Шпаргалка по "Философии права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания

Вложенные файлы: 6 файлов

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

— 18.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

— 18.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3.Правовая аксиологии ценность права и основные правовые ценности. Право и справедливость.docx

— 17.74 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4.Правовая антропология личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права. .docx

— 21.80 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Вопросы.docx

— 13.16 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Ответы.docx

— 155.03 Кб (Скачать файл)

Средневековые юристы

В общетеоретическом плане  правопонимание средневековых юристов  находилось во многом под влиянием идей и положений римской юриспруденции [ Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов  от глоссаторов до конца XVIII столетия. Харьков, 1862. С. 250-251.].

 

Так, юристы Павийской школы (Х-ХI вв.) трактовали aequitas в качестве верховного критерия всякого права. "Понятие aequitas при этом отождествляется  с понятием ius naturale и таким образом  юриспруденция этого времени, по своему общему и основному направлению, является предшественницей естественноправовой  школы позднейшей эпохи" [ Покровский И. А . История римского права. Петроград, 1918. С. 191-192. ].

На смену данному направлению  в дальнейшем (конец XI - середина XIII в.) приходит школа глоссаторов (или  экзегетов), представители которой (Ирнерий, Булгар, Ацо и др.) стали  уделять основное внимание толкованию (т.е. экзегезе, глоссаторской деятельности) самого текста источников римского права, особенно Дигест.

Глоссаторы внесли заметный вклад в разработку позитивного  права, в формирование и развитие юридико-догматического метода трактовки  действующего законодательства. Конфликт между справедливостью (aequitas) и позитивным правом глоссаторы решали в пользу официального законодательства, и в  этом смысле они были законниками, стоящими у истоков европейского средневекового легизма.

Постглоссаторы (или комментаторы), занявшие доминирующие позиции в  юриспруденции в XIII-XV вв., основное внимание стали уделять комментированию  самих глосс. Представители этой школы (Раванис, Луллий, Бартолус, Балдус и др.) вновь обращаются к идеям  естественного права и соответствующим  учениям римских юристов и  других своих предшественников. Естественное право при этом они трактуют как  вечное, разумное право, выводимое из природы вещей, соответствие которому выступает в качестве критерия для  признания тех или иных норм позитивного  права (норм законодательства и обычного права).

Целый ряд основных положений  этой школы сформулировал ее видный представитель Раймунд Луллий (1234-1315 гг.). Излагая приемы своего нового подхода  к праву и своего понимания "юридического искусства", Луллий формулирует, в  частности, следующие требования: "reducere ius naturale ad syllogysmum" ("редуцировать естественное право в силлогизм"); "ius positivum ad ius naturale reducatur et cum ipso concordet" (" позитивное право редуцировать к праву естественному  и согласовать с ним") [ Стоянов  А . Указ. соч. С. 11. ].

Соотношение права и закона решается Луллием так, чтобы признание  примата естественного права  над правом позитивным сочеталось с  поисками согласия и соответствия между  ними. "Юрист, - писал он, - обязан исследовать, справедлив или ложен закон писаный. Если он найдет его справедливым, то должен вывести из него верные заключения. Если же найдет его ложным, то не должен только им пользоваться, не порицая  его и не разглашая о нем, чтобы  не повлечь позора на старших" (т.е. законодателей) [См. там же.].

Сходные представления о  характере соотношения естественного  и позитивного права развивал и Балдус , утверждавший, что естественное право сильнее, чем принципат, власть государя ("potius estius naturale quam principatus") [См.: Покровский И. А . Указ. соч. С. 198.].

 

С начала XVI в. в юриспруденции  влияние школы постглоссаторов  заметно ослабевает. В это время  возникает так называемая гуманистическая  школа (гуманистическое направление  в юриспруденции). Для юристов  данного направления (Будаус, Альциатус, Цазий, Куяций, Донелл, Дуарен и др.) право - это прежде всего право  позитивное, законодательство. Юристы XVI в. по преимуществу являются легистами , выступающими против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое светское законодательство, кодификацию действующего позитивного права. Подобный легизм , наряду с защитой абсолютной власти королей, включал в себя в творчестве ряда юристов и идею законности и легализма в более широком смысле (идею всеобщей свободы, равенства всех перед законом, критику крепостной зависимости как антиправового явления и т.д.). Характерна в этой связи, в частности, антикрепостническая позиция известного французского юриста Бомануара , утверждавшего, что "каждый человек свободен" [См.: Стоянов А . Указ. соч. С. 35. ] , и стремившегося к реализации данной идеи в своих юридических положениях и построениях.

Сосредоточение внимания юристов названного направления  на позитивном праве вместе с тем  не сопровождалось полным отрицанием естественноправовых идей и представлений. Так, Донелл характеризовал естественное право и право народов в  качестве лучших частей римского права  и признавал их универсальное  значение [См. там же. С. 72. ].

Концепции правопонимания средневековых  юристов (естественноправового и легистского  профиля) заметно углубили разработку проблем различения и соотношения  права и закона и в дальнейшем сыграли значительную роль в процессе формирования философии права и  юридической науки Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.Философия права нового  времени 

Развитие философии права  в эпоху Нового времени, с XVI по XIX в., составило всеобщую концептуальную основу правовых учений нашего времени. Наряду с положениями, отражающими  историческое своеобразие эпохи  и особенности национального  самосознания европейских народов, важнейшее содержание философии  права и философии истории  Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, Б. Спинозы, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля имеет всеобщее значение.

Новое время было эпохой нарождающегося промышленного переворота, когда  машина, механизм начинают определять лицо общественного производства. От науки теперь ждут не только и не столько открытия вечных истин, сколько  решения практических задач, направленных на покорение природы и совершенствование  средств производства. В науке  утверждается культ знаний и разума, общество становится объектом прагматического  отношения. Основным лозунгом эпохи  стал решительный разрыв с авторитетами и традициями, довлевшими над Средневековьем. Все общественное устройство, право, наука и сам человек должны быть преобразованы, исходя из требований разума.

Эпоху Нового времени открывают  великие географические открытия, изменившие политическую карту мира и буквально  взорвавшие экономику Западной Европы, что послужило толчком к развитию капиталистических отношений и  новых политических идей. Политическая история Нового времени отмечена такими эпохальными событиями, как  антифеодальные буржуазные революции  в Нидерландах и Англии, Тридцатилетняя война и, в завершение эпохи, –  Великая французская революция  с ее идеалами всеобщей свободы, равенства  и братства всех людей.

Наука Нового времени характеризуется  повышенным вниманием к проблемам  метода построения научного знания, к  проблемам надежности источников познания и достоверности его результатов. Идеалом научного знания была внутренне  непротиворечивая теория, опирающаяся  на чувственный опыт (эмпирическая линия в философии Нового

История философии права. Под ред. Керимова Д. А.  – СПб., Санкт-Петербургский университет  МВД России, 1998. С.78

времени) или на самоочевидные  врожденные идеи разума (рационалистическая линия). Наиболее разработанной наукой, ближе всего подходившей к  такого рода идеалу, была механика. Ее влияние на стиль мышления в ту эпоху был необычайно велик. Последовательно  механистическое мировоззрение  получило свое воплощение прежде всего  в философских и научных системах эмпиризма. Метод мышления эпохи  Нового времени принято обозначать как метафизический метод. Мир для  мыслителя-метафизика представал в  первую очередь как совокупность, агрегат различных явлений, которые  он был неспособен свести к единому  всеобщему основанию.

 

Механистическое мировоззрение  нашло свое выражение в атомарной  концепции общества Гоббса и Локка, а метафизический метод мышления – в теории естественного права, которое трактовалось как вечная, неизменная сущность, независящая от воли и разума людей. Теория естественного  права стала господствующей в  эпоху Нового времени.

34.Философия права в  России

1. Зарождение отечественной философии  права

Возникновение философской, в том числе философско-правовой мысли в России исторически относится  к периоду формирования первого  государства восточных славян –  Киевской Руси. Первые философско-правовые идеи имеют религиозно-мифологический и теологический характер. Отдельные  идеи стали прообразом философии  права:

идея равноценности и  равноправия народов, сформулированная митрополитом Илларионом в «Слове о  законе и благодати»;

идея демократизации церкви и свободы совести как будущее  основание принципа автономии личности;

идея справедливости как  основания осуществления власти и отношений между состовиями.

Существенный импульс  в развитии отечественная философия  права получила в эпоху Просвещения. С XVIII века философия права преподается  в российских учебных заведениях как самостоятельная учебная  дисциплина. "Наше отношение к  западной науке, - писал русский юрист  конца XIX в. - начала ХХ в. Н.М. Коркунов , - можно сравнить с отношением глоссаторов  к римской юриспруденции. И нам  приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам прежде всего надо было подняться до уровня иноземной науки... Тем не менее  в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу  в шесть с лишком столетий". Первым русским профессором права  был С.Е.Десницкий (1740-1789), который  во многом разделял взгляды Г. Гроция о естественном праве. К числу  первых работ русских юристов  по философии права относится  произведение В.Т.Золотницкого "Сокращение естественного права, выбранное  из разных авторов для пользы Российского  общества" (СПб., 1764). Находящиеся  во многом под влиянием идей европейских  просветителей отечественные мыслители  рассматривают проблемы происхождения  права и власти, предмета философии  права, разграничения «естественного права» и «позитивного закона. В  противовес европейскому рационализму в силу особенностей русского менталитета  идея естественного права имеет  религиозно-экзистенциальный характер и развившиеся из этого философское  направление кордоцентризм –  «философия сердца». Идея права в  рамках кордоцентризма состоит не в  формально-внешнем принуждении, а  в регулировании жизни с учетом внутреннего мира и свободы человека. Право при этом обосновывается как  условие, возможность творческой самореализации личности, ее индивидуального развития. Источником морального и правового  законодательства, по мнению П.Юркевича (1827 – 1874), является не разум, а сердце, любовь, то есть свободно принятая система  ценностей.

Таким образом, «философия сердца»  в классической отечественной философии  права выступает как методологический фундамент морального обоснования  права.

 

 

 

 

2. Основные идеи русских философов  права

Дальнейшее развитие философско-правовой мысли в России (XIX – начало XX столетий) связано с распространением идей либерализма. Суть либерального мировоззрения  состоит в выдвижении на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, отстаивания приоритета права над политикой. В этот период усиливаются позитивистские взгляды  на право, и акцент смещается с  вопроса об обосновании права  на вопрос о его функциях.

Заметной вехой в становлении  философско-правовых исследований в  России явилась "Энциклопедия законоведения" К. А. Неволина, профессора Киевского  университета. Он был одним из немногих русских слушателей лекций Гегеля в  Берлинском университете и хорошо знал о состоянии европейской философии  права в то время. Задачи научного законоведения Неволин освещал  с позиции различения естественного  права и позитивного права. При  этом естественный закон он трактовал  как "идею законодательства ", а  позитивный закон - как ее "проявление". Свой философско-правовой подход к  закону он обосновывал так: существо закона - это правда, а "существо правды может быть определено только в философии".

Философско-правовая проблематика основательно разрабатывалась в  середине XIX в. в трудах П.Г. Редкина. Философия права, согласно Редкину, является юридической дисциплиной, поскольку общим предметом и  философии права, и позитивной юриспруденции  является право. При этом содержанием  положительной юриспруденции является "положительное право, право реальное, действительное, то есть когда-либо и  где-либо положенное, установленное  в действительности, в реальности, в каком-либо государстве или  обществе вообще, в виде законодательного или обычного права". Отличительная  же особенность философии права  состоит в том, что она исследует  первообраз права, то есть мыслимое разумом  человеческим или идеальное право.

В философско-правовых воззрениях Б.А. Кистяковского идеи неокантианства и трактовка естественного права  в духе ценностей либерализма, неотчуждаемых  прав и свобод личности, правовой государственности  и сочетались с религиозно-нравственным восприятием "правды социализма" в смысле необходимости справедливого  решения социального вопроса  и защиты неимущих на основе христианских представлений об осуществлении "солидарных интересов людей".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Общая характеристика  философии права 20 столетия

Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более  отчетливое выражение принимает  разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям --материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о  бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки  осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов  научного анализа и социальной практики. Характерно, что, несмотря на успехи науки, философия не может устраниться  от религиозной тематики: в одном  случае религия выступает объектом философского анализа, в другом –  составляет основу, фундамент самого философствования. Попытки выработать “чистую философию”, свободную  от воздействия науки и общественной практики, в очередной раз заканчиваются  крахом. Как, впрочем, и стремление со стороны науки лишить философию  ее традиционной проблематики. Вот  почему, давая оценку тем или иным философским течениям эпохи, нельзя не учитывать конкретных социально-политических, экономических условий, сопутствовавших  культурной жизни мирового сообщества в завершающемся веке, становлению  его философских представлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии права"