви.Свойства Церкви.
Церковь Христова. Понятие о Церкви Христовой на земле.
По буквальному смыслу слова, Церковь есть "собрание," по греч. ekklisia, от ekkaleo собираю. В таком смысле употреблялось оно и Ветхом Завете (евр. кahal).
В новом Завете именование
это имеет несравненно более
глубокий и таинственный смысл,
Новозаветная Церковь есть новое Божие насаждение, Божий сад, Божий виноградник. Господь Иисус Христос Своей земной жизнью, крестной смертью и воскресеньем внес новые благодатные силы, новую, способную к богатому оплодотворению, жизнь в человечество. Эти силы мы имеем в святой Церкви, которая есть "тело Его."
Священное Писание
богато выразительными
А) Образ Виноградной
Лозы и ее ветвей: Иоанна 15:1-8. "Я
есть истинная виноградная
Б) Образ Пастыря и стада: Иоанна 10:1-16. "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; А входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. Истинно, истинно говорю вам, что Я - дверь овцам. Все, сколько их не приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет. Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Я есть пастырь добрый и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь."
В) Образ Главы и тела: Ефес. 1:22-23 и др. Отец: "И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем."
Г) Образ строящего здания: Ефес. 2:19-22. "Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господне, на котором и вы устроитесь в жилище Божие Духом."
Д) Образ Дома, семьи: 1 Тим. 3:15. "...Если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины." - Евр. 3:6, Христос - "Как Сын в доме Его; дом же Его - мы."
Сюда относятся также евангельские образы: рыболовного невода, засеянного поля, виноградника Божия.
У Отцов Церкви часто встречается сравнение Церкви в мире с кораблем в море.
Ап. Павел, сравнивая жизнь Церкви во Христе с браком, или отношениями мужа и жены, заключает свою мысль словами: "Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви" (Еф. 5:32). Жизнь Церкви в своем существе таинственна, течение ее жизни не вмещается вполне ни в какую "историю"; Церковь совершенно отлична от какого бы то ни было на земле организованного общества.
Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение.
Христова Церковь получила
свое бытие с пришествием на
землю Сына Божия, когда
Начало бытия ее
в полном виде и значении, с
полнотой даров Духа Святого,
Есть день Пятидесятницы после
вознесения Господня. В этот день,
после сошествия Святого Духа
на апостолов, в Иерусалиме
крестилось около трех тысяч
человек, и далее Господь
Будучи "телом Христовым," Церковь "Растет возрастом Божиим" (Колос. 2:9). Сравнивая Церковь со зданием, Апостол наставляет, что строительство ее не замкнуто, оно продолжается: "Все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе" (Ефес. 2:21). Это рост не только в смысле видимого, количественного расширения Церкви на земле: еще в большей степени это духовный рост, совершение святых, наполнение небесно-земного мира святостью. Чрез Церковь совершается предназначенное Отцом "Устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом" (Ефес. 1:10).
В смысле земного
роста, Церковь развивается со
стороны богослужебной,
Церковь есть наш
духовный Дом. Как с родным
домом, и более чем с родным
домом, - с нею тесно связаны
у христианина его мысли и
его действия. В ней надлежит
ему, пока он живет на земле,
совершать свое спасение, пользоваться
даваемыми ею благодатными
О том, как, благодатью Божию происходит в человеке духовное возрождение и духовное возрастание, в какой последовательности обычно совершается оно, какие препятствия надлежит преодолевать ему на спасительном пути, как ему сочетать необходимые собственные усилия с благодатной помощью Божией, - обо всем этом говорят особые отделы богословской и духовной науки, называемые Нравственным богословием и Аскетикой.
Догматическое же богословие
ограничивает предмет о Церкви
рассмотрением благодатных
Глава Церкви.
Спаситель, давая перед
Своим вознесением полномочия
апостолам, совершенно ясно
Господь Иисус Христос есть Основатель Церкви: "И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Матф. 16:18).
Христос есть и Основание Церкви, ее Краеугольный Камень: "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос." (1 Кор. 3:11).
Он есть и Глава
ее. Того (Бог Отец) - "И все покорил
под ноги Его, и поставил
Его выше всего, главою Церкви,
которая есть Тело Его,
Христос есть Пастырь
добрый Своего стада - Церкви.
Мы имеем Пастыря овец
Сам Христос есть невидимый верховный Епископ Церкви. Священномученик Игнатий Богоносец, муж апостольский, называет Господа episkoposaoratos - "Епископ Невидимый."
Христос есть вечный Первосвященник Церкви Своей, как изъяснил ап. Павел в послании к Евреям. Ветхозаветных первосвященников "было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи жив, чтобы ходатайствовать за них" (Евр. 7:23 и 25).
Он есть, по Откровению св. Иоанна Богослова, "Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит" (Откр. 3:7).
Истина, что Сам Христос есть Глава Церкви, всегда живо проходила и проходит чрез самосознание Церкви. И в наших ежедневных молитвах читаем мы: Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец (веч.молитва св. Антиоха).
Христова Православная
Церковь отвергает признание
еще другой единой главы
Златоуст поучает в
беседах на послание к
Отрицание древней
Церковью взгляда на Римского
епископа, как на главу Церкви
и как на заместителя Христа
на земле, отразилось в
Второй вселенский собор епископов, по окончании своих деяний, написал к папе Дамасу и другим епископам Римской церкви, заканчивающееся так:
"Когда таким образом учение веры согласно, и христианская любовь утверждена в нас,-мы перестанем говорить слова, осужденные апостолом: я Павлов, а я Аполлосов, я же Кифин; и когда все явимся Христовыми, так как Христос не разделился в нас, то по милости Божией сохраним тело Церкви неразделенным и смело предстанем пред престолом Господа."
Главный деятель третьего собора вселенского, св. Кирилл Александрийский, в "Послании на святый символ," помещаемом при Деяниях этого собора, пишет: "Святейшие отцы ..., собравшись некогда в Никее, составили достоуважаемый вселенский символ, с коими восседал и Сам Христос, сказавший: где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их. Ибо как можно сомневаться в том, что Христос председательствовал на святом и вселенском соборе? Потому что здесь некоторый базис и основание твердое, несокрушимое полагалось и даже распространялось на всю вселенную, то есть это святое и безукоризненное исповедание. Если это так, то разве мог отсутствовать Христос, когда Он есть основание, по словам премудрого Павла: иного основания никто не может положить, кроме лежащего, которое есть Иисус Христос.
Блаженный Феодорит в беседе, помещаемой также в Деяниях третьего вселенского собора, обращаясь к еретикам, последователям Нестория, говорит:
"Христос - камень претыкания и соблазна для неверных, но не посрамляющий верных, камень драгоценный и основание, по слову Исаии; Христос есть камень, который отвергли зиждушие и который сделался во главу угла. Христос - основание Церкви. Христос есть камень, который нерукотворенно отторгнут и обратился в великую гору и покрыл вселенную, по пророчеству Даниила, за Которого, с Которым и силою Которого мы воинствуем и ради Которого мы удалены от царствующего града, но не исключаемся из царства небесного; ибо имеем "вышний" град "Иерусалим, которого художник и содетель Бог," как сказал Павел" (Деян. Всел. Соб., изд. Казанск. Дух. Ак., т. 1 изд. 3, стр. 126; т. 2 изд. 2, стр. 178; т. 1 изд.3, стр. 365).
О камне, на коем обетовал Господь ап. Петру создать Церковь Свою, св. Ювеналий, патр. Иерусалимский, в послании к палестинскому духовенству после Халкидонского (четвертого) Вселенского собора пишет:
"Когда верховный и первый из апостолов Петр сказал: "Ты Есть Христос, Сын Бога Живого," то Господь отвечал: "Блажен ты Симон, сын Ионы, ибо не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой сущий на небесах. И я тебе говорю, ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.". На этом исповедании укреплена Церковь Божия, и эту веру, преданную нам св. апостолами, Церковь сохранила и будет сохранять до конца мира" (Деян. Всел. Соб., т. 4 изд.1, стр.192).