Шпаргалка по "Философии права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания

Вложенные файлы: 6 файлов

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

— 18.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

— 18.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3.Правовая аксиологии ценность права и основные правовые ценности. Право и справедливость.docx

— 17.74 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4.Правовая антропология личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права. .docx

— 21.80 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Вопросы.docx

— 13.16 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Ответы.docx

— 155.03 Кб (Скачать файл)

 

Основные характеристики правового  государства

1. Господство (верховенство) права.        Государственная  власть действует лишь в границах,  установленных законом, государственные  органы обязаны подчиняться действующим  правовым нормам.

2. Верховенство закона. Законы  обладают юридической силой в  системе правовых норм, действующих  в государстве. 

3. Принцип разделения властей:  законодательной, исполнительной, судебной. Все ветви власти должны быть  разграничены, разделены, обособлены, чтобы не допустить соединение  властей в одном органе.

4. Независимый суд. 

5. Соблюдение и охрана  прав и свобод человека: право  на жизнь, право на свободу,  неприкосновенность и безопасность  личности и жилища и др.

6. Взаимная ответственность  и доверие государства и личности. В правовом государстве должны  существовать обратная связь  между властью и обществом,  взаимная ответственность в своих  действиях. 

7. Современное правовое  государство – это демократическое  государство, социальное, светское  государство

Черты правового государства

1)  исключение диктатуры; 

2)  участие граждан в  государственных делах, гарантия  каждому человеку возможности  для всестороннего развития;

3)  независимость суда;

4)  добровольное самоограничение  граждан в своих правах и  свободах в пользу закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Юридическая концепция  общего блага

Благо — в экономическом  понимании то, что имеет свойство полезности, т. е. способно удовлетворить  определённые человеческие потребности.

Общее благо как категория философии  права. Это - одно из фундаментальных понятий европейской культуры. Идея общего блага появляется в античном обществе. Ее выразителями были Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон. Развивали эту концепцию и в средние века (Фома Аквинский, Гуго Гроций). Античные мыслители полагали, что политика является наукой о высшем благе человека и государства (полиса). Государство является высшей формой общения людей. В нем человек достигает своей высшей цели, которой является благая жизнь. В государстве представлено высшее благо и справедливость, выражающие политическую природу человека. Все это носит естественно-правовой характер. Общее благо коренится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Государство является справедливым с позиций естественного права способом выражения и защиты блага всех членов социума, воплощение того, что есть справедливость и право. В государстве общее благо всех и благо каждого оказывается одним и тем же. Для реализации этой концепции нужны общая власть (государство) и общеобязательные законы (соответствующие требования естественного права и справедливости). Фома Аквинский в сочинении "Сумма теологии" утверждал, что закон должен выражать общее благо всех членов общества. Гуго Гроций отмечал в работе "О праве войны и мира", что государство является совершенным союзом свободных людей, заключенным ради соблюдения права и общей пользы. В работах "Оправдание добра" и "Критика отвлеченных начал" В.С.Соловьев писал, что задача правового государства заключается в осуществлении наибольшей общей пользы. Для этого государство должно возвышаться над всяким личным интересом, заботиться о пользе всех одинаково, то есть обеспечивать справедливость. Он доказывал необходимость того, чтобы свобода других, независимо от ее личного признания индивидом, всегда могла на деле ограничивать свободу индивида в равных пределах со всеми. Это требование принудительной справедливости, полагал он, привносится из идеи общего блага или общественного интереса. Реализация естественного права в позитивном праве может быть выражена, по мнению В.С.Соловьева следующим образом: "Право есть исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага" (В.С. Соловьев. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990. С.452-453)

          Общее благо, государство и  законы - необходимые формы выражения  природы человека как социального  (политического) и разумного существа. Общая социальность и разумность  людей, лежащая в основе концепции  общего блага, предполагает свободу  и равенство людей как членов  данного социального целого, как  субъектов этого общего правопорядка. Общее благо - правовая модель  выявления, согласования и признания  различных, противоречивых интересов  членов общества как их блага,  возможного с точки зрения  единой для всех правовой нормы.  Лишь согласованные на основе  этой нормы различные интересы  могут быть квалифицированы как  благо индивидов и общее благо.  Общее благо выражает объективно  необходимые всеобщие условия  для возможного совместного бытия  всех членов данного сообщества  в качестве свободных и равных  субъектов и тем самым - всеобщие  условия для выражения и защиты  блага каждого.

          В русле такого подхода в  Европе утвердились идеи всеобщей  свободы и правового равенства  всех людей, неотчуждаемых прав  и свобод человека и гражданина, правового закона и государства. Круг лиц, на которых распространялась концепция общего блага, исторически изменялся. В Новое время, со становлением национальных суверенных государств, этот круг ограничивался рамками отдельных государств. На лиц, входивших в этом круг, распространялся принцип формального равенства и единство правопорядка. Современная интеграция европейских обществ в рамках Европейского Союза также осуществляется на основе концепции общего блага. Но это уже новый, наднациональный способ интеграции и обеспечения общего блага. Объединенная Европы создает единое правовое пространство, в котором все граждане государств-членов ЕС будут обладать равными правами и возможностями защиты этих прав в органах правосудия на всей территории ЕС.

   Проблема общего блага  в постсоветской России.

Концепция общего блага является достоянием европейской культуры. Она  была известна в России, но в истории  нашего общества эта концепция не получила своего последовательного  практического развития. Это может  быть объяснено особенностями истории  российского государства и права, до сих пор не преодоленными трудностями  в становлении правового государства  и развития гражданского общества. Известно, что отношение отечественных  мыслителей к европейской культуре носит противоречивый характер "любви-ненависти". Так, в XIX веке важнейшей особенностью российской культуры было сомнение в  применимости у нас опыта европейской  цивилизации. Под вопрос ставились  или даже полностью отвергались  как непригодные для России многие элементы цивилизации (государство, право, частная собственность, городская  жизнь, наука). Примером может служить  спор В.С.Соловьева и Л.Н.Толстого в 90-е гг. XIX в., в котором первый выступал в основном в роли защитника  ценностей цивилизации, а второй - в роли их страстного обличителя. С  позиций христианского гуманизма  В.С.Соловьев с осуждением воспринимал  российское общество, в котором было слабое развитие личностного начала и гражданской жизни: "…при подавленности  личного начала из людей образуется не общество, а стадо. Тут уже нет  речи о законности, о праве, о человеческом достоинстве, о нравственности общественной - все это заменяется произволом и раболепством. И вот культ  сильной и только сильной власти…  возводит в принцип коренное бедствие нашей жизни, указывает в нем  наше главное превосходство над  западною цивилизацией, погибающей будто  бы от доктринерских идей законности и права" (В.С.Соловьев. Национальный вопрос в России // В.С.Соловьев. Сочинения  в двух томах. Т.1.- М.: Изд-во "Правда", 1989. С.477).

          В Конституции РФ 1993 года признаны  права и свободы человека и  гражданина, закреплены основы правового  государства, принципы демократизма, допущен политический плюрализм,  многообразие форм собственности.  Это открывает путь к утверждению  в России идей общего блага  в их правовом смысле. Однако  движение в этом направлении  осуществляется медленно и трудно. Новая конституция еще не стала  в полной мере новым "общественным  договором", выражающим в конституционно-правовой  форме общее согласие населения  об общем благе, о путях проводимых  преобразований.

 

 

 

 

31.Античная философия  права

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Является продуктом нетрадиционного типа культуры, основанного на динамичном социальном развитии и формировании критического мышления.

Мыслители античности внесли исключительно важный вклад в  дело развития правовых и нравственно-этических  учений.

Демокрит

Согласно Демокриту полис  и его законы представляют собой  искусственные, человеческие образования, установленные людьми в процессе их естественной, причинно-обусловленной  эволюции от стадности к цивилизованной жизни

Софисты

Различение естественного  и искусственного лежит и в  основе учений софистов (V-IV вв.) о полисных законах.

Сократ

В основе философского учения Сократа об объективной нравственной природе полиса и его законов  лежит рационалистическое представление  о том, что "справедливость и всякая другая добродетель есть знание

Платон

В философии Платона (427-347 гг. до н.э.) "истинное бытие - это некие  умопостигаемые и бестелесные идеи" Идея - образ и сущность вещи, определяющее ее первоначало и принцип. Мир  идей - смыслообразующий контекст мира вещей и явлений. Там, где речь идет о разумном (соответствующем  истинному бытию и божественным первообразцам) упорядочении земного  мира явлений и отношений (например, полисной жизни, законов и т.д.), - идея выступает не только как онтологическая основа и первопричина мира явлений, но и как руководящий принцип, стандарт и образец (парадигма) его  организации.

Аристотель

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) предпринял попытку всесторонней разработки науки  о политике, которая включает в  себя также учение о праве и  законе как формах политической справедливости.

Эпикур

В философии Эпикура (341-270 гг. до н.э.) право и государство  трактуются как результат соответствующего требованиям природы (естественному  праву) договора людей между собой  об их общей пользе и взаимной безопасности. "Справедливость, происходящая от природы, - писал он, - есть договор о полезном - с целью не вредить друг другу  и не терпеть вреда" [Материалисты Древней Греции. С. 217. ].

32.Философия права эпохи  средневековья 

Фома Аквинский

С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция  была разработана Фомой Аквинским (1226-1274 гг.), с чьим именем связано  влиятельное до настоящего времени  идейное течение - томизм (в обновленном  виде - неотомизм ). Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах "Сумма теологии", "О правлении  государей", а также в комментариях к "Политике" и "Этике" Аристотеля [См. подробнее: Редкин П. Г . Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872/1873. С. 809-858; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. С. 27-39; Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975; Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 823-862; Das Naturrecht in der politischen Theorie. Wien, 1963. ].

В его концепции соотношения  закона и права под законом  в самом общем виде имеется  в виду известное правило и  мерило действий, которым кто-либо побуждается  к действию или воздерживается от него. Более конкретно он определяет закон следующим образом: "Закон  есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе" (Сумма теологии, I, q. 90).

Фома дает следующую классификацию  законов: 1) вечный закон (lex aeterna), 2) естественный закон (lex naturalis), 3) человеческий закон (lex humana) и 4) божественный закон (lex divina).

Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в  качестве верховного общемирового направляющего  начала, абсолютного правила и  принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании (включая  естественные и общественные процессы) и обеспечивает их целенаправленное развитие.

Вечный закон как закон  всеобщий является источником всех других законов, носящих более частный  характер. Непосредственным проявлением  этого закона выступает естественный закон , согласно которому вся богосотворенная  природа и природные существа (в том числе и человек), в  силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (т.е. законом) их природы.

Смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного богом душой и разумом (прирожденным, естественным светом разумения  и познания), состоит в том, что  человек по самой своей природе  наделен способностью различать  добро и зло, причастен к добру  и склонен к действиям и  поступкам свободной воли, направленной к осуществлению добра как  цели. Это означает, что в сфере  практического поведения человека (в области практического разума, требующего делать добро и избегать зла) действуют правила и веления, естественно определяющие порядок  человеческих взаимоотношений в  силу прирожденных влечений, инстинктов и склонностей человека (к самосохранению, браку и деторождению, к общежитию, богопознанию, уважению достоинства  каждого человека и т.д.).

Человеческий закон в  трактовке Фомы - это положительный  закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные  и добродетельные люди, замечает он, могут обходиться и без человеческого  закона, для них достаточно и естественного  закона. Но чтобы обезвредить людей  порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх  наказания и принуждение.

 

Человеческим (положительным) законом, согласно учению Фомы, являются только те человеческие установления, которые соответствуют естественному  закону (велениям физической и нравственной природы человека), иначе эти установления - не закон, а лишь искажение закона и отклонение от него. С этим связано  отличие справедливого человеческого (позитивного) закона от несправедливого.

Фома различает два  вида несправедливых законов . Несправедливые законы первого вида (в них отсутствуют  те или иные обязательные признаки закона, например, вместо общего блага  имеют место частное благо  законодателя, превышение им своих  правомочий и т.д.), хотя и не обязательны  для подданных, но их соблюдение не запрещается в видах общего спокойствия  и нежелательности культивировать привычку не соблюдать закон.

Ко второму виду несправедливых законов относятся те, что противоречат естественному и божественному  законам. Такие законы не только не обязательны, но и не должны соблюдаться  и исполняться.

Под божественным законом  имеется в виду закон (правила  исповедания), данный людям в божественном откровении (в Ветхом и Новом завете).

Свою трактовку законов  Фома дополняет учением о праве.

Право (ius) - это, согласно Фоме, действие справедливости (iustitia) в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость - одна из этических  добродетелей, которая состоит в  воздаянии каждому своего, ему  принадлежащего. Фома, следуя Ульпиану, характеризует справедливость как  неизменную и постоянную волю предоставлять  каждому свое. Разделяет он и учение Аристотеля о двух видах справедливости - уравнивающей и распределяющей.

В соответствии с этим право (понимаемое также как праведное  и справедливое) характеризуется  Фомой как известное действие, уравненное в отношении к другому  человеку в силу определенного способа  уравнения . При уравнении по природе  вещей речь идет о естественном праве (ius naturae), при уравнении по человеческому  волеустановлению - о цивильном, позитивном праве (ius civile) . Право, устанавливаемое  человеческой волей (или человеческим законом), Фома называет также человеческим правом (ius humanum).

В целом, согласно трактовке  Фомы, получается, что человеческий закон, только соответствуя естественному  закону и божественному закону, а  также требованиям естественного  права, может выступить в качестве надлежащего (закономерного и правомерного) источника позитивного (человеческого, цивильного) права.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии права"