Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 09:43, шпаргалка
Основные понятия маркетинга. Выбор целевого сегмента и стратегии охвата рынка. Позиционирование товара. Сегментация рынка. Рынок как объект маркетинговых исследований. Маркетинговая среда предприятия. Методические основы маркетинговых исследований. Товар в системе маркетинга. Рыночная атрибутика товаров.
5. Формирование торгового ассортимента;
6. Осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
7. Осуществление операций по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
8. Оказание поставщикам, потребителям транспортно-экспедиторские услуги, услуги по консультированию, рекламе и так далее.
Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на:
1. Стационарную торговую сеть - включает магазины, магазины-склады, павильоны, палатки. Киоски, торговые автоматы. Это основной вид розничной торговли. Магазинная торговля предоставляет покупателям большой выбор товаров и услуг, создает комфортные условия для совершения покупок, привлекает покупателей возможностью ознакомиться с новыми товарами (выкладка в торговых залах, рекламные материалы, демонстрации и дегустации товаров и так далее), обеспечивает максимальные гарантии защиты прав потребителя (психологические факторы, сохранение имиджа предприятия). Чем крупнее торговое предприятие, тем более очевидны названные преимущества.
- магазины самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. В Москве 1 из 10 магазинов работает по методу самообслуживания.
В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли.
Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета, где покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, а в случае необходимости – основанием для обмена товаров.
Такие магазины наиболее эффективны при продаже товаров массового спроса (например, продукты питания), а также при продаже товаров, хорошо известных покупателю, ассортимент которых носит относительно стабильный характер. Кроме того, выбор таких магазинов эффективен при высокой интенсивности покупательских потоков, так как этот метод продажи дает существенную экономию численности персонала. Магазины, работающие по форме самообслуживания могут быть различной специализации.
За рубежом и в ряде российских магазинов при продаже товаров методом самообслуживания широко применяется технология штрихового кодирования. Наличие штрих-кода на всех товарах делает более простым их учет в магазинах и позволяет вести расчетно-кассовые операции с использованием электронного торгового оборудования: терминалов, сканеров, портативных терминалов.
- Магазины типа «магазин-склад» – предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и / или непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использовании в мелком производстве или оказания услуг населению, с торговой площадью от 650 м2 . Название «магазин-склад» подчеркивает, что он расположен в простом здании (складском), и это позволяет работать с низкими издержками на амортизацию помещения. Снижению издержек обращения способствует также то, что в данном магазине практически нет дорогого торгово-технологического оборудования, а также резко сокращается ручной труд по перекладке товаров из транспортной тары на полки оборудования или стеллажи. Снижению издержек по оплате труда способствует небольшая численность персонала данного типа предприятия.
- Магазины, торгующие по каталогам, когда вместо натуральных образцов товаров прилагается каталог их фотографий с описанием вариантов. После выбора товара и расчета за него он доставляется покупателю по почте или завозится с ближайших складов производителя или другого поставщика.
- Продажа товаров через торговые автоматы. Они удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Устанавливаются автоматы внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, кафе, вестибюле гостиниц и так далее). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, жевательная резинка, сигареты, канцелярские принадлежности, почтовые конверты, открытки и другое).
2. Передвижную торговую сеть включает автомагазины и другие средства, приспособленные для торговли вразвоз или вразнос. К ней относятся и «мелочная» торговля, при которой торговцы организуют продажу ходовых товаров (табачных изделий, сладостей, газет, цветов и так далее) в оживленных местах. Уличная торговля включает продажу товаров каждодневного спроса (хлеба, молочных продуктов, яиц, фруктов, овощей), организованную в жилых кварталах с помощью передвижных средств.
3. Посылочная торговля вид розничной торговли, при которой покупатель может приобрести товар без посещения магазина. В настоящее время этот вид торговли приобретает популярность.
Целесообразность развития посылочной торговли определяется
Развитию посылочной торговли способствует компьютеризация. Открытие виртуальных магазинов посылочной торговли предоставляет пользователям компьютерных сетей возможность заказывать и получать необходимые ресурсы с максимальным комфортом.
Виды магазинов:
1. Универсальный магазин – реализует универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров.
Универсальные магазины реализуют, как правило, все основные группы товаров продовольственных или непродовольственных товаров. При этом универсальные продовольственные магазины могут включать в свой ассортимент некоторые группы непродовольственных товаров, в то время как универсальные непродовольственные магазины (универмаги) могут реализовать и ряд групп продовольственных товаров. Универсальные магазины являются наиболее удобными для покупателей, так как обеспечивают комплексное удовлетворение их спроса. Объединяя разнообразный ассортимент товаров, универсальные магазины обеспечивают достаточно глубокую их специализацию в разрезе отдельных структурных подразделений. Вместе с тем следует учесть, что эти магазины являются наиболее сложными объектами управления, так как требуют высокого профессионализма менеджеров в сфере функционирования всех основных сегментов потребительского рынка.
2. Новый ГОСТ Р 51773-2001 к специализированным магазинам относит магазины с торговой площадью не менее 18 м2 , торгующие одной группой товаров (продовольственных или непродовольственных). Эти магазины могут применять индивидуальное обслуживание через прилавок или самообслуживание, а по непродовольственным товарам дополнительно воспользоваться и торговлей по каталогам или образцам.
Специализированные магазины – магазины, реализующие одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние принято называть узкоспециализированными магазинами. Торговая площадь не менее – 18 м2.
3. Магазины с комбинированным ассортиментом – магазины, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющие какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары, «Товары для детей», «Товары для женщин», «Все для рукоделия») Торговая площадь магазинов данной группы не менее – 650 м2.
4. Магазины со смешанным ассортиментом товаров – магазины, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров, не связанных общностью спроса. Торговая площадь не менее 18 м2.
Вопрос 4
Традиционно каналы распределения – это сеть слабо связанных независимых производителей и посредников. Для повышения эффективности выполнения функций распределения требуется интеграция уровней распределения.
Поэтому кроме традиционных каналов распределения – есть новые формы – вертикальные маркетинговые системы (ВМС), горизонтальные МС, комбинированные МС.
1. Вертикальные маркетинговые системы представляют собой маркетинговые каналы распределения, в которых осуществляются профессиональный менеджмент и централизованная координация деятельности.
Основные типы вертикальных маркетинговых систем представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Классификация вертикальных маркетинговых систем
Корпоративные (фирменные) ВМС включают в себя комплекс последовательных этапов производства и распределения данного предприятия, все уровни канала распределения принадлежат одной корпорации (бензин – заправки).
Договорные ВМС образуются независимыми производителями и предприятиями, занятыми в области распределения, которые объединяют усилия на основе контрактов для достижения большей экономичности и эффективности. В настоящее время это одна из наиболее популярных систем.
Типы договорных ВМС:
- Контрактная сеть, управляемая оптовым предприятием, образуется на основе контрактов с мелкими розничными предприятиями с целью стандартизации и координации закупок.
- Кооперация мелких розничных торговых предприятий, формируется для объединения и концентрации оптовых закупок, продвижения товара и координации политики продвижения.
- Франчайзинг – представляет собой формирование связи между франчайзером и франчайзи (потребителем франчайзинга) на основе контракта. Это позволяет потребителю осуществлять деятельность в определенной области предпринимательства под известным фирменным наименованием в соответствии с определенными правилами.
Типы франчайзинга:
- Франчайзинговая система, организованная производителем, часто используется в автомобильной промышленности, когда изготовитель выдает дилеру лицензию на продажу товара на определенных условиях.
- Франчайзинговая система, организованная производителем, часто используется в производстве безалкогольных напитков, когда предприятие получает лицензию на использование полуфабрикатов (например, концентратов напитков) и их фасовку (розлив в фирменные бутылки), а также занимается продвижением и распределением товара.
- Розничная франчайзинговая система, организованная сервисным предприятием, создается при наличии определенного ноу-хау в области сервиса – рестораны быстрого питания «Макдоналдс», «Икея».
- Сервисная франчайзинговая система отличается тем, что франчайзеры передают лицензии лицам или предприятиям на предоставление услуг под фирменным наименованием; эти услуги должны оказываться по определенным правилам, контролируемым франчайзером.
Таким образом, система франчайзинга во всех случаях представляет собой покупку и использование на определенных условиях (обычно это процент от прибыли) знаний франчайзера, его имиджа, опыта производства продукции или услуг, техники маркетинга на основе выполнения получателем франшизы (права, привилегии использования опыта) определенных стандартов управления. Получатели франшизы чаще всего относятся к сфере малого бизнеса и являются филиалами или дочерними предприятиями крупных организаций.
Основные преимущества франчайзинга – использование известных методов предпринимательства и устоявшегося имиджа, поддержка нового предприятия франчайзером, снижение риска в начале деятельности.
К недостаткам можно отнести зависимость от франчайзера, его непрерывный контроль и опеку, значительные издержки за использование торговой марки (например, фирма «Макдоналдс» требует около 363 тыс. долл. США в качестве затрат на освоение нового производства и комиссионную плату за франшизу). К наиболее крупным пользователям этой формы относятся рестораны, гостиницы, производители безалкогольных напитков, предприятия розничной торговли.
Управляемые ВМС возникают не на основании владения, а чаще всего как результат координации последовательных стадий производства и распределения благодаря размеру и влиянию образующего эту систему предприятия. Ярким примером является фирма «Проктер энд Гэмбл», которая достигает координации с супермаркетами в отношении предложения, продвижения и ценообразования.
2. Горизонтальные МС.
Две или более компании одного уровня объединяют свои усилия в целях освоения новых маркетинговых возможностей, которые могут объединить свои капиталы, производственные мощности и маркетинговые ресурсы (компании «Нестле» и «Кока-кола» - объединили свои усилия для продажи готовых напитков – чай и кофе).
3. Комбинированные маркетинговые системы.
Многоканальная система распределения, имеющая два или более каналов для охвата нескольких сегментов рынка, например компания «Sony».
Производитель – каталоги, телефоны – сегмент рынка 1.
Производитель – розничные торговцы – сегмент рынка 2.
Производитель – дилер – сегмент рынка 3.
Производитель – торговый персонал – сегмент рынка предприятий.