Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:26, курсовая работа
Изучение понятия «творческие способности» всегда было актуальной темой для разного рода психолого-педагогических исследований (А. Адлер; Г. Олпорт; А. Маслоу; О. М. Дьяченко; Дж. Гилфорд; Л. С. Выготский; Э.Торренс и др.). Ведь творчество и сами творческие способности, как таковые, не могут регулироваться человеком самостоятельно. Творческие люди, обладающие творческими способностями, всегда вызывали интерес у остальных людей. Поэтому всегда было интересно понять какими способами и средствами, в какие сроки нужно развивать творческие способности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕНМА……………..6
Понятие и творческие способности в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте…………………..6
Особенности развития творческих способностей у дошкольников
с нарушениями интеллекта………………………………………………18
Вывод по 1 главе………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………27
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……….27
2.2. Анализ результатов исследования………………………………….31
Вывод по 2 главе………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46
Список литературы……………………………………………………….49
Приложение……………………………………………………………….51
Рассмотрев различные подходы к изучению творческих способностей (Батищев Г. С., Теплов Б. М., Выготский Л. С. и др.), мы пришли к выводу, что понятие творческих способностей можно охарактеризовать следующим образом: творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так же были выделены следующие виды детского творчества: хореографию, изобразительное, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазирование. Развитие которых возможно в условиях адекватно организованного воспитания и обучения.
Изучив данные, которые имелись в литературе по проблеме развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта мы выдвинули следующую гипотезу: если у детей дошкольного возраста имеются нарушения интеллекта, то творческие способности будут характеризоваться следующими особенностями:
Для подтверждения данной гипотезы нами были изучены и подобраны методики для психодиагностического исследования элементов творческих способностей и предпосылок их формирования. Нами были выбраны следующие методики:
Подбор методик производился с учетом возраста детей. Все методики способствовали изучению необходимых для нашего исследования психических функций.
Дети с нарушениями интеллекта могут проявлять интерес к творческой деятельности, будут принимать участие в организованной взрослым творческой деятельности, но не всегда оно будет активным. Самостоятельная творческая деятельность этих детей возникает реже, чем у детей с нормативным развитием, а проявление творческой инициативы практически не наблюдается. Поэтому можно сказать, что выделенные нами критерии развития творческих способностей могут иметь место в развитии детей с нарушениями интеллекта, но в них будет меньше инициативы от самого ребенка и возможно некоторые виды творческой деятельности вообще не будут ими воспроизводиться или будут носить репродуктивный характер. Поэтому взрослые должны сами чаще организовывать детей с нарушениями интеллекта к творческой деятельности, чем ждать когда ребенок сам проявит инициативу.
Изучив психолого-педагогическую литературу, проведя психодиагностическое исследование, мы нашли подтверждение выдвинутой нами гипотезе, что детям у детей с нарушениями интеллекта творческие способности будут обладать следующей особенностью: невозможность создания качественно нового продукта деятельности. Развитие же творческих способностей будет обладать следующими характеристиками: узость развития творческого мышления и воображения; преобладание репродуктивных видов деятельности.
Список используемой литературы
Приложение
Рекомендации
Б. П. Никитин выделяет несколько условий правильного развития творческих способностей.
Самое первое условие – раннее начало развития. Первые толчки к развитию способностей начинаются с "раннего хождения" или ползания, т. е. с очень раннего физического развития. И позже — раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами также стимулируют развитие самых разных способностей.
Второе важное условие эффективного развития способностей состоит в том, чтобы ребенка заранее окружить такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность. Обстановка, опережающая развитие детей предполагает: различные книги, спортивные снаряды, мастерские с материалами и инструментами, строительные материалы (кубики, кирпичики), измерительные приборы, развивающие игры и т. д.
Третье условие успешного развития творческих способностей детей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Максимальное проявление сил осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. В этом возрасте малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения. Интенсивная умственная деятельность позволяет ребенку превратиться в почемучку.
Четвертое условие предполагает свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо одним делом, в выборе способов работы и т. д. Эмоциональный подъем, интерес спасет ребенка от переутомления и перенапряжения.
Пятое условие успешного развития творческих способностей —умная, доброжелательная помощь взрослого. Не следует, однако, превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку. Попустительство и подсказка только вредит ребенку.
Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка (Б. П. Никитин).
Музыка также является благоприятным для развития детского творчества видом искусства. Высказывается предположение, что одним из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности дошкольников является музыкально-двигательное творчество (Е. В. Горшкова). В образно-сюжетном танце проявляется детское сотворчество, направляется фантазия ребенка, определяется поиск образно-выразительных движений. Обучение детей танцам — одно из средств воспитания у них музыкально-двигательного творчества.
На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.
Различные виды (из бумаги, строительного и природного материалов, деталей конструктора) и формы (по образцу, замыслу, теме и условиям) конструирования способствуют проявлению фантазии, зарождению и осуществлению конструктивных замыслов и проектов. Самостоятельная конструктивная деятельность может протекать как творческий процесс, если ребенок будет иметь обобщенные представления о конструируемых объектах и некоторые технические умения (анализировать структуру объектов, ставить цель и искать способы ее достижения, планировать свою деятельность и т. д.).
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) создает благоприятные условия для развития у детей восприятия цвета, чувства цвета, которые являются важными средствами выразительности в детском творчестве (декоративное рисование, художественное конструирование и т. д.), где необходима подборка цветов и их сочетаний, использование цвета как средства выразительности. В процессе лепки и рисования дети овладевают ритмом, у них развиваются эстетическое восприятие и воображение, эстетические представления и т. д. Важно, что художественно-творческая деятельность направлена на выражение своего отношения к изображаемому (Т. С. Комарова).
Определено влияние художественных текстов на творческие проявления детей (Т. И. Алиева). Обучение детей среднего дошкольного возраста рассказыванию, способствует воспитанию у них к пяти годам простейших образных обобщений. Образные обобщения возникают в процессе активного творческого восприятия детьми литературных произведений, включения литературных художественных образов в контекст собственного творчества. Рассказывание играет значительную роль в развитии творческого воображения дошкольников (Л. Ворошкина). Творческое рассказывание предполагает упражнение старших дошкольников в придумывании рассказов на предложенную или самостоятельно выбранную тему, по литературному образцу в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет произведения, или заменить сюжет, сохраняя героев произведения. В подготовительной к школе группе дети упражняются в сочинениях по картине, изображающей пейзаж, и придумывании сказок с использованием отдельных выразительных средств данного жанра. Развитию творчества способствуют также решение задач на смекалку, головоломки, загадки, задачи-шутки. При этом дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя творчество.
В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская). Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию или театральную постановку как самый частый и распространенный вид детского творчества.
В дошкольной олигофренопедагогике проводилось изучение положительного влияния занятий сюжетно-ролевой игрой на умственное и нравственное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, А.А. Катаева, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.). Эти исследования показывают, что театрализованные игры могут использоваться на различных занятиях с этими детьми.
Именно в процессе групповых психотерапевтических занятий, основу которых составляют театрализованные игры, возможно создать атмосферу радости, добра, счастья. Театрализованные игры включают в свое содержание не только «сочинение» и постановку спектакля, но и игры, направленные, с одной стороны, на развитие творческих способностей ребенка, а с другой – на коррекцию негативных эмоциональных состояний. Это и мимическая, пантомимическая имитация эмоциональных состояний, и игры, тренирующие произвольную регуляцию поведения, и игры, направленные на установление социальных отношений и контактов.
Для того чтобы театрализованные игры являлись действительно творческим процессом, лучше не использовать для постановки сложный литературный материал, а брать за основу простые истории, в том числе придуманные самими детьми и произошедшие с ними.
В проведении театрализованных игр с дошкольниками с проблемами в интеллектуальном развитии выделяются подготовительный и основной этапы.
На подготовительном этапе работы атмосфера специально оформленной «комнаты сказок» благоприятствует установлению более тесного контакта между взрослым и ребенком. Уже при знакомстве с детьми психолог может использовать различные «сказочные» атрибуты: так, манипулирование взрослым куклой би-ба-бо привлекает внимание детей и создает возможность осуществления телесного контакта, прикосновения (это важно для детей, испытывающих страхи при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации).
В ходе основного этапа последовательно реализуются следующие задачи:
– принятие ребенком себя: развитие умения узнавать себя в зеркале, на фотографии, в видеофильме; распознавать свое эмоциональное состояние, оценивать это состояние; формирование умения с помощью мимики выражать эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление, испуг, огорчение;