Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".

Вложенные файлы: 32 файла

Vopros_23.docx

— 24.95 Кб (Скачать файл)

Вопрос №23.Церковная  иерархия.Трехстепенность иерархии, ее преемственность и непрерывность.Соборы Церкви.

Церковная иерархия.

Все члены Церкви Христовой  призваны совершать свое спасение во Христе. Все равны перед судом  Божиим. Однако, подобно тому, как  части тела имеют разное значение для жизни организма, и как  в доме-здании каждая часть имеет  свое назначение, - так и в Церкви существуют разные служения. Высшее служение в Церкви, как организации, несет  иерархия. Она выделяется из рядовых  членов.

  Иерархия установлена  Господом Иисусом Христом. "И  Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами,  иных пастырями и учителями,  к совершению святых, на дело  служения, для созидания тела  Христова, доколе все придем в  единство веры и познания Сына  Божия, в муже совершенного, в  меру полного возраста Христова" (Еф. 4:11-13).

  Никто в Церкви не  берет сам на себя иерархического  служения: только - призванный и законно  поставленный через таинство  рукоположения. И никто сам  собою не приемлет этой чести,  но призываемый Богом, как и  Аарон (Евр. 5:4). Какой бы высокой  нравственности не был человек,  он не может исполнять иерархического  служения без особого посвящения. Нет возможности поэтому провести параллель между степенью высоты нравственной и степенью высоты иерархической: - здесь желательно, но не всегда достижимо полное соответствие.

  Господь Иисус Христос  во время Своего земного служения  избрал из среды Своих последователей двенадцать учеников-апостолов (посланников), наделив их особыми духовными дарами и особой властью. Явившись им после Своего воскресения, Он сказал им: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Иоан. 20:21-23). Эти слова говорят о необходимости посланничества свыше для исполнения служения апостольского, а вслед за ним - пастырского. Объем этих служений выражен в последних словах Господа ученикам перед Его вознесением: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мт. 28:19-20).

  В последних словах Спаситель указал на тройное служение апостолов в их посланничестве: а) учить (научите), б) священнодействовать (крестя) и в) управлять (уча их блюсти все); в словах же: се Я с вами до скончания века - благословил на дело пастырства их преемников на все время до конца веков, когда окончится и бытие земной Церкви. Приведенные перед этим слова Господа, приимите Дух Свят (Иоан. 20:21) свидетельствуют, что эти полномочия пастырства неразрывно соединены с особыми дарами благодати Святого Духа. Три иерархические служения объединяются в едином понятии пастырства, согласно выражениям Самого Господа: паси агнцы Мои, паси овцы Мои (Иоан. 21:15-17), - и апостолов (1 Петр. 5:2 - пасите Божие стадо).

  Апостолы всегда проводили  мысль о богоучрежденности иерархии. По особому чину произошло сопричисление к лику двенадцати ап. Матфея, вместо отпавшего Иуды (Деян., гл. 1): этот чин - избрание достойных лиц для жребия, молитва и жребий. Сами апостолы поставляли через рукоположение заместителей себе - епископов. Ап. Павел пишет Тимофею: Не народи о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4:14). И в другой раз апостол пишет ему: Напоминаю тебе взгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим. 1:6). Тимофею и Титу, епископам Ефеса и Крита, усвояется право поставлять пресвитеров: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Титу 1:5). Так же право награждать пресвитеров: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: "не заграждай рта у вола молотящего" и "трудящийся достоин награды своей" (1 Тим. 5:17-18). Право разбирать обвинения на пресвитеров: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1 Тим. 5:19).

  Таким образом, апостолы - те именно из них, кто были  призваны к высшему служению  в Церкви Самим Господом, - поставляли епископов, в качестве своих непосредственных преемников и продолжателей, и пресвитеров, как своих и их помощников, как "руки" епископов, возлагая дальнейшее дело рукоположения пресвитеров на епископов.

  Пресвитеры (букв.: "старейшие") были как в апостольское время, так и во все последующее - и являются ныне - второй степенью иерархии. Апостолы Павел и Варнава, как повествует книга Деяний, проходя Листру, Антиохию и Иконию, рукополагали пресвитеров в каждой церкви (14:23). Для решения вопроса об обрезании отправляется посольство в Иерусалим к апостолам и пресвитерам (Деян. 15:2); на апостольском соборе пресвитеры занимают место с апостолами (15:6). Ап. Иаков наставляет: Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне (Иак. 5:14). Из наставления ап. Иакова видим, что а) пресвитеры совершают церковные священнодействия, и что б) пресвитеров в первенствующей церкви в отдельной общине могло быть несколько человек, тогда как епископ поставлялся один для города и области при нем.

  В апостольских писаниях  не всегда различаются названия: "епископы" и "пресвитеры." Так, по кн. Деяний, ап. Павел призвал к себе в Милит пресвитеры церковные из Эфеса и, поучая их, говорил: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею (Деян. 20:28). Однако, из этого и подобных выражений нельзя заключать, что в апостольский век два чина - епископский и пресвитерский - были слиты в один. Это показывает лишь, что в первый век церковная терминология еще не была так отчеканена, как впоследствии, и слово "епископ" употреблялся в двух смыслах: то в специальном значении высшей иерархической степени, то в обычном общем смысле "наблюдения," согласно греческому словоупотреблению того времени. И в нашей бытовой терминологии, напр., слово "инспектировать" далеко не значит обязательно состоять в должности "инспектора."

  Третью иерархическую степень в Церкви составляют диаконы. Диаконы, в числе семи, были избраны иерусалимской общиной и рукоположены апостолами (Деян. 6 гл.). Первым назначением их была помощь апостолам в практической, прикладной деятельности: им было поручено "пещись о столах" - раздавать пищу и заботиться о вдовах. За этими 7-ю мужами утвердилось название диаконов (в 6 главе еще нет этого имени). Из пастырских посланий видно, что диаконы поставлены епископами (1 Тим. 3:8-13). По кн. Деяний, для диаконского служения избраны люди, "исполненные Святого Духа и мудрости." Они принимали участие в проповеди, как св. Стефан, запечатлевший свою проповедь о Христе мученической смертью; как св. Филипп, совершивший крещение евнуха (8:5 и 38). В послании к Филиппинцам ап. Павел посылает приветствие "епископам и диаконам" (1:1), как носителям благодатного иерархического служения, помощникам епископов. Св. Иустин Мученик пишет: "так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют." Это значит, что они раздавали и разносили верующим не только пищу вообще, но и Евхаристические дары. Само служение их поэтому носило в древней Церкви, как и ныне, богослужебно-благодатный характер.

  На соборе Неокесарийском 314 года было постановлено, чтобы число диаконов в общине, даже в многолюдном городе, не превышало семи, причем сделана ссылка на кн. Деяний. В древних церковных памятниках иногда называются епископы и диаконы, без упоминания о пресвитерах, очевидно, в виду того, что епископы сами являлись представителями общин.

  Таким образом, церковная иерархия состоит из трех степеней. Все три степени не могут быть восхищены по личному только желанию, а даются Церковью, и составление на них совершается Божиим благословением через епископское рукоположение.

  Все три степени  священства необходимы в Церкви. Хотя малая община может иметь  представителей иерархии только  одной или же двух степеней (иерея, иерея и диакона, двух  иереев пр.), но в Церкви, как  в целом, хотя бы и поместной,  необходима полнота иерархии. Апостольский  ученик, апостольский муж, св. Игнатий  в посланиях своих выражает  свидетельство древней Церкви  об этом. Он пишет: "Необходимо, как вы и поступаете, ничего  не делать без епископа. Повинуйтесь  так же и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа - надежды нашей, в Котором да даст Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески содействовать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией"..."Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви" (Игн. Богоносец, посл. к Траллианам, п. 2; к Смирнянам, п. 8).

  Епископы составляют высший чин иерархии. Жизнь вообще не допускает безначалия, и высшая, главенствующая над пресвитерами и диаконам степень иерархии диктуется самой логикой жизни. То же ясно из древних церковных памятников. Тот же св. Игнатий пишет: "где епископ, там должен быть и народ, равно как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь" (к Смирн., п. 8). По выражению Тертуллиана, "без епископа нет Церкви" (против Маркиона 4:5).

  Среди епископов есть  главнейшие по положению, но  не по иерархическому, благодатному  достоинству. Так было и в  среде самих апостолов. Хотя  между апостолами были особенно  уважаемые и знаменитейшие, почитаемые  столпами (Гал.2:2 и 9), однако все  были равны по существу, по  апостольской степени. "Я думаю,  что у меня ни в чем нет  недостатка против высших апостолов" (2 Кор. 11:5; 12:11), дважды заявляет ап. Павел, прибавляя: "хотя я и  ничто." Взаимные отношения апостолов были построены на основе иерархического равенства. Касаясь своего путешествия в Иерусалим для свидания со знаменитейшими апостолами Иаковом, Петром и Иоанном, ап. Павел поясняет, что он ходил "по откровению," проверяя себя соборным сознанием апостолов, но не личным взглядом кого либо из самых знаменитейших. "И в знаменитых чем-либо, какими бы они не были когда- либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека" (Гал. 2:1-6). Что же касается отдельных лиц, то "когда Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергся нареканию" за отношение к необрезанным христианам (Гал. 2:11).

  Такие же взаимоотношения  по принципу иерархически благодатного  равенства остались навсегда  в Церкви у апостольских преемников - епископов. Когда явилась у  апостолов потребность обратиться  к авторитетному высшему голосу  или суду, - это было по поводу  возникших в Антиохии важных недоумений относительно применения обрядового Моисеева закона, - то апостолы собрались на собор в Иерусалиме (Деян. 15 гл.) и постановление собора признали обязательным для всей Церкви (Деян. 16:4). Этим они дали пример для соборного решения важнейших вопросов в Церкви на все времена.

  Таким образом, высшим  органом власти в Церкви и  высшим авторитетом является  собор епископов: для поместной  Церкви - ее местных епископов,  а для вселенской - собор епископов  всей Церкви.

Преемственность и  непрерывность епископства в  Церкви.

  Преемственность от  апостолов и непрерывность епископства  составляют одну из существенных  сторон Церкви. И наоборот: отсутствие  преемственности епископства в  той или иной христианской  деноминации лишает ее свойства  истинной Церкви, даже при наличии  неискаженного догматического учения. Такое понимание присуще было  Церкви от ее начала. Из "Церковной  истории" Евсевия Кесарийского знаем, что все поместные древнехристианские церкви сохраняли списки своих епископов в их непрерывной преемственности.

  "Мы можем, - пишет  св. Ириней Лионский, - перечислить тех, кто от апостолов поставлены епископами в церквах, и преемников их даже до нас," и действительно, перечисляет в порядке преемства епископов Римской церкви почти до конца второго века ("Против ересей," 3 гл. 3). - Тот же взгляд на важность преемства выражал и Тертуллиан. Он писал о еретиках его времени: "Пусть покажут начала своих церквей и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская - Климента, рукоположенного Петром; равно и прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени" (Терт. "О предписаниях" против еретиков).

Соборы Церкви

Православная Христова Церковь  есть тело Христово, духовный организм, у которого Глава - Христос. Она имеет  единый дух, единую общую веру, единое и общее, соборное, кафолическое сознание, руководимое Духом Святым, но утверждающееся в своих суждениях на конкретных, определенных основаниях Священного Писания  и Св. Апостольского Предания. Это кафолическое сознание всегда присуще Церкви, но более определенным образом оно выражено на вселенских соборах Церкви. От глубокой христианской древности созывались дважды в год поместные соборы отдельных православных церквей, согласно 37-му правилу св. Апостолов. Также многократно в истории Церкви бывали соборы епископов областные, более широкого объема, чем отдельных церквей, и, наконец, соборы епископов всей Православной Церкви, Востока и Запада. Таких соборов - Вселенских - Церковь признает семь.

 Вселенские соборы  точно формулировали и утвердили  ряд основных истин христианской  православной веры, защитив древнее  учение Церкви от искажений  еретиков. Вселенские соборы также  формулировали и обязали ко всеобщему единообразному исполнению многочисленных законов и правил общецерковной и частной христианской жизни, называемых церковными канонами. Вселенские соборы, наконец, утвердили догматические определения ряда соборов поместных, а равно догматические изложения, составленные некоторыми отцами Церкви (напр., исповедание веры св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, правила св. Василия Великого и др.).

 Нужно помнить, что  соборы Церкви выносили свои  догматические определения после  тщательного, исчерпывающего и  полного рассмотрения всех мест Св. Писания, касающихся поставленного вопроса, свидетельствуя при этом, что вселенская Церковь так именно понимала приводимые указания Св. Писания. Таким образом, вероопределения соборов выражают гармонию Св. Писания и соборного Предания Церкви. По этой причине сами эти определения становились, в свою очередь, подлинным, нерушимым, авторитетным основанием на данных Св. Писания и Апостольского Предания, вселенским и Священным Преданием Церкви.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"