Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 09:43, шпаргалка
Основные понятия маркетинга. Выбор целевого сегмента и стратегии охвата рынка. Позиционирование товара. Сегментация рынка. Рынок как объект маркетинговых исследований. Маркетинговая среда предприятия. Методические основы маркетинговых исследований. Товар в системе маркетинга. Рыночная атрибутика товаров.
Тема 14
Маркетинговые коммуникации
1. Состав и процесс маркетинговых коммуникаций.
2. Понятие рекламы и ее виды.
3. Система стимулирования сбыта.
4. Паблик рилейшнз.
5. Личные продажи.
В последнее время одновременно с возрастанием роли маркетинга повысилась роль маркетинговых коммуникаций. Недостаточно иметь хорошие продукты и услуги. Между предприятиями наблюдается усиление конкурентной борьбы. Поэтому современный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмы должны осуществлять еще коммуникацию со своими заказчиками. При этом в содержании коммуникаций не должно быть абсолютно ничего случайного.
Чтобы обеспечить действенную коммуникацию, фирмы нанимают рекламные агентства для создания эффективных объявлений, специалистов по стимулированию сбыта для разработки поощрительных программ и специалистов по организации общественного мнения для формирования образа организации. Фирмы учат свой торговый персонал быть приветливым и осведомленным. Для большинства фирм вопрос не в том, заниматься коммуникацией или нет, а в том, сколько и как именно тратить в этой сфере.
Коммуникативная политика предприятия позволяет увеличить сбыт продукции, улучшить структуру взаимоотношений с поставщиками и покупателями, упорядочить информационные потоки, повысить конкурентоспособность и так далее.
Маркетинг, как систематизированная деятельность человека и организации в обществе предусматривает не только изучение потребностей и запросов потребителей, разработку и производство необходимых изделий и услуг, а также передачу информации о них к потенциальному покупателю. Поэтому в комплекс маркетинга входят такие элементы как товар, цена, распределение и продвижение.
В современной литературе по маркетингу говоря о продвижении товара на рынок переходят от понятия «продвижение» к понятию «маркетинговые коммуникации».
Коммуникации необходимы производителям, так как покупатели стремятся удостовериться точно, удовлетворяет ли приобретаемый товар ту потребность, ради которой он приобретается. В некоторых случаях можно испытать товар до момента его покупки, например, примерив костюм. Однако в подавляющем большинстве это невозможно, поэтому покупатель принимает решение на основе разного рода сообщений. Изменяются личная и общественная позиции покупателей. На решение потребителя может повлиять много аспектов деятельности производителя, не связанных с коммерческими характеристиками покупаемого товара, поэтому предприятие вынуждено объяснять свои действия широкой общественности.
Маркетинговые коммуникации - это процесс обмена информацией между фирмой и другими субъектами маркетинговой деятельности с целью представления и совершенствования деятельности фирмы и ее товаров. Маркетинговые коммуникации отличаются от коммуникаций в общем смысле своей целенаправленностью. Процесс обмена информацией обусловлен единой глобальной целью продвижения фирмы и ее товаров.
Система маркетинговых коммуникаций способствует достижению общих маркетинговых целей предприятия.
Основная цель маркетинга - обеспечение получения максимальной прибыли в процессе купли-продажи при котором удовлетворение потребностей потребителей является фактором достижения цели.
Конкретные цели системы маркетинговых коммуникаций включают:
- информирование общественности о деятельности организации;
- мотивация потребителя к покупке товара;
- формирование актуализации потребностей потребителей;
- формирование благоприятного имиджа организации;
- формирование у покупателя предпочтения к марке;
- предоставление полной информации о товарах производимых фирмой;
- поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между предприятием и общественностью;
- напоминание о фирме и ее товарах.
Основными средствами маркетинговых коммуникаций являются:
- реклама;
- паблик рилейшнз (связи с общественностью);
- стимулирование сбыта;
- прямой маркетинг, в том числе личная продажа.
Синтетическими средствами в маркетинговых коммуникациях являются:
- выставки и ярмарки;
- брендинг;
- интегрированные маркетинговые коммуникации на местах продажи (мерчандайзинг).
Схема социальной коммуникации
Схема традиционной коммуникации включает источник сообщений или отправителя информации. Затем сообщение преобразуется в конкретные сигналы, кодируется. Далее эти сигналы по каналам связи декодируются, и в таком виде поступают к адресату. Предполагается так же наличие определенных фильтров (ограничений), ответной реакции адресата на сообщение и случайного фактора – помех (искажений) на всех стадиях осуществления коммуникации.
Обратная связь Ответная реакция
Рисунок 1 – Схема рекламной коммуникации
Определяющую роль в данной схеме играет отправитель. Именно коммуникатор является инициатором процесса коммуникации, он устанавливает ее цели, определяет получателя (адресата). От него зависит эффективность коммуникации.
Отправитель - (адресант, коммуникатор, источник коммуникации) сторона, от имени которой посылается рекламное обращение адресату.
Достижение сигнала, посылаемого коммуникатором, одного адресата (потенциального покупателя) определяется как рекламный контакт.
Основным инструментом и носителем информации, эмоционального воздействия, психологической установки коммуникатора на целевую аудиторию является обращение (послание, сообщение).
Кодирование – в рекламной коммуникации понимается как процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов.
Формируя сообщения, коммуникатор должен исходить из того, что используемый код хорошо знаком покупателю. В противном случае эффективность коммуникации будет низкой.
Фильтры – (барьеры) – различного рода ограничения в прохождении послания от отправителя к адресату.
Сильнейшим фактором в процессе маркетинговых коммуникаций является сознательное нежелание большинства потенциальных получателей контактировать с какой-либо рекламой (переключение каналов во время рекламы).
Наличие фильтров значительно уменьшает возможность достижения рекламным посланием своего адресата.
Важное место в осуществлении коммуникации занимает формирование оптимального ее канала.
Канал коммуникации – объединяет всех участников процесса коммуникации и носителей информации с момента кодирования посылаемого сигнала до момента получения его адресатом.
Эффективность рекламной коммуникации во многом зависит от того, кто представляет коммуникатора, в чьи уста вкладывается рекламное сообщение – посредник (певица Валерия – йогурт «Активия», Кристина Орбакайте, Юлия Меньшова реклама жевательной резинки Dirol).
Система декодирования обеспечивает «расшифровку» послания коммуникатора получателем.
Ответная реакция – представляет собой набор откликов получателей, которые возникают в результате контакта с обращением.
Обратная связь – та часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя (обращение за дополнительной информацией, опробование рекламируемого товара, узнавание его в массе аналогичных марок, запоминаемость и так далее).
Разработчикам рекламы необходимо учитывать то обстоятельство, что в процессе рекламной коммуникации могут возникнуть разного рода помехи (шумы) – незапланированные искажения при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды.
Группы помех:
- физические помехи – наслаивание одной информации на другую, повреждение носителей рекламной коммуникации (поломка рекламного щита, опечатки в рекламе);
- психологические помехи – различия в восприятии окружающей действительности людьми, принимающими участие в процессе коммуникации;
- семантические помехи – возникают по причине многозначности отдельных понятий, которые могут вольно интерпретироваться получателем.
Существует более 2000 определений понятия «реклама», слово реклама происходит от латинских глаголов «reclamo» (выкрикивать) и «reclamare» (откликаться, требовать).
По определению Американской Ассоциации Маркетинга, реклама представляет собой « … любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком» и служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приемы и методы с учетом конкретной ситуации.
Закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ дает следующее определение рекламы: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Черты рекламы:
1. Неличный характер, то есть реклама направлена не на отдельных конкретных потребителей, а на значительные группы людей.
2. Оплачивается четко определенным субъектом.
3. Реализация информации передается с помощью посредников, в качестве которых выступают средства массовой информации и другие носители (рекламные щиты, листовки).
4. Целенаправленность.
5. Отсутствие беспристрастности.
Основные цели рекламы:
1. Информирование, то есть формирование осведомленности о новом товаре.
2. Убеждение (увещевание) – последовательное, постепенное формирование предпочтения к товару.
3. Напоминание – поддержание осведомленности потребителя о товаре.
Последовательное применение этих трех целей легло в основу понятия – рекламная спираль.
Задачи рекламы:
1. Ознакомление потребителя с новыми товарами.
2. Формирование первоначального образа товара (фирмы).
3. Выделение рекламируемого товара из массы аналогичных.
4. Убеждение потребителя купить товар данной марки.
5. Убеждение образа товара в период межсезонья в памяти потребителя.
Функции рекламы:
1. Экономическая – развитие торговли, ускорение получения прибыли, снижение издержек, ускорение оборачиваемости оборотных средств.
2. Коммуникативная – возможность передачи широкой массе людей сведений о товарах и услугах, происходит общение людей, которые в принципе не могли быть связаны.
3. Образовательная – воздействие рекламы в качестве средства обучения, то есть реклама учит правильному использованию товаров, ускоряет Научно-технический прогресс.
4. Социальная – воздействие на общество, способствует развитию средств массовой информации, общественных организаций, формирует культурный, правовой и экономический менталитет каждого члена общества.
Средства распространения рекламной информации – материальные носители, которые передают рекламное сообщение и способствуют достижению необходимого рекламного эффекта.
1. Реклама в прессе – это рекламные материалы опубликованные в периодической печати (газеты, журналы), реклама при этом достигает большого количества людей, возможно выбрать целевое издание, а также внести изменения в рекламе текста.
2. Телевизионная реклама – роль ее возрастает в связи с увеличением роли телевидения как способа проведения свободного времени, при этом можно сочетать образ, музыку и слова, создавая атмосферу потребления товаров, обладает высокой стоимостью.
3. Реклама на радио – позволяет воздействовать на определенный тип аудитории, особенно эффективно для рекламирования товаров для молодежи – вызывает хорошую репутацию.
4. Наружная реклама – цель: подкрепление и дополнение рекламы в других средствах, может длительное время воздействовать на потребителей, но нельзя внести изменения в текст, а также подвержены воздействию атмосферных явлений.