Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 17:36, дипломная работа
В России в течении последних нескольких лет наблюдается промышленный подъем. В 2005 году был отмечен рекордный рост российского фондового рынка, началось массовое размещения новых выпусков акций российских предприятий, ввоз капитала впервые за много лет превысил его вывоз из страны, что свидетельствует о быстром развитии инвестиционных процессов и формировании рыночной инвестиционной среды.
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИИ
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ РИСКА, ТЕОРИИ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА
ГЛАВА 3. РИСК И ДОХОДНОСТЬ
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА АКЦИЙ, ОБЛИГАЦИЙ И ОПЦИОНОВ
ГЛАВА 5. ЦЕНА КАПИТАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ
Литература
Риск – это вероятность отклонения величины фактического инвестиционного дохода от величины ожидаемого; чем изменчивее и шире диапазон колебаний возможных доходов, тем выше риск и наоборот. Риск связан с тем, что суждение об ожидаемом доходе, основываются на ограниченной информации о будущих событиях. Риск порождается изменчивостью множества факторов среды инвестирования в течении временного горизонта инвестиции.
Среда инвестирования – это совокупность активных субъектов и сил, влияющих на возможности инвестора получить ожидаемый инвестиционный доход. Среду инвестирования подобно среде предприятия можно разделить на макросреду и микросреду. События в макросреде оказывают влияние на доходы всех видов инвестиций.
Макросреда переставляет собой совокупность активных субъектов и сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят инвестору новыми опасностями. Но эти силы не поддаются контролю со стороны инвестора, инвестор никак не может на них воздействовать, но он может и должен внимательно следить за ними и реагировать на их действия. Макросреда, слагается из следующих шести основных сил.
1. Демографическая среда. Демография – наука, изучающая население с точки зрения численности, половозрастной структуры, плотности размещения. Для инвесторов демографическая среда представляет интерес, поскольку на всех рынках действуют люди. Люди, индивидуумы образуют домохозяйства и являются основными поставщиками всех, в том числе финансовых ресурсов, а так же основными потребителями конечных продуктов. Изменения в демографической сфере могут повлечь за собой существенные изменения дохода любой инвестиции, так как способны изменить ситуацию на любом рынке и состояние бюджета страны, региона.
В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов основные демографические тенденции – изменение уровня рождаемости, уровня смертности и другие являются надежными факторами для оценки тенденций развития. Инвестор может оценивать основные демографические тенденции с целью снижения риска.
2. Экономическая среда. Помимо самих людей, для рынков ресурсов, товаров и услуг, доходов и расходов государства важен уровень доходов населения. Общий уровень покупательной способности, сбережений, направляемых на инвестирование, зависит от уровня текущих доходов. Важную роль играет и характер распределения доходов.
Распределение доходов в России носит крайне неравномерный характер. Лидируют домохозяйства, принадлежащие к высшему классу. Они – крупнейшие инвесторы и основной рынок сбыта предметов роскоши и дорогостоящих услуг. Однако их численность весьма ограничена. Затем идут представители среднего класса, которые в ограниченных масштабах способен инвестировать, приобретают добротные товары и прибегают к довольно широком спектру услуг. Рабочий класс и значительная часть служащих, пенсионеры не обладают возможностью инвестирования, не выходят за рамки приобретения самых необходимых потребительских товаров.
Экономика, разумеется, характеризуется не только доходами населения. Ситуация в экономике страны, как известно, определяется большим количеством факторов, которые способны оказывать существенное влияние на доходы инвесторов.
Превышение темпов роста мировой торговли над темпами роста производства в течении последних двух веков привело к тому, что экономические системы стран мира теперь тесно связаны между собой. Поэтому изменения в экономике других стран, в мировой экономики в целом, оказывают существенное влияние на экономику каждой страны, на инвестиционные доходы инвесторов в этой стране.
3. Природная среда. Начиная с 60-х годах XX века проявилось растущее беспокойство мировой общественности по поводу разрушения окружающей природной среды. Законодатели в национальных и международных масштабах стали формировать системы мер по охране окружающей среды. Изменения в окружающей среде сказываются на условиях инвестирования, деятельности бизнеса, на товарах и услугах, которые производятся и предлагаются рынку. Угрозы и новые возможности в этой области могут создавать:
4. Научно-техническая среда. Наиболее драматичной силой, определяющей будущее, является техническая и прикладная наука. Научно-технический прогресс определят длительность жизненного цикла инвестиций. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Инвесторы должны внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса.
Научно-технический прогресс ускоряется. Свыше 90% процентов всех, когда-либо живших на Земле ученых – наши современники. Научно-техническая мысль и современная техника питают сами себя, что создает безграничные возможности. Ассигнования на исследования и разработки растут. В наиболее развитых странах она составляет в настоящее время не менее 2-3% ВВП. Предприятия, действующие в наукоемких отраслях хозяйства, тратят на исследования и разработки в среднем до 15-25% выручки от реализации товаров и услуг, а иногда и много больше, тогда как 20-25 лет назад затраты не превышали 5-10%. Затраты на исследования разработки даже в традиционных отраслях, например, таких как табачная промышленность, уже превысили 5%.
5. Политическая среда. На судьбе инвестиций сильно сказываются события в политической среде. Эта среда слагается из законов, нормативных документов государственных учреждений, правоприменительной практики, требований групп интересов. Они оказывают влияние на различные организации, на отдельных лиц и ограничивают свободу их действий. Политики могут не обеспечить стабильность в стране, или даже развязать войну, могут провести конфискационные реформы, но могут и снизить налоги, принять дополнительные меры защиты собственности.
6. Культурная среда. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая этого, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения с другими людьми. В рамках конкретного общества люди придерживаются определенных взглядов и ценностей, что формирует специфическое поведение и влияют на их конкретные проявления в повседневной жизни, которое может самым непосредственным образом сказаться на инвестициях.
Можно привести пример, связанный с религиозной культурой. Так мусульмане отрицают возможность оплаты стоимости долговых обязательств – процентов по кредитам, режим труда и отдыха по исламским канонам отличается от принятых у европейцев. Как известно, традиционные взгляды и ценности могут подкрепляются деятельностью основных институтов общества – законами, государственной властью, церковью. Если к власти в стране приходя политики, строящие свою деятельность на основе ислама, то судьба инвестиций в стране может коренным образом изменится.
Микросреда переставляет собой совокупность активных субъектов и сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят конкретному предприятию новыми опасностями, и таким образом влияют на доходы инвесторов, финансирующих предприятие. Но, в отличие от макросреды руководство предприятия может и должно контролировать эти факторы микросреды, управлять ими. Эти силы не поддаются контролю со стороны инвестора, но инвестор может и должен внимательно следить за ними, в случае прямых инвестиций – использовать свою возможность влияния на руководство предприятия и побуждать его к управлению микросредой. Микросреда, слагается из следующих шести основных сил.
1. Предприятие. При управлении предприятием должны учитываться и согласовываться интересы всех групп внутри самого предприятия, таких, как высшее руководство, служба маркетинга, финансовая служба, служба исследований и разработок, служба материально-технической снабжения, производство, бухгалтерия. Финансовую службу волнуют проблемы наличия и использования средств. Служба исследований и разработок занимается техническими проблемами конструирования новых изделий и разработкой эффективных методов производства. Служба материально-технического снабжения заботится о наличии достаточного количества деталей и узлов для производства. Производство несет ответственность за выпуск нужного количества продукции. Бухгалтерская служба следит за доходами и расходами. Деятельность всех подразделений, так или иначе, влияет возможность предприятия в достижении поставленных целей. Несогласованность действий может не позволит предприятию достичь своих целей
2. Поставщики. Поставщики – это предприятия и отдельные лица, которые обеспечивают предприятие материальными ресурсами и деловыми услугами. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять результаты деятельности предприятия. Недостаток тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров заказчикам предприятия. В краткосрочном плане предприятие понесет убытки, а в долгосрочном будет подорвана репутация, стоимость предприятия снизится.
3. Маркетинговые посредники. Это предприятия и отдельные лица, которые помогают в сфере маркетинга – в продвижении, сбыте и распространении товаров предприятия среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, организаторы товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг различного характера, кредитно-финансовые учреждения. Их деятельность самым существенным образом влияет на эффективность работы предприятия.
4. Клиентура. Предприятия стараются тщательно изучать своих клиентов. Предприятия могут выступать на пяти типах клиентурных рынков:
Каждому типу рынка присущи свои специфические черты, которые определяют доходность и уровень риска инвестиций.
5. Конкуренты. Любое предприятие сталкивается с множеством разнообразных конкурентов. Это желания-конкуренты – конкретные потребности, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить, товарно-родовые конкуренты – различные основные способы удовлетворения какой-либо конкретной потребности. Это и товарно-видовые конкуренты – разновидности того же товара, способных удовлетворить конкретное желание покупателя. Это и разные марки одного и того же товара.
Понимание того, как именно потребители
принимают решения, может облегчить
руководству предприятия
6. Контактные аудитории. В состав среды предприятия входят и различные контактные аудитории. Контактная аудитория – это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.
Любое предприятие
действует в окружении
Нередко события в микросреде предприятия могут самым существенным образом повлиять на результаты его деятельности и на доходы инвесторов.
Распределение вероятностей инвестиционного дохода. Огромное количество источников риска однозначно определяет характер распределения вероятностей инвестиционного дохода. Это нормальное – гауссовское распределение. Инвестиционный доход измеряется с помощью различных абсолютных показателей, которые имеют нормальное распределение вероятностей. Используются и различные относительные показатели, в силу указанного выше положения они имеют в зависимости характера их построения нормальное или логарифмически нормальное распределение. Такой характер распределения вероятностей позволяет сравнительно просто получать количественное измерение риска, используемое в теориях финансов.
Модели, используемые для оценки экономической эффективности инвестиций в финансовые инструменты и инвестиций, направляемых на обеспечение предприятия факторами производства, основываются на положениях теорий финансов. Ниже характеризуются основные теории финансов, используемые для построения инвестиционных моделей.
Идеальные рынки капитала. Теории финансов основываются на понятии идеального – совершенного рынка капитала (perfect, or frictionless, capital markets). Такого рынок существует при следующих условиях: