Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:58, реферат
Сам термин "политический консультант" настолько расплывчат, что каждый высказывающийся на эту тему автор предлагает собственную дефиницию. При этом все определения содержат следующие ключевые понятия:
• профессионализм, противопоставляемый дилетантству и
ремесленничеству;
• технологии, владение которыми добавляет к качествам
Основы политического консультирования
Политическое консультирование:
истоки, сущность, функции.
Во всех развитых странах существуют специализированные центры научно-технической информации, включающие специализированные издания, патентные службы и пр. Примером такого центра в нашей стране является ВИНИТИ РАН — Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Этот информационный центр генерирует 60-70% всей научно-технической информации в России. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.
Свои отраслевые информационные
ресурсы имеются у любой
Информационные ресурсы социальной сферы связаны с образованием, медициной, системой пенсионного обеспечения, службами занятости, медицинского и социального страхования. Например, основу информационных ресурсов в области образования составляют библиотеки вузов — высших учебных заведений (университетов, институтов, академий), общий фонд которых составляет более 300 млн экземпляров. Создана и функционирует федеральная телекоммуникационная университетская сеть. В сети Интернет отражена информация о большинстве российских вузов.
Следует отметить, что сегодня информационные ресурсы по своей значимости сопоставимы с другими ресурсами (материальными, сырьевыми, энергетическими, финансовыми). Об этом свидетельствует тот факт, что они становятся товаром, стоимость которого сопоставима со стоимостью других ресурсов. Для развитых стран характерно увеличение объема потребления из-за рубежа природных ресурсов (газ, нефть и пр.) в обмен на экспорт своих информационных ресурсов (научно-технических знаний, информационных технологий).
При осуществлении своей деятельнос
Конституция РФ гарантирует права физических и юридических лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Закон РФ «О государственной тайне» содержит список сведений, сбор и распространение которых запрещены. В процессе переговоров, организации презентаций, лоббирования и ряде других PR-мероприятий используется информация о привычках, увлечениях и вкусах топ-менеджеров сторонних организаций. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни, а также информации, раскрывающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений физического лица без его согласия, только на основании судебного решения.
В своей деятельности PR-специалисты используют внешнюю и внутреннюю информацию. К внешней информации относится: рыночная информация, информация о конкурентах, геополитическая и внешняя финансовая информация. К внутренней информации относится: внутренняя финансовая информация, информация о производстве и трудовых ресурсах.
И внешняя, и внутренняя информация существенны для проведения успешных PR-кам-паний. Внешняя информация, при условии, что она берется из открытых источников, не требует дополнительных проверок. Распространение внутренней информации должно контролироваться, так как не все данные в этой области могут быть опубликованы. Для того чтобы не произошло распространение информации, относящейся к категории коммерческой тайны, PR-служба должна знать о категорировании информации в компании и представлять, что является коммерческой тайной, а что нет. Для того чтобы исключить непредвиденные утечки информации, PR-служба должна работать в контакте со службой безопасности, службой маркетинга и службой персонала. На отдельных PR-акциях, особенно проводящихся впервые, необходимо присутствие сотрудников службы безопасности и службы персонала, для того чтобы в дальнейшем проанализировать возникшие в ходе мероприятия ситуации, выявить ошибки и принять соответствующие меры.
ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе PR-деятельности часто появляются большие разногласия между целью и этичностью способов ее достижения. Иногда возникают вопросы по поводу самой цели и ее нравственности. Немаловажное значение имеет и уровень доверия клиента и даже общества к PR-структуре и PR в целом. Поэтому PR-сфера просто не может пренебрегать установленными этическими нормами.
Этика PR-деятельности находится в прямой зависимости от результата.
Никогда не оправдывается использование для достижения PR-цели ложных, вредных или сомнительных орудий. Этические нормы формируются из единого ряда компонентов: в первую очередь это общие этические нормы, которые признаны в развитой среде, обстоятельства поведения человека, не зависящие от его профессии; во вторую очередь – взгляды и стандарты профессионального поведения.
Развитие профессиональной PR-деятельности в России выдвигает потребность выработки Кодекса профессиональной этики.
Процесс PR-деятельности должен вестись с учетом правовых норм, но главенствующее место занимают этические аспекты. Важнейшими принципами делового взаимодействия считаются верность слову и уважительное отношение к партнеру. При нарушении этических норм в работе возможно прекращение деловых контактов. Многогранность PR мешает принятию единого нормативного документа, поэтому правовые основы PR-деятельности в России не имеют своего законодательного акта.
В России каждый работник сферы PR должен знать:
1) Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Он регулирует сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни, также стоит на страже личной тайны, семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица;
2) Гражданский кодекс РФ (ч. 4) Гл. 70 «Авторское право» охраняет авторские права на пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы и иное, созданные сотрудниками PR-подразделений в порядке выполнения служебных обязанностей, они являются их собственностью, а права на их использование принадлежат работодателю.
3) Гражданский кодекс РФ (ч. 4) Гл. 76 Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. В PR-сфере важны все аспекты, в том числе и способ придания индивидуальности организации, ее товарам и услугам. Здесь не обойтись без хорошо запоминающегося фирменного знака, при разработке которого необходимо помнить положения данного Закона, который содержит ряд правовых норм, запрещающих использование знаков, аналогичных запатентованным.
Один из важнейших
вопросов в деятельности PR-специалистов
— соблюдение ими в своей деятельности
правовых норм, ведущих к социально
ответственному поведению, и законности
действий. PR-специалисты должны руководствоваться следующими законами:
• Конституцией РФ (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) — признает
и гарантирует права физических и юридических
лиц «свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию
любым законным способом» (ст. 29);
• Законом «О государственной тайне»
(введен в действие постановлением ВС
РФ от 21 июля 1993 г. № 5486-1 / в ред. Федерального
закона от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ) — содержит
большой перечень сведений, сбор и распространение
которых запрещены. Закон регулирует отношения,
возникающие в связи с отнесением сведений
к государственной тайне, их засекречиванием
или рассекречиванием и защитой в интересах
обеспечения безопасности Российской
Федерации;
• Федеральным законом «Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ — регулирует
отношения, возникающие при:
— осуществлении права
на поиск, получение, передачу, производство
и распространение информации;
— применении информационных технологий;
— обеспечение защиты информации;
• Федеральным законом «О рекламе» от
13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Целями настоящего
Закона являются развитие рынков товаров,
работ и услуг на основе соблюдения принципов
добросовестной конкуренции, обеспечение
в Российской Федерации единств экономического
пространства, реализация права потребителей
на получение добросовестной и достоверной
рекламы, предупреждение нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе, а также
пресечение фактов ненадлежащей рекламы;
• Законом РФ «О средствах массовой информации»
от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. Федерального
закона от 13 января 1995 г. № 6-ФЗ, от 6 июня
1995 г. № 87-ФЗ, от 19 июля 1995 г № 114-ФЗ, от 27
декабря 1995 г. № 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г №
30-ФЗ) — вступил в действие 8 декабря 1992
г. Он юридически закрепил общие принципы
свободы массовой информации, новый механизм
организации и деятельности СМИ.
Одновременно Закон определил основные
принципы взаимодействия общества, фирм
и компаний со средствами массово информации.
Среди них на первый план выступают следующие:
— тележурналист и любой представитель
СМИ должны осве щать факты точно такими,
как они происходят на самом де ле — без
каких-либо подтасовок, инсценировок,
без вмеша тельства в личную жизнь граждан;
— наказывается добывание информации
незаконным путем в форме шантажа, любых
предложений и просьб, которые могу оказать
влияние на участников событий;
— не предавать огласке сообщение о серьезных
происшествия в обществе до тех пор, пока
не будет дана правильная и сдержанная
оценка серьезности ситуации;
— аудитория имеет право на получение
информации обо всеи что, так или иначе,
влияет на общественную жизнь. Heoбходимо
предоставлять право выступления в конфликтных
ситуациях выразителям противоположных
точек зрения. Приче собственная точка
зрения журналиста не должна оскорбля'
присутствующих и должна быть по возможности
нейтрально
Законом Российской Федерации «Об авторском
праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.
№ 5351-1 (в ред. Федерального закона от 19
июля 1995 г. № 110-ФЗ). Настоящий Закон регулирует
отношения, возникающие в связи с созданием
и использованием произведений науки,
литературы и искусства (авторское право),
фонограмм, исполнений, постановок, передач
организаций эфирного или кабельного
вещания, смежные права Федеральным законом
«Об участии в международном информационном
обмене» от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ. Цели н стоящего
Федерального закона — создание условий
для эффе тивного участия России в международном
информационнс обмене в рамках единого
мирового информационного простра ства,
защита интересов Российской Федерации,
субъектов РФ и муниципальных образований
при международном инфо мационном обмене,
защита интересов, прав и свобод физических
и юридических лиц при международном информационном
обмене. Закон не затрагивает отношения,
регулируем Законом РФ «Об авторском праве
и смежных правах»;
• Федеральным законом «О связи» от 16
февраля 1995 г. № 15-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 6 января 1999 г. № 8-ФЗ) — устанавливает
правовую основу деятельности в области
связи, осуществляемой под юрисдикцией
Российской Федерации, определяет полномочия
органов государственной власти по регулированию
указанной деятельности, а также права
и обязанности физических и юридических
лиц, участвующих в указанной деятельности
или пользующихся услугами связи.
К федеральной связи относятся все сети
и сооружения электрической и почтовой
связи на территории РФ (за исключением
внутрипроизводственных и технологических
сетей связи);
• Федеральным законом «О защите прав
потребителей» от 7 февраля 1992 г. (в ред.
Закона РФ от 2 июня 1993 г. № 5076-1 и Федерального
закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ, от 17 декабря
1999 г. № 212-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ,
от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 2 ноября 2004
г. № 127-ФЗ) — регулирует отношения, возникающие
между потребителями и изготовителями,
исполнителями, продавцами при продаже
товаров (выполнение работ, оказание услуг),
устанавливает права потребителей на
приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего
качества и безопасных для жизни и здоровья
потребителей, получение информации о
товарах (работах, услугах) и об их изготовителях
(исполнителях, продавцах), просвещение,
государственную и общественную защиту
их интересов, а также определяет механизм
реализации этих прав.
В соответствии со ст. 4 Закона не только
продавец, но и исполнитель обязан выполнить
работу или оказать услугу, каче¬ство
которой соответствует договору. Права
потребителя защищаются государственными
органами, в соответствии со ст. 40 такую
защиту осуществляет Федеральный антимонопольный
орган;
• Федеральным законом «О благотворительный
деятельности и благотворительных организациях»
от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, Федерального
закона от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, Федерального
закона от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ) — устанавливает
основы правового регулирования благотворительной
деятельности, определяет возможные формы
ее поддержки органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
особенности создания и деятельности
благотворительных организаций в целях
широкого распространения и развития
благотвори¬тельной деятельности в Российской
Федерации.
Под благотворительной деятельностью
понимается добровольная деятельность
граждан и юридических лиц по бескорыстной
(безвозмездной или на льготных условиях,
передачи гражданам или юридическим лицам
имущества, в том числе денежных средств,
бескорыстному выполнению работ, предоставлению
услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1);
Законом Российской Федерации «О товарных
знаках, знака: обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров от 23 сентября
1992 г. № 3520-1 (с изм. и доп. Федерального
закона от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ). Товарный
знак и знак обслуживания — обозначения,
служащие для индивидуализаци товаров,
выполняемых работ или оказываемых услуг
юридических или физических лиц (ст. 1).
Правовая охрана товарного знака в Российской
Федерации предоставляется на основани:
его государственной регистрации в порядке,
установленно; данным Законом, или в силу
международных договоров Российской Федерации.
Трудовым кодексом РФ, введенным в действие
с 1 февраля 2002 г. PR-специалисту необходимо
хорошее знание ТК PC Трудовой кодекс РФ
значительно расширил общие положение
на федеральном уровне закрепил в систематизированном
виде социальное партнерство в сфере труда.
Он содержит мног новых и важных положений,
относящихся ко всем института российского
трудового права;
Кодексом об административных правонарушениях,
вступивши в силу в июле 2002 г. Он насчитывает
22 состава правонарушений, связанных с
PR-деятельностью. Существенное их количество
появилось в связи с избирательным процессом.
Отдельную часть Кодекса образовала гл.
13, включившая в себя установление составов
административных правонарушений в облает
связи и информации. Ряд статей направлен
на защиту правовой практики СМИ от незаконного
воздействия иных субъектов права;
Гражданским кодексом РФ от 30 ноября 1994
г. № 51-ФЗ (в ре Федерального закона от
20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996
г. № 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 139-ФЗ). Гражданское
законодательство определяет правовое
положение участников гражданского оборота,
основания возникновения и порядок осуществления
права собственности и других вещных прав,
исключительных прав на результаты интеллектуальной
деятельное (интеллектуальной собственности),
регулирует договорные и иные обязательства,
а также другие имущественные и связанные
с ними личные неимущественные отношения,
основанные на равенстве, автономии воли
и имущественной самостоятельности их
участников.
PR-специалистам приходится работать со
многими партнерами, где главным видом
отношений является договор. Он должен
включать в себя:
- детальный гибкий план действий с временными
рамками, предоставляющий возможность
вносить изменения и улуч¬шения в процессе
работы;
- финансовые договоренности;
- авторские права;
- конфиденциальность;
- страхование и ответственность;
- принятие и утверждение работы.
Договор определяет ожидания и защищает
обе стороны на случай возникновения недоразумений
или споров. Всегда следует фиксировать
договоренности в письменной форме. Также
необходимо поручить юридическому отделу
компании проработать все пункты договора.
В процессе деятельности PR-специалисту
приходится сталкиваться со множеством
юридических вопросов. Многие вопросы
могут застать врасплох, разумнее поддерживать
рабочий контакт с юристом организации.
Основное правило, которое следует соблюдать
во избежание проблем с законом, — это
неуклонное выполнение всех положений
и постановлений на местном и федеральном
уровнях. PR-специалист должен формировать
на рабочем месте подборку нормативно-правовой
литературы по всем направлениям деятельности.
Одним из ключевых понятий в теории и практике PR является понятие "общественность".
В наиболее обобщенном виде
под общественностью
В public relations используется
два подхода в определении
и типологизации общественности
– ситуативный и психографическ
В рамках ситуативного подхода к вопросу группирования общественности в PR подходят с прагматических позиций, выделяя в ней те группы общественности, на которые оказывает влияние та или иная организация и от отношения которых к организации зависит успех или неудача ее деятельности. Наиболее распространенно деление общественности на две группы: внешнюю и внутреннюю. Внешнюю общественность составляют группы людей, непосредственно не связанные с организацией: пресса, государственные органы, работники сферы образования, клиенты, жители ближайшей к организации местности, поставщики и др. Внутренняя общественность – группы людей, входящие в состав собственно организации: рабочие) инженерно-технические работники, руководители, акционеры, совет директоров и т.д. Это самая общая типологизация, которая является основой для других делений общественности на целевые группы.
В теории и практике PR широко используется ситуативный подход, который предполагает восприятие общественности как группы людей, сплотившихся вокруг конкретных общих интересов или переживаний при определенных обстоятельствах. Подобное определение общественности, дает И.А. Алешина (Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров):
Общественность — это группа людей, во — первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во — вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию".
При предотвращении, либо разрешении проблем и кризисов в организации предпочтителен именно такой подход к восприятию общественности для выработки наиболее эффективных стратегий и тактик PR — деятельности.
Корпоративная (организационная) культура объединяет основополагающие ценности, убеждения, негласные соглашения и нормы, разделяемые всеми членами организации. Это определенная система общих ценностей и предположений о том, как необходимо себя вести в определенных ситуациях, которая формируется по мере сталкивания с внешними и внутренними проблемами. Сформированная корпоративная культура помогает предприятию не только выжить, но и одерживать победу в конкурентной борьбе, завоевывать новые рынки и благополучно развиваться. Корпоративную культуру можно определить по формуле: сумма корпоративных ценностей, взаимовыгодных отношений и сотрудничества и добросовестного организационного поведения.
Важнейшей функцией PR считается коммуникация. Коммуникационные процессы занимают не последнее место при формировании корпоративной культуры. Элементами коммуникационных процессов являются социальные связи и отношения.
Корпоративная культура формируется сознательно или складывается с течением времени, но независимо от того, каким образом формируется культура организации, она не заимствуется. Заимствоваными могут оказаться лишь определенные структуры и механизмы связей, которые отображаются в организационных проектах. Каждый коллектив уникален, поэтому у каждой организации должна быть своя культура. Корпоративная культура устанавливает место организации в окружающем мире, воплощая в себе неписаные законы, нормы и правила, которые соединяют членов организации, связывая их вместе. Сильная корпоративная культура организации способна так воздействовать на социальное поведение сотрудников, что каждый сотрудник будет предпринимать только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу.
Выделяют два уровня корпоративной культуры: внешний и внутренний. Внутренний уровень делится на два подуровня: осознанный и неосознанный. Внешний уровень составляет видимые объекты, физические символы, организационные церемонии, расположение офисов.
Основополагающие ценности корпоративной культуры могут выражаться в различных материальных образах: символах, девизах и церемониях, при помощи которых мы получаем возможность различать культуры различных фирм.
При формировании корпоративной культуры используются различные организационные PR-формы. Так, невозможно формирование корпоративной культуры без определения точного имиджа организации и ее руководителя.
Проведение различных
корпоративных мероприятий подд
Корпоративные коммуникации для специалистов PR являются хорошим полем для профессиональной деятельности.