Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка
1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания
Т. Гаеринг подчеркивал близость гегелевского учения к современности, особенно в вопросе о "тотальном государстве". Причем подлинным выразителем этой тотальности является фюрер, который так же нужен для борьбы против анархизма и разрушения государства, как больному организму нужен врач[См.: Haering T. Hegels Lehre von Staat und Recht. Ihre Entwicklung und ihre Bedeutung fur die Gegenwart. Stuttgart, 1940. S. 26.].
В. Шмидт , апеллируя к гегелевским
положениям об эпохе германской нации,
обосновывал "европейский порядок
как систему руководства под
упорядочивающей властью рейха"
Усилия итальянского неогегельянца
Д. Джентиле были направлены на оправдание
идеологии и практики фашизма[См.:
Gentile G. Grundlagen des Faschismus. Stuttgart, 1936. S. 33.]. Гегелевские
идеи о государстве как нравственной
целостности он использовал для
трактовки фашистского режима в
качестве высшего выражения
Среди голландских неогегельянцев проблемами философии права занимался в 30-е годы Б. Телдерс. Со ссылкой на Гегеля он атаковал положения международного права, ограничивающие "самовластие государства"[ Telders B. M. Die Geschichte als Gottes Gericht//"Verhandlungen des dritten Hegelkongresses". Tubingen, 1934. S. 229, 234.].
Французские неогегельянцы
, особенно на первых порах, интересовались
философией, а не политико-правовым
учением Гегеля, и им в целом
не присущ подход к Гегелю как тоталитарному
мыслителю. Так, А. Куайре отвергал оценку
Гегеля как реакционера и
Заметной фигурой французского
неогегельянства был Ж. Ипполит .
Подобно тому как Платон обосновывал
не утопию, а реальность античного
полиса, так и Гегель, согласно Ипполиту,
обрисовал современное
После Второй мировой войны неогегельянство (в первую очередь немецкое и итальянское), ориентированное на оправдание фашистского и нацистского режимов, сошло со сцены.
Важными направлениями послевоенного гегелеведения стали очищение творческого наследия Гегеля от неогегельянских фальсификаций, преодоление крайностей в подходах к гегелевской философии права, объективная оценка ее места и роли в развитии философско-правовой мысли[См. подробнее: Нерсесянц B. C. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974. С. 226-272; Он же . Философия права Гегеля. М., 1998. С. 249-303.].
38.Экзистенциальная философия права
Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма ( М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр и др.) специально не занимались проблематикой права и закона и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учения о праве. Однако разработанные ими идеи и положения философского экзистенциализма стали исходной основой для формирования ряда философско-правовых концепций экзистенциалистского профиля.
В экзистенциализме подлинное
существование человека ( экзистенция
), "бытие-в-мире", противопоставляется
его неподлинному существованию
в мире объективаций (в сфере сложившейся
культуры, общества, государства, закона
и т.д.). В экзистенции человек
выступает как подлинная
С точки зрения такой философии
основная задача философии права
состоит в понимании и
Данная общая идея экзистенциалистского правопонимания по-разному преломляется и реализуется в различных философско-правовых концепциях экзистенциализма.
Различные аспекты экзистенциалистского
подхода к праву разработаны
в трудах известного немецкого юриста
В. Майхофера . Свое понимание человеческой
экзистенции, в которой индивидуальное
бытие связано с социальным бытием,
Майхофер выражает с помощью понятия
"Als-Sein" ("бытие-в-качестве") .
В различных конкретных ситуациях
своей экзистенции человек, согласно
такой трактовке, выступает в
различных экзистенциально
Применительно к таким
конкретным ситуациям ролевых проявлений
человеческой экзистенции Майхофер
говорит о "конкретном естественном
праве" , под которым по сути дела
имеется в виду экзистенциалистская
интерпретация традиционной естественноправовой
категории "природа вещей". При
этом смысл такого "конкретного
естественного права" он раскрывает
как конкретизацию "золотого правила"
("поступай по отношению к другим
так, как ты хотел бы, чтобы они
поступали с тобой") в виде максим
ролевого поведения людей в
Задача "естественного
права как права экзистенции"
, по Майхоферу, состоит в том, чтобы
дать соответствующий достоинству
человека и ценностям человеческой
жизни образец существования
индивидов и их взаимоотношений.
При этом традиционное естественноправовое
положение о человеческом достоинстве
он трактует как требование порядка
максимально возможной свободы
всех людей при соблюдении их безопасности,
удовлетворении их потребностей и развитии
их способностей. Такой естественноправовой
порядок, соответствующий достоинству
человека, лежит в основе и его
концепции правового
В целом в философско-правовом учении Майхофера под правом (в его различении с законом) имеется в виду экзистенциальное право (право экзистенции), трактуемое как конкретно-ситуационное проявление требований рационалистического естественного права. Соотношение же такого экзистенциального права с законом (позитивным правом) в принципе остается в пределах традиционной модели соотношения естественного и позитивного права.
В духе естественноправовых
положений рассматривает
Такое живое, естественное право, порождаемое экзистенцией, - в отличие от позитивного права с его механическими, мертвыми нормами, не поддается, согласно Фехнеру, нормативному охвату и выражению.
Экзистенциальное правовое решение индивида, законодателя, правоприменителя и т.д. - это, по Фехнеру, всегда субъективно-волевое решение, рассчитанное на порождение экзистенцией в "пограничной ситуации" ожидаемого живого, естественного права с адекватным данной правовой ситуации (данной правовой коллизии, конфликту и т.д.) содержанием.
Только такое (т.е. экзистенциальное по своим основаниям) правовое решение может быть, согласно Фехнеру, истинным. Это означает, что истинное право - это всегда и только экзистенциальное право . Но Фехнер признает, что подобное экзистенциальное решение может оказаться неправильным и сопряжено с риском принятия неверного решения . Но без такого риска и вообще не может быть истинного правового решения и подлинного права.
Проблема соотношения
права и закона (позитивного права)
в трактовке Фехнера выглядит,
следовательно, следующим образом.
Экзистенциальное право как истинное
право (т.е. живое, естественное право
со становящимся содержанием) Фехнер резко
противопоставляет
Экзистенциалистское правопонимание,
апеллирующее к индивидуальной экзистенции
и приуроченное к конкретной ситуации,
исходно отвергает ту всеобщность
и общезначимость правового начала
(правового принципа, правовой формы,
нормы и т.д.), без чего вообще нет
права, и по существу подменяет право
индивидуальными правилами
Это отчетливо проявляется
и в экзистенциалистском
Как индивидуальную норму поведения трактует экзистенциальное право (интуитивное переживание индивидом своего свободного акта в качестве "экзистенциально должного") аргентинский философ права К. Коссио .
В концепциях экзистенциалистского
правопонимания разрыв между ситуационным
правом и общим законом в принципе
исключает возможность сколько-
39.Нормативная теория прав К. Кельзена
Чистое учение о праве
Г. Кельзена (1881-1973) представляет собой
неопозитивистскую теорию позитивного
права, разработанную с позиций
логико-аналитической
Смысл "чистоты" этого учения, согласно Кельзену, состоит в том, что оно "очищает" изучаемый предмет (право) от всего того, что не есть право, а правоведение - от психологии, социологии, этики, политической теории и т.д.
"Очищение" это осуществляется
Кельзеном с помощью
Положения Кельзена о праве и его нормативности опираются на неокантианские представления о дуализме бытия (сущего) и долженствования (должного). В рамках подобного дуализма право относится не к области сущего, подчиненного закону причинности, а к сфере долженствования и смысла (значения).
Норма при этом выступает как схема толкования фактичности (сущего) и придания ей правового смысла . "Норма, доставляющая акту значение правового (или противоправного) акта, - пишет Кельзен, - сама создается посредством правового акта, который в свою очередь получает правовое значение от другой нормы" [Там же. С. 10-11.]. В этой иерархии норм последующая норма выступает как "более высокая" норма, а вся система норм в целом восходит в конечном счете к основной норме. "Законодательный акт, который субъективно имеет смысл долженствования, - поясняет Кельзен, - имеет этот смысл (т.е. смысл действительной нормы) также и объективно потому, что конституция придала акту законодательной деятельности этот объективный смысл. Акт создания (введения в действие) конституции имеет не только субъективно, но и объективно нормативный смысл, если предполагается, что должно действовать так, как предписывает создатель конституции... Такое допущение, обосновывающее объективную действительность нормы, я называю основной нормой ( Grundnorm )".
Все социальные нормативные порядки (правопорядок, моральный порядок, религиозный порядок) устанавливают свои специфические санкции, и существенное различие между этими нормативными порядками, согласно Кельзену, состоит в характере соответствующих санкций. "Право, - подчеркивает он, - отличается от других социальных порядков тем, что это принудительный порядок. Его отличительный признак - использование принуждения".
Такой подход предполагает, что "всякое произвольное содержание может быть правом. Не существует человеческого поведения, которое как таковое - в силу своего содержания - заведомо не могло бы составлять содержание правовой нормы". Поэтому и принудительные правила тоталитаризма Кельзен считает правом.