Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:45, курс лекций
№2. Финансовые менеджмент: понятие, сущность, функции
Финансовый менеджмент – это процесс разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов организации. В основе фин менеджмента лежит ряд принципов, основными из которых являются:
1) Интегрированность с общей системой управления предприятием. Финансовый менеджмент непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.
№16. Методы и приемы финансового анализа
Метод анализа – это способ изучения, измерения и обобщения влияния различных факторов на изменение результатов деятельности организации с целью их улучшения.
Методика анализа – это совокупность правил, приемов целесообразного проведения аналитической работы.
При проведении аналитических расчетов финансового характера используется обширная совокупность методов и приемов анализа.
Среди них можно выделить следующие:
1) Горизонтальный (временной) анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
2) Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
3) Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предыдущих периодов и определение тренда т.е основной тенденции динамики показателя очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируется возможность значения показателей в будущем, а следовательно ведется перспективный анализ.
4) Анализ относительных показателей (коэффициентов) т.е расчет отношений данных отчетности определения взаимосвязи показателей.
5) Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям организации дочерних фирм, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей данной организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
6) Факторы анализа – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных (функциональных) или стохастических (традиционных) приемов исследования. Причем факторный анализ моет быть как прямым (собственный анализ) заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельный элементы соединяют в общий результативный показатель.
Широкое применение в финансовом анализе нашли количественные методы финансово – экономического анализа. Они подразделяются на:
Статистические;
Бухгалтерские;
Экономико – математические.
Статические методы финансового анализа:
1) Статистическое наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями.
2) Абсолютные и относительные показатели (проценты, коэффициенты);
3) Расчеты средних величин (среднеарифметические, взвешенные, геометрические).
4) Ряды динамики:
Абсолютный прирост;
Относительный прирост;
Темпы роста;
Темпы прироста.
5) Сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;
6) Сравнение с конкурентами, с нормативами динамики;
7) Индексы – влияние факторов на сравниваемые показатели;
8) Графические методы.
Бухгалтерские методы:
1) Метод двойной записи;
2) Бухгалтерский баланс;
3) Другие бухгалтерские методы.
Экономико – математические методы:
1) Методы элементарной математики;
2) Классические методы математического анализа (дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление);
3) Методы математической статистики (изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей);
4) Эконометрические методы;
5) Методы математического программирования (оптимизация, линейное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование);
6) Методы исследования операции (управление запасами, теория игр, методы экономической кибернетики и т.д.);
7) Эвристические методы – это неформализованные методы на основе интуиции, прошлого опыта экспертных оценок;
8) Методы экономико-математического моделирования и факторного анализа используемые для решения специфических задач финансового анализа.
Процесс проведения анализа можно представить следующим образом:
1) Предварительный этап:
Определение целей и задач анализа, определение объектов, составление плана аналитической работы;
Сбор и подготовка информации необходимой для анализа, проверка ее достоверности, точности и т.д.
Отбор, структурирование и группировка данных;
Разработка системы показателей наиболее полно характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателя.
2) Аналитический этап:
Анализ структуры и динамики изменения показателей;
Сравнение фактических результатов деятельности с запланированными показателями, данными прошлых аналитических периодов с показателями деятельности других организаций и т.д.;
Изучение степени влияния факторов на результаты деятельности организации;
Определение резервов, повышение эффективности деятельности организации.
3) Заключительный этап:
Общая оценка результатов деятельности организации;
Оценка качества работы менеджмента;
Разработка рекомендаций.