Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65
Опытно – практическая работа способствует освоению и использованию творческих приложений Microsoft Office и программы Исполнители.
В процессе проектной деятельности учащиеся могут увидеть программы MS Office и Исполнители «в действии», то есть не как отвлеченный предмет из школьной программы, а как практически-ориентированную и полезную систему.
Описание проекта в среде текстового редактора MS Word.
Проект: Волшебный конверт.
Основная цель: обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний по вопросам использования текстового редактора MS Word.
Задачи:
Темы исследований учащихся:
Таким образом, переходим к планированию содержания учебного проекта и этапам его проведения.
Таблица 2
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения[27]
Название этапа |
Содержание |
Конкретизация |
Подготовительный |
Продумывание учителем темы проекта. |
Дополнительные возможности текстового редактора: работа с шаблонами. |
Выбор возрастной категории учащихся. |
Учащиеся 8 классов | |
Формулирование |
Каковы дополнительные возможности текстового редактора MS Word? | |
Формулирование вопросов учебной темы. |
Какие существуют стили оформления документов? Что включается в понятие стиля? Каковы особенности работы со встроенными шаблонами? Каковы этапы создания шаблонов для новых стилей? | |
Формулирование |
Каковы сферы применения создаваемых шаблонов? | |
Формулирование дидактических целей проекта. |
Развитие самостоятельной познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Формирование мышления, навыков индивидуальной работы. | |
Формулирование методических задач |
Освоить представление об дополнительных возможностях текстового процессора, освоить понятие "шаблон", научить проводить анализ проделанной работы, научить пользоваться встроенными шаблонами для оформления результатов, научить кратко излагать свои мысли устно и письменно. | |
Формулирование проблемы . |
Каковы возможности создания и применения? | |
Выдвижение гипотез решения проблем. |
Развитие самостоятельной познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Формирование мышления, навыков индивидуальной работы. | |
Определение творческого названия проекта. |
Волшебный конверт | |
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов. |
Учащиеся выполняют работу индивидуально, выбирают электронную форму представления с помощью метода демонстрации на проекторе. | |
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально. |
Ученики обдумывают индивидуальный план работы, прибегая к помощи учителя. | |
Аналитико-практический |
Обсуждение со школьниками возможных источников информации. |
Цель: задать направление поиска информации. Ученики могут использовать как бумажные источники, так и Интернет. Но необходимо задействовать в первую очередь собственную фантазию. |
Работа над проектом |
Консультирование, помощь,
организация деятельности учащихся,
развитие сообразительности и | |
Заключительный |
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. |
Форма презентации доклад и демонстрация. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Учитель консультирует и помогает. |
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем |
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу. |
Описание этапов выполнения проекта в среде текстового редактора MS Word.
На подготовительном этапе в ходе продумывания темы проекта учитывалось соответствие ее с учебным планом в рамках темы «Работа с текстовой информацией» и возрастной категорией учащихся. Проведена подготовительная работа перед началом создания проекта. Учащиеся с помощью учителя сформулировали основополагающий вопрос - каковы дополнительные возможности текстового редактора? Содержательные вопросы - какие существуют стили оформления документов, что включается в понятие стиля, каковы особенности работы со встроенными шаблонами, каковы этапы создания шаблонов для новых стилей?
И вопрос учебной темы - каковы сферы применения создаваемых шаблонов?
Постановка дидактических целей проекта настроила учащихся на работу с большим объемом информации, умением увидеть проблему и пути ее решения. Формулирование методических задач способствовало освоению представления об дополнительных возможностях текстового процессора, проведению анализ проделанной работе с встроенными шаблонами. Учащиеся учились кратко излагать свои мысли. В ходе определения творческого названия проекта учащиеся проявляли оригинальность и сообразительность. При обсуждении плана работы, учащиеся подготавливались на дальнейшую индивидуальную работу, прибегая к помощи учителя.
В ходе аналитико-практического этапа каждый учащийся выбрал свою тему проекта, из предложенных учителем. Активно использовались интернет ресурсы, с бумажными источниками работала лишь незначительная часть. Задействовалась так же и собственная фантазия, которая выявилась в ходе индивидуальной работы. Данный этап, основанный на консультировании и помощь организации деятельности учащихся, способствовал развитию сообразительности и инициативности при приобретении навыков в проектной деятельности.
На заключительном этапе учащиеся защитили собственные проекты с помощью презентации доклада и демонстрации. Учитель мотивировал учащихся систематизировать полученные данные. Во время защиты полученных результатов у учащихся сформировалось обобщение и систематизация имеющихся знаний по вопросам использования текстового редактора. Это прослеживалось во время ответов на вопросы присутствующих после выступления. Оценивание результатов проекта учителем и школьниками проходило на основании критерий [Приложение 2].
Примеры проектов[Приложение 5].
Описание проекта в среде программы MS Publisher.
Проект: Поздравительная публикация.
Основная цель: обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний по вопросам использования MS Publisher.
Задачи:
Темы исследований учащихся:
Чтобы достичь целей обучения, публикация может включать в себя:
Таким образом, переходим
к планированию содержания учебного проект,
этапам его проведения и описанию оценивания..
Таблица 3
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения[27]
Этапы |
Содержание |
Конкретизация |
Подготовительный |
Общая цель создания публикации. |
Красочное поздравление, оформленное в форме публикации. |
Название. |
Поздравительная публикация | |
Какие темы учебной программы затрагиваются в публикации |
Данный проект не затрагивает вопросы учебной программы, он рассматривается при дополнительном изучении на факультативных часах. | |
Список основных исполнителей. |
MS Office Publisher, Интернет. | |
Краткое описание учебной темы проекта. |
Ученики с помощью MS Publisher создают поздравительную публикацию к 8 марта. | |
Объяснение целей |
Каждый учащийся в группе должен внести свой вклад в выполнении поиска материала по теме проекта. | |
План работы. |
Обсуждение темы публикации в группах, распределение обязанностей по поиску информации. | |
Аналитико-практический |
Обсуждение со школьниками источников необходимой литературы. |
Ученики могут использовать как бумажные источники, так и Интернет. |
Индивидуальная и групповая работа. |
Каждый учащийся в группе должен внести свой вклад в выполнении поиска материала по теме проекта. | |
Темы и список материалов,
которые нужно найти в Интернет |
История происхождения праздников: «14 февраля», «День защитника Отечества», «8 марта». | |
Перечень дополнительных ресурсов, которые можно использовать при создании публикации. |
Мультимедийные энциклопедии, учебники и др. | |
Перечь иллюстраций |
Собственные, отсканированные и изображения из Интернета | |
Заключительный |
Подготовка учащимися отчета о проделанной работе. |
Обсуждение в группе итога проделанной работы, подготовка к выступлению. |
Защита полученных результатов и выводов. |
Форма презентации - демонстрация. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Учитель консультирует и помогает. | |
Оценка и анализ результатов, полученных в ходе работы. |
Рефлексия. Оценивание работы каждого участника. |
Таблица 4
Описание оценивания публикации[27]
Критерии оценивания |
Параметры |
Комментарии |
Использование технологий |
Тематика публикации, на какой класс рассчитано обучение, требуются ли навыки работы с компьютером? |
День всех влюбленных. День Защитника Отечества. Международный женский день(8 класс). |
Как использование современных технологий помогает учащимся выполнять работу быстрее, качественнее, на более высоком уровне? |
Навыки работы в среде программы MS Publisher. | |
Насколько эффективна интеграция технологий в решении задач Вашего проекта? |
Учащиеся используют разнообразные Интернет – ресурсы, что приводит к эффективной интеграции технологий в решении задач проекта. | |
Процесс обучения |
Каким образом созданная публикация демонстрирует способность учащегося к анализу и синтезу различных видов информации (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать)? |
Ученики из большого количества информации должны выбрать достоверную и конкретную информацию по заданной теме. |
Каким образом созданная публикация демонстрирует понимание поставленных задач? |
Наличие публикации демонстрирует владение учеником проектной деятельностью. Грамотное содержание способствует решению поставленных задач | |
Каким образом данная
методика обучения учитывает индивидуально- |
Каждый учащийся на свой вкус предлагает стиль оформления публикации. |
Описание этапов выполнения проекта в среде программы MS Publisher
На подготовительном этапе были продуманы темы проекта с учетом возрастной категории учащихся 8-х классов. Проведена подготовительная работа перед началом создания проекта. Учащиеся с помощью учителя обсудили темы поздравительных публикаций: день всех влюбленных (14 февраля), день Защитника Отечества(23 февраля), Международный женский день (8 марта). Общая цель создания публикации - красочное поздравление, оформленное в форме публикации. Постановка цели проекта направлена на развитие самостоятельной познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Данный проект не затрагивает вопросы учебной программы, он рассматривался при дополнительном изучение на классных часах. Каждый учащийся проявил оригинальность и сообразительность при выполнении поиска материала по теме проекта. При обсуждении плана работы, учащиеся подготавливались на дальнейшую работу в группах, что способствовало освоению представления о целостном создании проекта.
В ходе аналитико-практического этапа каждая из трех групп выбрала свою тему проекта, из предложенных учителем. Активно использовались интернет ресурсы, с бумажными источниками работала лишь незначительная часть. Задействовалась так же и собственная фантазия, которая выявилась в ходе индивидуальной работы. Каждый учащийся проявил оригинальность и сообразительность при выполнении поиска материала по теме проекта.
Данный этап, основанный на консультировании и помощь организации деятельности учащихся, способствовал развитию сообразительности и инициативности при приобретении навыков в проектной деятельности.
На заключительном этапе учащиеся защитили собственные проекты с помощью презентации доклада и демонстрации. Учитель мотивировал учащихся систематизировать полученные данные. Во время защиты полученных результатов у учащихся сформировалось обобщение и систематизация имеющихся знаний по вопросам использования текстового редактора. Это прослеживалось во время ответов на вопросы присутствующих после выступления. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем основывалось с помощью рефлексии. Оценивание результатов проекта учителем и школьниками проходило на основании критерий [Приложение 3].
Примеры проектов [Приложение 5].
Описание проекта в среде графического исполнителя Черепаха.
Проект: Ночное путешествие.
Основная цель: обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний по вопросам использования графического исполнителя Черепаха..
Задачи:
Темы исследований учащихся: