Проектирование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).
Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
Собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа.
Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
Спроектировать организационную структуру управления для заданного предприятия.
Определить эффективность спроектированной организационной структуры.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы организационных моделей и форм проектирования систем управления
1.1 Понятие организационной структуры управления предприятием и ее
элементы ……………………………………………………………………5
1.2 Виды организационных структур управления ………………………9
1.3 Организационные модели ……………………………………………17
1.4 Формы проектирования систем управления ………………………..20
Глава 2 Проектирование организационной структуры управления на промышленном предприятии ОАО «Силикат»
2.1 Цель и задачи предприятия ………………………………………….22
2.2 Определение функциональных взаимосвязей ……………………...23
2.2.1 Штатное расписание ……………………………………………….23
2.2.2 Матрица функциональных взаимосвязей ………………………...24
2.2.3 Статус подразделений и связь между ними ………………………24
2.2.4 Положение об отделе информационных технологий и должностные
инструкции специалистов данного отдела……………………………...25
2.3 Проектирование организационной структуры ……………………….25

Глава 3 Анализ организационной структуры управления
3.1 Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных факторов …………………………………………………………………………26
3 .1.2 Расчет показателей эффективности состава системы и
структуры связей …………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А - задание на курсовой проект…………………………..36
Приложение Б - матрица функциональных взаимосвязей…………….38
Приложение В - положение об отделе информационных технологий..39
Приложение Г - организационная структура управления
ОАО «Силикат» ………………………………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

копия.docx

— 614.66 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого.

 

Как стратегия развития предприятия влияет на его организационную структуру, так и структура влияет на то, сможет ли предприятие реализовать свою стратегию. Согласно исследованию Fortune, около 70% неудач компаний вызваны не ошибками при разработке стратегии развития, а именно неспособностью эффективно ее реализовать.

 

Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями - свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

 

Организационная структура управления оказывает огромное влияние на все стороны работы предприятия. В частности, структура определяет эффективность сотрудничества подразделений, эффективность контроля их деятельности, гибкость, адаптивность предприятия к изменяющимся внешним условиям. Другими словами, структура управления представляет собой фундамент организации, в котором изначально закладываются способности предприятия к саморазвитию.

 

1.2  Виды организационных  структур управления.

 

В менеджменте отличается шесть наиболее распространенных организационных структур управления.

 

1. Линейная организационная структура.

Данная структура управления характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг, не характеризующееся особой сложностью.

   Рис.1 -  Линейная организационная структура.

 

При линейной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т. д. Другими словами, в рамках линейной организационной структуры подчиненные зависят только от своего руководителя: вышестоящий орган управления не имеет права отдавать им распоряжения без согласования с непосредственным руководителем.

Линейная организационная структура обладает как преимуществами, так и недостатками.

Среди преимуществ можно отметить:

1)  в основе этой системы  лежит один канал коммуникации  — канал между руководителем  и подчиненным, а следовательно, исполнитель не должен согласовывать  распоряжения, которые исходят от  разных органов управления и  могут вступать в противоречие  друг с другом;

2) богатство распоряжений, получаемых  исполнителем, всеми

необходимыми ресурсами;

3)  персональная ответственность  руководителя за результаты принимаемых  им решений.

Недостатки линейной структуры управления:

1)  к начальнику выдвигаются  слишком высокие требования, поскольку  управление подразделением предполагает  высокую компетентность в тех  сферах деятельности, которой занимаются  подчиненные;

2)  линейная структура на больших  предприятиях приводит к книге , что менеджеры высшего уровня  оказываются перегруженными: им  приходится иметь дело с огромными  массивами информации, вступать  в контакты с большим количеством  людей. Это может приводить к  серьезным заминкам в принятии  управленческих решений или, попросту  говоря, к бюрократической волоките.

 

2. Функциональная организационная  структура.

 В рамках функциональной  структуры принятие управленческих  решений распределяется между  функциональными начальниками , которые  отвечают за принятие решений  в той области, которая относится  к их компетенции. Эти решения  передаются в подразделения или  конкретным работникам, которые  и воплощают их в существование .

 

 Рис. 2 - Функциональная организационная структура

 

Преимущества функциональной структуры управления:

1) Функциональная структура помогает  преодолеть недостаток линейной  структуры, поскольку принятие решений  в каждой из областей

деятельности возлагается на специалистов, которые сведущи в определенной сфере деятельности, а потому могут принимать более взвешенные и обоснованные решения. Линейная структура этого обеспечить не может, поскольку линейный руководитель не может знать всего.

2) Линейные менеджеры (руководители  подразделений) в этом случае  освобождаются от принятия решений  и могут сосредоточиться исключительно  на управлении производством.

3)  Функциональная структура  снижает потребность организации  в специалистах широкого профиля, которые встречаются достаточно  редко. Это приводит к упрощению  и решению ряда очень существенных  проблем кадровой политики.

Недостатки функциональной структуры управления:

1)  Очень трудно согласовывать  решения, принимаемые функциональными  подразделениями. Могут возникать  ситуации, когда решения, принятые  разными функциональными службами, будут противоречить друг другу. Это требует обращения в данные  службы в отношения с необходимостью  изменить сущность решений.

2) Мотивация работников снижается, поскольку каждый из них подчиняется  одновременно нескольким функциональным  руководителям; появляется возможность  избежать ответственности. С другой  сторонки , функциональный руководитель  не всегда может в достаточной  мере проконтролировать действия  своих подчиненных.

3)   Процедура принятия решений  оказывается более длительной, в  том числе и из вне необходимости согласовывать их с другими функциональными службами.

 

3. Линейно-функциональная организационная  структура.

 Фактически, при функциональной  структуре исполнители одновременно  подчиняются функциональным и  линейным руководителям. На конструктивных  руководителей возлагается обязанность  принимать решения, тогда как  линейный руководитель решает  вопросы, связанные с оперативным  управлением.

Линейно-функциональная структура является трансформацией функциональной и одновременно совмещает в себе качества линейной структуры. В ней основная доля полномочий возлагается на линейного руководителя, который принимает решения относительно любых действий своих подчиненных (естественно, в рамках отведенных ему полномочий). В то же время имеются и функциональные руководители, которые консультируют и помогают ему принять правильные решения, разрабатывая их варианты; их руководство исполнителями хотя и входит в их полномочия, все же носит исключительно формальный характер. Фактически, линейный руководитель выполняет функции координатора между различными функциональными подразделениями.

   Рис.3 - Линейно-функциональная организационная структура

 

Важность функциональных подразделений при линейно-функциональной структуре управления возрастает тем преимущественно , чем выше уровень, на котором принимаются решения.

Преимущества линейно-функциональной структуры:

1.  Линейный руководитель выполняет  функции координатора, что исключает  противоречия в выводах и распоряжениях.

2. Линейный руководитель является  единственным руководителем для  каждого из работников. Как следствие  — более сильная мотивация  и отсутствие возможности избежать  выполнения своих обязанностей.

3.  Уровень осведомленности решений  сохраняется на том же уровне, что и при функциональной структуре..

Недостатки линейно-функциональной структуры:

1.  Излишнее усложнение вертикальных  отношений в организации.

2.  На горизонтальном уровне, напротив, отношения развиты слишком  слабо, поскольку решения в конечном  счете принимает линейный руководитель. В этом отношении функциональная  структура более совершенна, поскольку  она обеспечивает «складность  » действий подразделений, объединенных  процессом производства (по крайней  мере, в каждой из областей, за  которые отвечают функциональные  службы).

3.  Линейный руководитель, обязанный  реализовывать оперативное управление, оказывается перегруженным из-за  необходимости принимать решения  стратегического характера.

4.  Каждое звено в рамках  линейно-функциональной структуры  стремится к решению стоящих  перед ним задач, а не к достижению  целей, стоящих перед организацией  в целом.

5. Линейно-функциональная структура  малоприменима на больших предприятиях, поскольку линейный руководитель  не может в должной степени  координировать деятельность подчиненных.

 

4. Линейно-штабная организационная  структура управления.

 Руководство исполнителями  возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штаб  не имеет полномочий, связанных  с руководством и принятием  решений; его задачи ограничиваются  помощью линейному менеджеру  в осуществлении определенных  функций управления. Штабные подразделения  — это планово-экономический  отдел, правовая служба, отделы анализа, координирования, контроллинга, отдел  маркетинга, бухгалтерия и т. д. В  некоторых случаях штабные подразделения  наделяются правом функционального  руководства (это касается когда-то  всего бухгалтерии, отдела управления  персоналом, отдела маркетинга, планово-экономического  отдела).

 

Рис.4 - Линейно-штабная организационная структура управления.

 

Преимущества линейно-штабной структуры:

1. Линейные руководители освобождаются  от нагрузки, что позволяет им  качественнее осуществлять оперативное  управление.

2. Поскольку в штат подразделения  входят специалисты в конкретных  областях, организация не нуждается  в специалистах широкого профиля. встречаемые решения носят более  продуманный характер.

Недостатки линейно-штабной структуры:

1.  У линейного руководителя  сосредотачивается слишком много  властных полномочий.

2. Отсутствие четкой ответственности, поскольку специалист, подготавливающий  решение, не занимается его реализацией; вследствие этого могут возникать  проблемы, связанные с реализуемостью  решений.

5. Матричная организационная структура  управления.

При матричной организационной структуре существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во-вторых, исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта. В обязанности руководителя второго типа входит координация действий различных исполнителей в рамках одного проекта (целевой программы, темы); этот руководитель отвечает за выполнение данного проекта в указанные сроки с использованием отведенных ресурсов и на должном уровне качества. При этом руководитель проекта взаимодействует не только с членами проектной группы, но и с рабочими соответствующих функциональных служб, которые подчиняются ему в ряде вопросов.

Рис.5 - Матричная организационная структура управления

 

Преимущества матричной организационной структуры:

1.  Текущее управление оказывается  более эффективным.

2.   Повышается вероятность  гибкого использования ресурсов  в соответствии с актуальными  задачами, стоящими перед организацией.

3.  Имеется лицо, которое отвечает  за воплощение конкретной программы.

4.  Более скоро осуществляется  должная реакция на требования  заказчика, изменения спроса и  т. д.

Недостатки матричной организационной структуры:

1.  Из-за отсутствия координации  каждая из проектных групп  будет «тянуть одеяло на себя»  — возникают проблемы с определением  приоритетов.

2.  Возможно возникновение конфликтов  между менеджерами функциональных  подразделений и руководителями  проектных групп.

3.  вырыв сотрудников от работы  коллектива приводит, во-первых, к  отсутствию сплоченности и навыков, необходимых для работы в команде, а во-вторых, к плохому знанию  рабочими правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях.

 

6. Дивизиональная организационная  структура управления.

Основная фигура в рамках дивизиональной структуры — менеджер,

руководящий подразделением (вертикальная касательство ). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб (горизонтальная связь). Подразделения выделяются на основании одного критерия: это может быть или фабрика определенного вида товара, или обслуживание региона, или работа с определенным типом потребителя, или иной признак. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, руководящего подразделением, и отчитываются перед ним.

Рис. 6 - Дивизиональная организационная структура управления.

 

Преимущества дивизиональной структуры:

1.  Подразделения функционируют  как небольшие самостоятельные  предприятия, что повышает их  конкурентные качества.

2.  Подразделения обладают способностью  быстро реагировать на изменения  ситуации, в большей степени ориентированы  на потребителя.

3.  Более высокая координированность  внутри подразделений достигается  за счет того, что они подчиняются  одному лицу.

Недостатки дивизиональной структуры:

1.  Одни и те же подразделения  вынуждены выполнять одинаковую  работу, поскольку горизонтальные  связи существуют только внутри  подразделения, отвечающего за производство продукта от начала движения до его завершения.

2.   Вертикаль управления иногда  оказывается слишком сложной. Дублирование  управленческих функций повышает  затраты на содержание аппарата.

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления