Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 02:49, дипломная работа
Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
Введение
Глава I Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1 Сущность понятия "компьютерная зависимость"
1.2 Понятие «Интернет-зависимость»
1.3 Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми
1.4 Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
1.5 Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютер-ными играми
Глава II. Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.1 Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
2.2 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.3 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
2.4 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
В
организации профилактики компьютерной
зависимости необходимо сочетать различные
формы и методы воспитательных мероприятий.
Вся организация работы по профилактике
компьютерной зависимости требует тщательного
отбора средств, материала. Методические
рекомендации необходимо учитывать в
работе по профилактике компьютерной
зависимости и для того, чтобы правильно
организовать процесс воспитания и способствовать
формированию гармонично развитой личности.
Заключение
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, компьютерной зависимости детей и подростков убедило нас в том, что самым надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка. В результате проведения педагогического исследования выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков постепенно происходил спад зависимости от компьютерных игр. Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке.
Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.
Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим выводам. Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители.
В
нашем обществе дети и подростки
в значительной мере усваивают роли
и правила поведения из сюжетов
компьютерных игр, телевизионных передач,
фильмов и других средств массовой коммуникации.
Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.
Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Также
можно сделать вывод о том,
что современные информационные
технологии в целом, и компьютерные
технологии в частности существенно
трансформировали структуру досуга
современных детей и
Мы доказали, что социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков, эффективна, потому что в мероприятиях, проведенные в экспериментальном классе, были использованы различные формы и методы, что и способствовала эффективному спаду компьютерной зависимости. И полученные результаты позволяют утверждать, чтобы способствовать спаду компьютерной зависимости у детей и подростков необходимо организовать внеклассную воспитательную деятельность. Для того чтобы правильно организовать мероприятие по профилактике компьютерной зависимости необходимо соблюдать такие социально - педагогические условия:
- Воспитание должно реализовываться через творчество, игру, забаву.
- Предусматривается непрерывность, систематичность, демократичность процесса воспитания школьников.
- Создавать такие ситуации воспитания, когда необходимо ставить учащихся перед проблемой практического решения задач компьютерной зависимости.
-
Воспитание должно нести
Таким
образом, чтобы ограничить себя от проблем
компьютерной зависимости, нужно, во-первых,
учиться ценить и уважать себя, и, во-вторых,
самим создавать свой реальный мир таким,
чтобы в нем хотелось жить, любить и иметь
дело с его радостями и печалями.
Отношение человека к себе (своим достоинствам
и недостаткам) и способность найти свое
место в жизни называется самооценкой.
Люди с неадекватной самооценкой, склонные
к любой зависимости, не ценят себя, считают,
что ничего не умеют, не приемлют критики.
Люди, имеющие адекватную самооценку,
чувствуют, что способны на многое, они
готовы идти по неизведанному пути, чтобы
достигать новых вершин, уважают себя
и других, воспринимают критику как возможный
путь к росту.
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.
Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и... Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000.-106с.
2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10-128с.
3. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. -№ 6.- с 15-22
4. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9.- с.30-33
5. Крылова Н.Б. Школа без детей. – М., 2002- 154с.
6.Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 1993г.-103с.
7. Крутецкий В.А. Психология учебник для учащихся педагогического училища2 - е изд. Переработано и дополнено М.Просвещение 1986г.- 145 с.
8. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005-45-56с.
9. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. - № 13-17с.
10. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. – 2000. - № 18- 24-45с.
11. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2004. – № 6 - 89-113с
12. Лихачев
Б.Т. Педагогика Курс лекций
учебное пособие для студентов
педагогического учебного
13. Леонтьева А Н. Россия молодая//Воспитание школьников. – 2003. - № 3
Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12- 26-29с.
14. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005. с. 86
15. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9 - 13-18с.
16. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. – 2002. - № 5- 9-12 с.
17. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4 - 35-39с.
18. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5- 17-23с.
19. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.-№ 8- 34-35с.
20. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7 - 16-19с.
21 Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003. - № 21- 5-10 с.
22. Стукова О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996. – № 23 - 3-9 с.
23. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6- 56-58 с.
24. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 3- 55-57 с.
25. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004. - № 4- 14-18 с.
26. Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2001. - № 4 - 21-25 с.
27. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с.
Приложение 1
Анкета
«Место
современных информационных технологий
в жизни детей и подростков»
І. Блок
1.Сколько
времени вы проводите за
2. Для чего нежен компьютер?
3. Влияет ли компьютер на ваше здоровье?
4.
Свое свободное время вы
5. Как вы считаете, лучше играть в компьютерные игры чем общаться с друзьями?
6.
В какие компьютерные игры
вы играете?
ІІ. Блок
1.Сколько свободного времени вы проводите за просмотром телепрограмм?
2.
Какие вам нравятся
3.
Какие вы любите смотреть
4.
Какие сцены в фильмах
ІII. Блок
1.
Ограничивают ли родители
2. Разрешают ли родители смотреть жестокие фильмы?
Приложение 2
Экспериментальная группа
Вид
деятельности в структуре досуга мальчиков
12 - 13 лет
Вид деятельности в структуре досуга мальчиков 14 - 15 лет
Вид
деятельности в структуре досуга мальчиков
16 - 17 лет
Контрольная
группа
Вид
деятельности в структуре досуга мальчиков
12 - 13 лет
Вид
деятельности в структуре досуга мальчиков
14 - 15 лет
Вид деятельности в структуре досуга мальчиков 16 - 17 лет
Приложение 3
Экспериментальная
группа
Вид
деятельности в структуре досуга девочек
12 - 13 лет
Информация о работе Социальная профилактика компьютерной зависимости подростков