Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:44, курс лекций
сущность и основные понятия делопроизводства.Нормативно-методическая основа делопроизводства состав реквизитов и виды бланков управленческих документов согласно ГОСТ Р-6.30 -2003. Правила оформления реквизитов документов
Тема 16. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Цель изучения: ознакомление с особенностями текущего хранения документов
1. Составление номенклатуры дел
Основными видами работ, обеспечивающими правильную организацию документов в делопроизводстве, являются номенклатура дел и формирование дел.
Номенклатура дел - это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке1
Номенклатура дел предназначена:
• для группировки исполненных документов в дела;
• учета и обеспечения сохранности дел;
• оперативного поиска документов в делах.
При составлении номенклатуры дел необходимо руководствоваться учредительными документами организации: положениями о структурных подразделениях, штатным расписанием, перечнями документов с указанием сроков их хранения.
Различают следующие виды номенклатуры дел: типовую, примерную и номенклатуру дел конкретного предприятия (организации).
Типовая номенклатура дел составляется для организаций однородных по характеру деятельности и структуре. Она устанавливает типовой состав дел с одинаковой нумерацией их и является нормативным документом.
Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел организаций, однородных по характеру деятельности, но разных по структуре. Она носит распределительный характер.
Каждая организация
должна составлять свою конкрет
В номенклатуру дел включаются заголовки дел, отражающие все документируемые участки работы организации.
Разделами номенклатуры являются наименования структурных подразделений организации.
Каждое структурное подразделение (отдел) имеет свой порядковый номер (секретариат-1, бухгалтерия-2 и т.д.).
Текст номенклатуры дел составляется в виде таблицы, которая разделена графы. Каждая графа имеет название.
В первой графе проставляются
индексы каждого дела, включенного
в номенклатуру. Индекс состоит из
цифрового обозначения
Во вторую графу номенклатуры включаются заголовки дел. Заголовок дела состоит из элементов, расположенных в следующей последовательности:
В заголовке дел, содержащих переписку, указывается с кем и по какому вопросу она ведется («Переписка с ОАО «Гарант» по строительству автостоянки»).
Порядок расположения заголовков дел внутри разделов номенклатуры дел определяется степенью важности документов и их взаимосвязью.
Третья графа номенклатуры «Количество дел» заполняется в конце календарного года.
В четвертой графе указывается срок хранения каждого дела по «перечню документов с указами сроков хранения» со ссылкой на соответствующую статью перечня. Этот вопрос решается архивистом организации.
В графе пять «Примечание» проставляются отметки о заведении дел, о передаче дел в другое структурное подразделение или другому лицу, о делах переходящих на следующий год (например, «Переходящее дело с 2010г.»), о выделении дел к уничтожению и т.д.
В графе « Примечание» при большом объеме хранящихся документов указывается против каждого дела номер шкафа и номер полки, где оно хранится.
В небольших организациях, не имеющих структурного деления номенклатуру дел составляет секретарь-референт, а сводную номенклатуру дел большой организации составляет делопроизводственная служба. По форме, структуре и реквизитам сводная номенклатура дел организации и номенклатура дел ее структурных подразделений аналогичны (приложение 16.1 и 16.2).
Номенклатура составляется, как минимум, в трех экземплярах: один хранится в деле; второй используется в службе ДОУ в качестве рабочего; третий передается в архив организации.
Номенклатура подписывается ответственными составителем, согласовывается с экспертной комиссией и утверждается руководителем организации.
Номенклатура
дел составляется и согласовывается
заново в случае коренных изменений
функций и структуры
2.Формирование и оформление дел
Формирование дела - группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела2.
Дело – это совокупность документов сформулированных по какому либо признаков и помещенных в отдельную обложку(папку) оформленную по определенным правилам3.
Правильное оформление дел имеет большое значение, так как обеспечивает быстрый поиск необходимых документов, их сохранность и устанавливает порядок в организации делопроизводства.
Для формирования в дела, исполненные документы должны в 15 дневной срок, сдаваться исполнителем, в зависимости от принятой системы ведения делопроизводства, в службу ДОУ или лицам, ответственным за ведение делопроизводства в структурных подразделениях.
Единые требования к формированию и оформлению дел изложенных в Государственной системе ДОУ и Основных правилах работы ведомственных архивов.
При формировании дел необходимо придерживаться основных правил, общих дел всех видов документов:
Оформление дела – подготовка дела к хранению в соответствии с установленными правилами4.
Оформление дел начинается с момента их заведения в делопроизводстве и заканчивается в процессе подготовки к передаче в ведомственный архив по окончании календарного года, в котором эти дела заведены. Оформление дела включает комплекс работ по брошюровке документов, нумерации листов, составлению заверительной надписи, составлению в необходимых случаях внутренней описи документов, подшивку и переплет дела.
На обложке дела указывается:
Требования к оформлению дела закреплены ГОСТ 17914-725.
Дела оформляются работниками службы документационного обеспечения управления организации и структурных подразделений. Дела постоянно и временно (свыше 10 лет) хранения подшиваются в твердую обложку, листы нумеруются. Составляется заверительная надпись на отдельном листе – заверителе и помещают в конце дела (приложение 16.4)
Для дел, сформированных по видам и разновидностям документов, заголовки которых не полностью раскрывают их содержание, необходимо составлять внутреннюю опись документов (приказы по основной деятельности, приказы по личному составу, личные дела и т.п.). Внутреннюю опись помещают в начале дела (приложение 16.5).
Дела временного (от 10 лет) хранения разрешается хранить в скоросшивателях, не проводят пересистематизацию документов в деле, заверительные надписи и описи на эти дела не составляются, учет введется по номенклатуре дел.
Образец оформления сводной номенклатуры дел
ЗАО «ГАРАНТ» НАМЕНКЛАТУРА
ДЕЛ 28.12.2009 №2 г. Грозный на 2010 год
|
Управляющий делами
26.12.2009
Личная подпись
Зав. Архивом
26.12.2009
СОГЛАСОВАНО
Протокол ЭК ЗАО «Гарант»
от 26.12.2009 г. № 7
Пример оформления номенклатуры дел структурного подразделения
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ СЕКРЕТАРИАТ
Начальник секретариата
Личная подпись |
Приложение 16.3