Лекции по "Производственный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 10:37, курс лекций

Краткое описание

Лекция 11. Организация и управление Инструментальным
хозяйством предприятия

Основные вопросы темы:

Значение, задачи и структура инструментального хозяйства
Классификация и индексация технологической оснастки
Планирование потребности предприятия в различных видах инструмента
Организация работы центрального инструментального склада и инструментально-раздаточных кладовых
Организация заточки, ремонта и восстановления инструмента

Вложенные файлы: 21 файл

Инструментальное хозяйство.doc

— 171.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Контроль качества.doc

— 147.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Ремонтное хозяйство.doc

— 126.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Складское хозяйство.doc

— 74.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Транспортное хозяйство.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 12. Организация и управление Транспортным

хозяйством предприятия

 

Основные вопросы темы:

 

  1. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства
  2. Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспортировки и необходимого количества транспортных средств
  3. Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства

 

Вопрос №1. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства

 

Работа любого современного промышленного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как внутри этого предприятия, так и за его пределами. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства.

Внутри завода осуществляется транспортировка материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц - между цехами; готовой продукции и отходов - из цехов в соответствующие пункты назначения.

Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках -между рабочими местами.

В соответствии с этим, принято различать внешнюю и внутреннюю (внутризаводскую) транспортировку грузов; последняя, в свою очередь, подразделяется на межцеховую и внутрицеховую.

Внутризаводская и частично внешняя транспортировка грузов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу. Транспортное хозяйство завода включает в себя все принадлежащие ему транспортные средства, осуществляющие внешние и внутренние перевозки, а также все устройства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастерские и т.д.).

Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются:

  1. перевозка грузов;
  2. осуществление погрузочно-разгрузочных работ;
  3. осуществление экспедиционных операций.

Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход основного производственного процесса, и на себестоимость выпускаемой продукции. От работы транспорта зависят ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск заводом готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых предприятиях составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В связи с этим, основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Применяемые на промышленных предприятиях транспортные средства классифицируются следующим образом:

  • по способу действия - прерывные и непрерывные;
  • по видам - рельсовые, безрельсовые, водные, подъемно-транспортные и специальный транспорт;
  • по назначению - внешние, межцеховые и внутрицеховые;
  • по направлению перемещения грузов - горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальные (кран-балки, автопогрузчики); наклонные (монорельсы, конвейеры).

Структура транспортного хозяйства завода зависит от комплекса факторов, включающих:

  1. характер выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса);
  2. состав цехов предприятия;
  3. тип и масштаб производства.

На крупных и средних предприятиях для руководства транспортным хозяйством создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжение, сбыт, транспорт). В состав транспортного отдела входят:

  1. планово-экономическое бюро;
  2. диспетчерское бюро;
  3. техническое бюро;
  4. группа учета и функциональные подразделения.

Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.

Техническое бюро проводит техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Группа учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.

Материальной базой транспортного хозяйства предприятия является транспортный цех. Такой цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов. Для внешних перевозок обычно используется автомобильный и другой безрельсовый транспорт; для межцеховых перевозок - электрокары, роботоэлектрокары, тележки и т.д. Для внутрицеховых перевозок в большинстве случаев применяются конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.

 

Вопрос №2. Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспортировки

и необходимого количества транспортных средств

 

Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи завода и транспортный цех достаточным числом соответствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и для последующей организации их работы необходимо определить грузообороты завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов.

Грузооборотом завода или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смену).

Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между смежными пунктами погрузки и выгрузки. Грузовой оборот завода равен сумме отдельных грузовых потоков.

Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таблицы указываются пункты, наименование и количество груза.

Грузооборот завода рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, которая дает наглядную картину грузооборота и служит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам (см. табл. 12.2.1).

 

Таблица 12.2.1

Шахматная ведомость грузопотоков

 

Пункты

отправления / назначения

Железнодорожная станция

Заводской склад

№ 1

Заводской склад

№ n

Цех № 1

Цех № m

Итого вывоз

Железнодорожная станция

               

Заводской склад

№ 1

               

               

Заводской склад

№ n

               

Цех № 1

               

               

Цех № m

               

Итого поступление

               

 

Транспортировка грузов может быть организована по маршрутам трех основных типов: маятниковым, веерным (лучистым) и кольцевым (см. рис. 12.2.1).

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами транспортировки (пунктом отправления груза и пунктом получения). Такие маршруты могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, и двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Веерные маршруты представляют собой комбинацию нескольких маятниковых маршрутов, имеющих единый общий пункт отправления (получения) грузов. Кольцевые маршруты обычно являются альтернативой веерным, однако могут также устанавливаться и для обслуживания ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому. Кольцевые маршруты могут быть с равномерно уменьшающимся объемом транспортируемого груза, с равномерно увеличивающимся и равномерном объемами.

Исходя из схемы грузопотоков и планируемого объема перевозок по каждой группе грузов выбираются соответствующие типы транспортных средств и рассчитывается потребность в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- движение с грузом;

 

- движение без груза


 

а – односторонний маятниковый маршрут;

б – двухсторонний маятниковый маршрут;

в – веерный маршрут с единым пунктом отправления грузов;

г - веерный маршрут с единым пунктом получения грузов;

д – кольцевой маршрут с уменьшающимся грузопотоком;

е – кольцевой маршрут с увеличивающимся грузопотоком;

ж - кольцевой маршрут с равномерным грузопотоком

 

Рис. 12.1.1. Типовые схемы маршрутов транспортировки

 

Для расчета потребности в транспортных средствах используются следующие основные показатели.

Продолжительность транспортного цикла (т.е. время, затрачиваемое транспортным средством на выполнение одного рейса) в общем случае складывается из четырех компонентов:

 

 

;

(12.2.1)


 

где tдв – время непосредственного движения транспортного средства по маршруту;

tп – время, затрачиваемое на выполнение погрузочной операции;

tр – время, затрачиваемое на выполнение операции разгрузки;

tз – время непредвиденных задержек транспортного средства в пути (обычно принимается равным 15% от tдв).

 

В зависимости от типа маршрута транспортировки, формула (12.2.1) может трансформироваться в следующие формы:

  • для одностороннего маятникового маршрута:

 

;

(12.2.2)


 

где L – расстояние между пунктами отправления и получения груза;

Vср – среднетехническая скорость движения транспортного средства по маршруту

 

  • для двухстороннего маятникового маршрута:

 

;

(12.2.3)


 

  • для кольцевого маршрута с увеличивающимся грузопотоком:

 

;

(12.2.4)


 

где Lк – длина всего кольцевого маршрута;

Nп – число погрузочных пунктов

 

  • для кольцевого маршрута с уменьшающимся грузопотоком:

 

;

(12.2.5)


 

где Nр – число разгрузочных пунктов

 

  • для кольцевого маршрута с равномерным грузопотоком:

 

;

(12.2.6)


 

где Nпр – число погрузочно-разгрузочных пунктов.

 

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле:

 

;

(12.2.7)


 

где qном – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;

Кигп – коэффициент использования грузоподъемности;

Тц – продолжительность транспортного цикла, мин.

 

Возможное число рейсов транспортного средства за период (сутки) рассчитывается по формуле:

 

 

;

(12.2.8)

Энергетическое хозяйство.doc

— 97.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Нормативные расчеты длительности ПЦ.doc

— 151.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Нормативные расчеты НЗП.doc

— 170.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Нормативные расчеты размеров партий.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Общая характеристика КПН.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Общая характеристика систем ОУП.doc

— 115.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Основны ОКП.doc

— 205.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Производственное диспетчирование.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Автоматизированное производство.doc

— 176.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Исходные положения ПМ.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Общие основы организации ПП.doc

— 112.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Организация непоточного производства.doc

— 249.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Организация ПП в пространстве.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Организация ПП во времени.doc

— 298.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Основы поточного производства.doc

— 353.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Производственный менеджмент"