Рефераты по философии

Понятия «вкуса» и «эстетического вкуса»; объективность и субъективность эстетических суждений

19 Декабря 2012, реферат

Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных обстоятельств и всегда несет на себе печать классовых предпочтений и ценностей. Единых эстетических вкусов, норм, пригодных для всех времен и народов, для всех общественных групп не существует.
Эстетический и художественный вкусы не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его предпочтения и наоборот – делать его терпимым и многогранным.

Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю

16 Февраля 2014, реферат

Противоречивость мира и бытия, смысл жизни, отношение к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в мире и в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителей во все времена. Но особенно актуальными они стали именно в ХХ веке, который войдет в историю как эпоха бурного развития техники и появления техногенной среды обитания, эпоха драматичных политических преобразований и глобальных войн, эпоха становления и краха невиданных до этого тоталитарных режимов.

Понятия мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия

18 Ноября 2013, доклад

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение - своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации. Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское.

Поняття світогляду, його структура і функції

11 Сентября 2013, реферат

Для розуміння, усвідомлення складних питань, що ставлять перед собою люди, розв’язання більш конкретних практичних завдань потрібен широкий кругозір, бачення перспектив розвитку світу і людства. Необхідно розуміти смисл і мету нашого життя: що ми робимо і для чого, які наші устремління, як вони сприймаються людьми тощо. Сукупність таких уявлень про світ та місце і роль людини в світі можна назвати світоглядом.
Отже, світогляд — це сукупність поглядів, оцінок, принципів, що визначають найзагальніше усвідомлення, розуміння світу, місця в ньому людини, а також її ціннісні орієнтації та життєві позиції.

Портрет русского философа: В. С. Соловьев

16 Января 2013, реферат

В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли, Соловьев предпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинга) и научный эмпиризм. Однако беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным «оправданием» жизненно-нравственных поисков и мифо-поэтических мечтаний Соловьева.

Портрет философа на фоне эпохи «Аристотель – величайший философ»

12 Мая 2015, сочинение

Величайшим из непосредственных учеников Платона был Аристотель. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире - городе на северо - западном побережье Эгейского моря. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Но не смотря на это Аристотель являлся яркой фигурой, по сравнению с другими древнегреческими философам. Аристотель отличался невероятной работоспособностью.

Последняя книга Бергсона

30 Апреля 2013, реферат

Книга «Два источника морали и религии», вышедшая в свет в Париже в 1932 году, является последним сочинением Бергсона, как бы эпилогом и философским завещанием, кульминирующим и завершающим его жизненный путь философа. И хотя ему оставалось еще восемь лет жизни, время это принадлежало уже никак не истории философии, а превратностям частной судьбы. Подобно Ибсену, автору «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», он сознательно и заблаговременно поставил точку сам, как бы застраховав свою писательскую судьбу от всякого рода случайностей.

Постановка проблемы сознания в философии

15 Сентября 2012, контрольная работа

Сознание - это наиболее общая категория философии, которая соотносится с такой же всеобщей категорией как материя. Они выражаются друг через друга в пределах основного вопроса философии.
Какова же сущность сознания? Каково его происхождение? Этот вопрос такой же давний, как и сама философия. Выведение существенных характеристик сознания происходило в течение всей истории философии. Разные философы в разные эпохи по-разному толковали сознание.

Постановка проблемы сознания в философии

04 Ноября 2013, доклад

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Постклассические версии философских учений о человеке

04 Февраля 2014, контрольная работа

Тема: «Постклассические версии философских учений о человеке».
Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной философии к человеку. Множество философских концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую философской антропологией. Основной смысл этого термина отражает нацеленность философской мысли на углубленное познание человеческой природы, выявление жизненных проблем и возможностей человека.

Постмодернизм в философии

01 Августа 2013, реферат

Речь шла о необходимости восстановления классической функции разума, место которого занял исчисляющий и препарирующий рассудок. В определенном смысле эта идея явилась методологическим основанием для следующих конструкций постмодернистского мышления. Тем более что все же основным направлением его явилось не столько новые факты реальности, сколько уже существующие культуры и стандарты и стереотипы их объяснений. Поэтому новое мышление прежде всего стремится избавить собственную мысль от ограничений, накладываемых на нее эпохой - онтотеология, по Жаку Деррида. Философия присутствия, то есть собственно философия, с тем чтобы за словами и явлениями открылось сокрытое ею - красочный и противоречивый многоразличный плюралистический мир означаемого.

Постмодернизм. Современная религиозная философия

27 Октября 2014, контрольная работа

Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия. Дословно этот термин означает «послесовременность». Однако нужно иметь в виду, что само понятие «современность» («модерн») является при этом не совсем определенным. Одни обозначают им духовную ситуацию Нового времени, утвердившего безграничную веру в силу человеческого разума и написавшего на своем духовном знамени знаменитое декартовское «мыслю, следовательно, существую»; другие — этап «современности» связывают с эпохой Просвещения, апофеозом которого явились наука, разум и социальный прогресс.

Постпозитивизм

15 Января 2014, реферат

Наука в качестве одной из ведущих отраслей человеческой деятельности на протяжении всей ее истории стоит перед проблемой своего обоснования. Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов философии – философию науки. В центре внимания последней находятся вопросы, касающиеся оснований науки, целей и стратегии научного исследования, обоснования критериев оценки и контроля позна-вательных действий и получаемых с их помощью результатов, понимания и оценки наиболее важных изменений в науке, демаркации науки и псевдонаук.

Постпозитивистские модели развития науки

22 Января 2014, контрольная работа

Данная контрольная работа посвящена рассмотрению постпозитивистского этапа в философии науки, который относится ко второй половине XX века и связан с именами Куна, Поппера, Лакатоса и Фейрабенда.
Проблема закономерностей развития науки всегда остается актуальной, поскольку в ее рассмотрении так и не поставлена финальная точка – спор позитивистов, неопозитивистов, критических рационалистов достаточно длителен. Актуальность этой проблематики заключается в объяснительных возможностях изучения истории и философии науки – они позволят предсказать возможные тенденции и «точки бифуркации» в ее развитии в будущем.

Потребность в образовании

15 Декабря 2012, реферат

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные.
Духовные потребности – это потребности в знаниях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.
Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению.

Почему невозможно постичь феномен человека

15 Августа 2012, доклад

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами.

Почему человек страдает

15 Октября 2013, контрольная работа

Мы часто задаёмся вопросом: что же на самом деле нужно для счастья? Нет человека, который не хотел бы быть счастливым. Все только и думают об этом. Суть счастья в том, что оно тесно связано со смыслом жизни. Важно осознать, что само по себе желание стать счастливыми не должно быть главной целью. Более того, такое устремление утопично. Желание сделать кого-то счастливым - вот в чём суть счастья.

Право в системе социальных норм

15 Февраля 2015, реферат

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций во взаимоотношениях друг с другом.
Признаки социальных норм:
▬ это правила поведения людей, т.е. образцы поведения, меры должного и возможного поведения субъектов права;
▬ это правила поведения общего характера (их требования относятся не конкретному лицу, а ко многим индивидам);

Право и справедливость

19 Октября 2013, контрольная работа

Существовало огромное количество мнений о том как стоит понимать справедливость вообще и в его соотношении с правом. Но в любом случае общая характеристика предельно ясна: справедливость – это нечто должное и правильное, то чему должно соответствовать право, чтобы наилучшим образом регулировать общественные отношения. Это неотъемлемая составная категория права, но никак исчерпывающая

Правовая аксиология

04 Июня 2012, реферат

Также как и правовая онтология, правовая аксиология предполагает различение и соотношение права и закона и имеет смысл лишь в рамках юридического правопонимания. Юридическая аксиология рассматривает право как ценность (как цель, императивное требование) и имеет дело с ценностными суждениями о правовом значении позитивного права и государства.

Правовая сфера жизни общества

03 Мая 2012, контрольная работа

Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, т. е. социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве.
Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.

Православие в русской культуре и истории России

03 Мая 2012, реферат

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру

Православная этика труда

30 Октября 2013, доклад

В православии этика труда, также как и в католицизме и протестантизме, не представляет собой какого-либо определенного кодекса законов о труде или свода предписаний. Она дает общие принципы и ориентиры, призванные по-христиански осмыслить и облагородить человеческий труд, обратить его на служение высшим целям.
Для понимания этики труда в православии важно уяснить учения о свободе, воле, спасении, путях достижения святости и представления о жизненном идеале.

Правосудие сегодня: моральный и нравственный выбор

17 Октября 2014, сочинение

Большую роль в истории сыграло право, имевшее развитые нормы уже в римской империи. Государственная и политическая власть всегда опиралась на право как социальный регулятор жизни общества. Я считаю, что право на самом деле имеет место лишь после буржуазных революций в Европе. Новое гуманистическое мировоззрение формировалось лишь после ухода дворянства, с приходом общедемократических прав человека.
Ступень нормы как знания означает, что теперь достаточно знать «условия игры» и выполнять их. Здесь полностью исчезает даже моральный аспект нормы. Правовая норма его перекрывает. Сама же правовая норма становится правилом, технологическим условием поведения. При этом индивидуальность человека «умирает». Право завоевало все позиции, вытеснив другие регулятивные механизмы , становясь юридическим законом, возвышающимся над всем: обычаем, религии, искусством, культурой и моралью.
Поэтому закон и мораль уже не может скреплять мировоззрение современного человека, они отделяются друг от друга в качестве самостоятельных сущностей.

Прагматизм

30 Апреля 2014, реферат

Прагматизм возникает в конце ХІХ – начале ХХ вв. в США. Основателями его были американцы Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914), Уильям Джемс (1842–1910) и Джон Дьюи (1859–1952). В начале ХХ века прагматизм получил распространение в Англии, Италии, Чехословакии и даже Китае, но многие историки философии считают его чисто американской философией и не только и даже не столько потому, что его создатели – философы-американцы, а потому, что считают прагматизм выражением американского духа, американской деловитости («прагматизм» этимологически происходит от греческого слова pragma – дело, действие), американского прагматизма. Конечно, это не означает, что прагматизм не имел предшественников в европейской философии. Он перекликается с такими философскими системами, как позитивизм, философия жизни, но его понимание истины как полезности, успешности, функциональности той или иной идеи выделяет его из других философских течений.

Прагматизм (Ч.С. Пирс)

27 Февраля 2013, реферат

Прагматизм, основателем которого стал американский философ Ч. С. Пирс, исследователи часто рассматривают как "типично американскую" философию. Для этого есть немало оснований. Особенности прагматизма как (относительно) единого философского направления могут быть охарактеризованы следующим образом. Центр внимания философов-представителей прагматизма перемещается от научно-теоретического познания к повседневной практической деятельности человека. А в ней на передний план выступают действия индивидов и акты действия, их основания, рациональные и эмоциональные элементы, оцениваемые в свете критериев полезности

Прагматизм (Ч.С. Пирс)

27 Февраля 2013, реферат

Прагматизм, основателем которого стал американский философ Ч. С. Пирс, исследователи часто рассматривают как "типично американскую" философию. Для этого есть немало оснований. Особенности прагматизма как (относительно) единого философского направления могут быть охарактеризованы следующим образом. Центр внимания философов-представителей прагматизма перемещается от научно-теоретического познания к повседневной практической деятельности человека.

Прагматизм и проблема истины

23 Мая 2014, контрольная работа

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства.
В основании прагматизма находится то положение кантианской философии, которое утверждает, что подлинное знание о сущности вещей изначально недоступно человеку, т. е. принцип агностицизма. Познание неразрывно связано с субъектом и его мнением

Прагматизм и утилитаризм

31 Октября 2013, реферат

Утилитари́зм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется егополезностью.
Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура.[источник не указан 1346 дней] В более полной форме учение было разработано Иеремией Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья.

Прагматизм и философская герменевтика

17 Февраля 2013, реферат

Основные идеи прагматизма сложились у Пирса к началу 70-х годов и были сформулированы им в двух статьях - "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными".
Исторически прагматистская доктрина выросла из полемики Пирса против рационализма Декарта, в частности, трех его основополагающих принципов: методологического сомнения, интуиции и критерия ясности и отчетливости идей.