Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Опытно – практическая работа способствует освоению и использованию творческих приложений Microsoft Office и программы Исполнители.

В процессе проектной  деятельности учащиеся могут увидеть программы MS Office и Исполнители «в действии», то есть не как отвлеченный предмет из школьной программы, а как практически-ориентированную и полезную систему.

 

 

    1. Разработка учебно - методических материалов  по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха

Описание проекта  в среде текстового редактора MS Word.

Проект: Волшебный конверт.

Основная цель: обобщение  и систематизация имеющихся у  учащихся знаний по вопросам использования текстового редактора MS Word.

Задачи:

  1. систематизация и обобщение знаний по теме « работа с текстовым редактором»;
  2. расширение знаний о дополнительных возможностях текстового редактора;
  3. формирование информационной компетентности, развитие креативных способностей (фантазии), критического мышления;
  4. овладение обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований;
  5. приобретение навыков проектной деятельности

Темы исследований учащихся:

  1. Волшебный конверт
  2. Работа с текстовым редактором
  3. Дополнительные возможности текстового редактора
  4. Какие существуют виды шаблонов?
  5. Существуют ли в мировой практике примеры использования шаблонов в различных отраслях?
  6. Расписание движения городских автобусов - это шаблон?
  7. Можно ли создать собственные шаблоны?

Таким образом, переходим к планированию содержания учебного проекта и этапам его проведения.

 

Таблица 2

Планирование  содержания учебного проекта и этапов его проведения[27]

Название этапа

Содержание

Конкретизация

Подготовительный

Продумывание учителем темы проекта.

Дополнительные возможности  текстового редактора: работа с шаблонами.

 

Выбор возрастной категории  учащихся.

Учащиеся 8 классов

 

Формулирование основополагающего  вопроса.

Каковы дополнительные возможности текстового редактора MS Word?

 

Формулирование вопросов учебной темы.

Какие существуют стили  оформления документов? Что включается в понятие стиля? Каковы особенности  работы со встроенными шаблонами? Каковы этапы создания шаблонов для новых  стилей?

 

Формулирование содержательного  вопроса для исследований учащихся.

Каковы сферы применения создаваемых шаблонов?

 

Формулирование дидактических  целей проекта.

Развитие самостоятельной  познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть  проблему и наметить пути ее решения. Формирование мышления, навыков  индивидуальной работы.

 

Формулирование методических задач

Освоить представление  об дополнительных возможностях текстового процессора, освоить понятие "шаблон",  научить проводить анализ проделанной  работы, научить пользоваться встроенными шаблонами для оформления результатов,  научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

 

Формулирование проблемы .

Каковы возможности  создания и применения?

 

Выдвижение гипотез  решения проблем.

Развитие самостоятельной  познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Формирование мышления, навыков  индивидуальной работы.

 

Определение творческого  названия проекта.

Волшебный конверт

 

Формирование групп  для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Учащиеся выполняют  работу  индивидуально, выбирают электронную  форму представления с помощью  метода демонстрации на проекторе.

 

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально.

Ученики обдумывают индивидуальный план работы, прибегая к помощи учителя.

Аналитико-практический

Обсуждение со школьниками  возможных источников информации.

Цель: задать направление  поиска информации. Ученики могут  использовать как бумажные источники, так и Интернет. Но необходимо задействовать в первую очередь собственную фантазию.

 

Работа над проектом

Консультирование, помощь, организация деятельности учащихся, развитие сообразительности и инициативности.

Заключительный

Подготовка учащимися  презентации по отчету о проделанной  работе.

Форма презентации доклад  и демонстрация. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Учитель  консультирует и  помогает.

 

Оценивание результатов  проекта школьниками и учителем

Рефлексия. Группы оценивают  работу каждого участника. Учитель оценивает работу.


 

 

Описание этапов выполнения проекта в среде текстового редактора MS Word.

На подготовительном этапе в ходе продумывания темы проекта учитывалось соответствие ее с учебным планом в рамках темы «Работа с текстовой информацией» и возрастной категорией учащихся. Проведена подготовительная работа перед началом создания проекта. Учащиеся с помощью учителя сформулировали основополагающий вопрос - каковы дополнительные возможности текстового редактора? Содержательные вопросы - какие существуют стили оформления документов, что включается в понятие стиля, каковы особенности работы со встроенными шаблонами, каковы этапы создания шаблонов для новых стилей?

И вопрос учебной темы - каковы сферы применения создаваемых шаблонов?

Постановка дидактических целей проекта настроила учащихся  на работу с большим объемом информации, умением увидеть проблему и пути ее решения. Формулирование методических задач способствовало освоению представления об дополнительных возможностях текстового процессора, проведению анализ проделанной работе с встроенными шаблонами. Учащиеся учились кратко излагать свои мысли. В ходе определения творческого названия проекта учащиеся проявляли оригинальность и сообразительность. При обсуждении плана работы, учащиеся подготавливались на дальнейшую индивидуальную работу, прибегая к помощи учителя.

В ходе аналитико-практического этапа каждый учащийся выбрал свою тему проекта, из предложенных учителем. Активно использовались интернет ресурсы, с бумажными источниками работала лишь незначительная часть. Задействовалась так же и собственная фантазия, которая выявилась в ходе индивидуальной  работы. Данный этап, основанный на консультировании  и помощь организации деятельности учащихся, способствовал  развитию сообразительности и инициативности при приобретении навыков в проектной деятельности.

На заключительном этапе учащиеся защитили собственные проекты с помощью презентации доклада и демонстрации. Учитель мотивировал учащихся систематизировать полученные данные. Во время защиты  полученных результатов у учащихся сформировалось обобщение и систематизация имеющихся знаний по вопросам использования текстового редактора. Это прослеживалось во время ответов на вопросы присутствующих после выступления. Оценивание результатов проекта учителем и школьниками проходило на основании критерий [Приложение 2].

Примеры проектов[Приложение 5].

 

Описание проекта в  среде программы MS Publisher.

Проект: Поздравительная публикация.

Основная цель: обобщение  и систематизация имеющихся у  учащихся знаний по вопросам использования MS Publisher.

Задачи:

  1. систематизация и обобщение знаний по теме « работа с  MS Publisher;
  2. расширение знаний о возможностях MS Publisher;
  3. развитие креативных способностей (фантазии), критического мышления;
  4. овладение обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований;
  5. приобретение навыков проектной деятельности

Темы исследований учащихся:

  1. Поздравительная публикация
  2. Работа с MS Publisher
  3. Возможности MS Publisher
  4. Какие существуют формы публикаций?
  5. Существуют ли в мировой практике примеры использования публикаций в различных отраслях?
  6. Каким образом можно создать собственные публикации?

Чтобы достичь целей  обучения, публикация  может включать в себя:

  • несколько статей, например: традиции, история праздника, поздравление и т. д;
  • соответствие статьи содержанию, заголовки статей и наличие цитаты;
  • создание словаря значений используемых терминов;
  • заголовок и логотип, наличие фотографий;
  • соответствие графики содержанию;

Таким образом, переходим  к планированию содержания учебного проект, этапам его проведения и описанию оценивания.. 

Таблица 3

Планирование  содержания учебного проекта и этапов его проведения[27]

Этапы

Содержание

Конкретизация

Подготовительный

Общая цель создания публикации.

Красочное поздравление, оформленное в форме публикации.

 

Название.

Поздравительная публикация

 

Какие темы учебной программы  затрагиваются в публикации

Данный проект не затрагивает  вопросы учебной программы, он рассматривается при дополнительном изучении на факультативных часах.

 

Список основных исполнителей.

MS Office Publisher, Интернет.

 

Краткое описание учебной  темы проекта.

Ученики с помощью MS Publisher создают поздравительную публикацию  к 8 марта.

 

Объяснение целей самостоятельной  работы учащегося

Каждый учащийся в  группе должен внести свой вклад в выполнении  поиска материала по теме проекта.

 

План работы.

Обсуждение темы публикации в группах, распределение обязанностей по поиску информации.

Аналитико-практический

Обсуждение со школьниками  источников необходимой литературы.

Ученики могут использовать как бумажные источники, так и Интернет.

 

Индивидуальная и групповая  работа.

Каждый учащийся в  группе должен внести свой вклад в  выполнении  поиска материала по теме проекта.

 

Темы и список материалов, которые нужно найти в Интернете.

История происхождения  праздников: «14 февраля», «День защитника  Отечества», «8 марта».

 

Перечень дополнительных ресурсов, которые можно использовать при создании публикации.

Мультимедийные энциклопедии, учебники и др.

 

Перечь иллюстраций

Собственные, отсканированные и изображения из Интернета

Заключительный

Подготовка учащимися  отчета о проделанной работе.

Обсуждение в группе итога проделанной работы, подготовка к выступлению.

 

Защита полученных результатов  и выводов.

Форма презентации - демонстрация. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Учитель консультирует и помогает.

 

Оценка и анализ результатов, полученных в ходе работы.

Рефлексия. Оценивание работы каждого участника.


 

 

Таблица 4

Описание оценивания публикации[27]

Критерии оценивания

Параметры

Комментарии

Использование технологий

Тематика публикации, на какой класс  рассчитано обучение, требуются ли навыки работы с компьютером?

День всех влюбленных. День Защитника Отечества. Международный женский день(8 класс).

 

Как использование современных технологий помогает учащимся выполнять работу быстрее, качественнее, на более высоком уровне?

Навыки работы в среде  программы MS Publisher.

 

Насколько эффективна интеграция технологий в решении задач Вашего проекта?

Учащиеся используют разнообразные Интернет – ресурсы, что приводит к эффективной интеграции технологий в решении задач проекта.

Процесс обучения

Каким образом созданная  публикация демонстрирует способность  учащегося к анализу и  синтезу  различных видов информации (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать)?

Ученики из большого количества информации должны выбрать достоверную и конкретную информацию по заданной теме.

 

Каким образом созданная  публикация демонстрирует понимание  поставленных задач?

Наличие публикации демонстрирует  владение учеником проектной деятельностью. Грамотное содержание способствует решению поставленных задач

 

Каким образом данная методика обучения учитывает индивидуально-личностные качества учащегося?

Каждый учащийся на свой вкус предлагает стиль оформления публикации.


 

Описание этапов выполнения проекта в среде программы MS Publisher

На подготовительном этапе были продуманы темы проекта с учетом возрастной категории учащихся 8-х классов. Проведена подготовительная работа перед началом создания проекта. Учащиеся с помощью учителя обсудили  темы поздравительных публикаций: день всех влюбленных (14 февраля), день Защитника Отечества(23 февраля), Международный женский день (8 марта). Общая цель создания публикации - красочное поздравление, оформленное в форме публикации. Постановка  цели проекта направлена на развитие самостоятельной познавательной деятельности с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Данный проект не затрагивает вопросы учебной программы, он рассматривался при дополнительном изучение на классных часах. Каждый учащийся проявил оригинальность и сообразительность при выполнении поиска материала по теме проекта. При обсуждении плана работы, учащиеся подготавливались на дальнейшую работу в группах, что способствовало освоению представления о  целостном создании проекта.

В ходе аналитико-практического этапа каждая из трех групп выбрала свою тему проекта, из предложенных учителем. Активно использовались интернет ресурсы, с бумажными источниками работала лишь незначительная часть. Задействовалась так же и собственная фантазия, которая выявилась в ходе индивидуальной  работы. Каждый учащийся проявил оригинальность и сообразительность при выполнении  поиска материала по теме проекта.

Данный этап, основанный на консультировании  и помощь организации деятельности учащихся, способствовал  развитию сообразительности и инициативности при приобретении навыков в проектной деятельности.

На заключительном этапе учащиеся защитили собственные проекты с помощью презентации доклада и демонстрации. Учитель мотивировал учащихся систематизировать полученные данные. Во время защиты  полученных результатов у учащихся сформировалось обобщение и систематизация имеющихся знаний по вопросам использования текстового редактора. Это прослеживалось во время ответов на вопросы присутствующих после выступления. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем основывалось с помощью рефлексии. Оценивание результатов проекта учителем и школьниками проходило на основании критерий [Приложение 3].

Примеры проектов [Приложение 5].

 

Описание проекта в  среде графического исполнителя Черепаха.

Проект: Ночное путешествие.

Основная цель: обобщение  и систематизация имеющихся у учащихся знаний по вопросам использования графического исполнителя Черепаха..

Задачи:

  • систематизация и обобщение знаний по теме « работа с текстовым редактором»;
  • расширение знаний о дополнительных возможностях текстового процессора;
  • формирование информационной компетентности, развитие креативных способностей (фантазии), критического мышления;
  • овладение обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований;
  • приобретение навыков проектной деятельности

Темы исследований учащихся:

  1. Ночное путешествие
  2. Работа с учебным исполнителем Черепаха
  3. Дополнительные возможности программы Исполнители
  4. Какие существуют виды учебных исполнителей
  5. Существуют ли в мировой практике примеры использования учебных исполнителей в различных отраслях

Информация о работе Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит