Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 10:37, курс лекций
Лекция 11. Организация и управление Инструментальным
хозяйством предприятия
Основные вопросы темы:
Значение, задачи и структура инструментального хозяйства
Классификация и индексация технологической оснастки
Планирование потребности предприятия в различных видах инструмента
Организация работы центрального инструментального склада и инструментально-раздаточных кладовых
Организация заточки, ремонта и восстановления инструмента
Лекция 12. Организация и управление Транспортным
хозяйством предприятия
Работа любого современного промышленного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как внутри этого предприятия, так и за его пределами. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства.
Внутри завода осуществляется транспортировка материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц - между цехами; готовой продукции и отходов - из цехов в соответствующие пункты назначения.
Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках -между рабочими местами.
В соответствии с этим, принято различать внешнюю и внутреннюю (внутризаводскую) транспортировку грузов; последняя, в свою очередь, подразделяется на межцеховую и внутрицеховую.
Внутризаводская и частично внешняя транспортировка грузов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу. Транспортное хозяйство завода включает в себя все принадлежащие ему транспортные средства, осуществляющие внешние и внутренние перевозки, а также все устройства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастерские и т.д.).
Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются:
Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход основного производственного процесса, и на себестоимость выпускаемой продукции. От работы транспорта зависят ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск заводом готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых предприятиях составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В связи с этим, основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.
Применяемые на промышленных предприятиях транспортные средства классифицируются следующим образом:
Структура транспортного хозяйства завода зависит от комплекса факторов, включающих:
На крупных и средних предприятиях для руководства транспортным хозяйством создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжение, сбыт, транспорт). В состав транспортного отдела входят:
Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.
Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.
Техническое бюро проводит техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.
Группа учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.
Материальной базой транспортного хозяйства предприятия является транспортный цех. Такой цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов. Для внешних перевозок обычно используется автомобильный и другой безрельсовый транспорт; для межцеховых перевозок - электрокары, роботоэлектрокары, тележки и т.д. Для внутрицеховых перевозок в большинстве случаев применяются конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.
Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи завода и транспортный цех достаточным числом соответствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и для последующей организации их работы необходимо определить грузообороты завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов.
Грузооборотом завода или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смену).
Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между смежными пунктами погрузки и выгрузки. Грузовой оборот завода равен сумме отдельных грузовых потоков.
Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таблицы указываются пункты, наименование и количество груза.
Грузооборот завода рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, которая дает наглядную картину грузооборота и служит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам (см. табл. 12.2.1).
Таблица 12.2.1
Шахматная ведомость грузопотоков
Пункты отправления / назначения |
Железнодорожная станция |
Заводской склад № 1 |
… |
Заводской склад № n |
Цех № 1 |
… |
Цех № m |
Итого вывоз |
Железнодорожная станция |
||||||||
Заводской склад № 1 |
||||||||
… |
||||||||
Заводской склад № n |
||||||||
Цех № 1 |
||||||||
… |
||||||||
Цех № m |
||||||||
Итого поступление |
Транспортировка грузов может быть организована по маршрутам трех основных типов: маятниковым, веерным (лучистым) и кольцевым (см. рис. 12.2.1).
Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами транспортировки (пунктом отправления груза и пунктом получения). Такие маршруты могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, и двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Веерные маршруты представляют собой комбинацию нескольких маятниковых маршрутов, имеющих единый общий пункт отправления (получения) грузов. Кольцевые маршруты обычно являются альтернативой веерным, однако могут также устанавливаться и для обслуживания ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому. Кольцевые маршруты могут быть с равномерно уменьшающимся объемом транспортируемого груза, с равномерно увеличивающимся и равномерном объемами.
Исходя из схемы грузопотоков и планируемого объема перевозок по каждой группе грузов выбираются соответствующие типы транспортных средств и рассчитывается потребность в них.
- движение с грузом; |
- движение без груза |
а – односторонний маятниковый маршрут;
б – двухсторонний маятниковый маршрут;
в – веерный маршрут с единым пунктом отправления грузов;
г - веерный маршрут с единым пунктом получения грузов;
д – кольцевой маршрут с уменьшающимся грузопотоком;
е – кольцевой маршрут с увеличивающимся грузопотоком;
ж - кольцевой маршрут с равномерным грузопотоком
Рис. 12.1.1. Типовые схемы маршрутов транспортировки
Для расчета потребности в транспортных средствах используются следующие основные показатели.
Продолжительность транспортного цикла (т.е. время, затрачиваемое транспортным средством на выполнение одного рейса) в общем случае складывается из четырех компонентов:
(12.2.1) |
где tдв – время непосредственного движения транспортного средства по маршруту;
tп – время, затрачиваемое на выполнение погрузочной операции;
tр – время, затрачиваемое на выполнение операции разгрузки;
tз – время непредвиденных задержек транспортного средства в пути (обычно принимается равным 15% от tдв).
В зависимости от типа маршрута транспортировки, формула (12.2.1) может трансформироваться в следующие формы:
(12.2.2) |
где L – расстояние между пунктами отправления и получения груза;
Vср – среднетехническая скорость движения транспортного средства по маршруту
(12.2.3) |
(12.2.4) |
где Lк – длина всего кольцевого маршрута;
Nп – число погрузочных пунктов
(12.2.5) |
где Nр – число разгрузочных пунктов
(12.2.6) |
где Nпр – число погрузочно-разгрузочных пунктов.
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле:
(12.2.7) |
где qном – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;
Кигп – коэффициент использования грузоподъемности;
Тц – продолжительность транспортного цикла, мин.
Возможное число рейсов транспортного средства за период (сутки) рассчитывается по формуле:
|
(12.2.8) |