Рефераты по литературе

Любовь в жизни героев романа Отцы и дети

16 Января 2013, доклад

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был написан накануне отмены крепостного права и затрагивает ряд политических, общественных и нравственно-духовных проблем, актуальных переломной эпохи середины 19 века. Безусловно, писателем затрагивается в его произведении и тема любви. Типично для художественной литературы обращение писателей к любовной тематике как «спасительной» для главных героев. Такая сюжетная схема представлена у Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании», когда Соня спасает Раскольникова от его разобщенности с окружающими; у М.А. Булгакова в «Мастере и Маргарите», где женщина даже заключает сделку с дьяволом во имя любви к мастеру и ряд других.

Любовь Раневская из комедии «Вишневый сад»: положительный или отрицательный герой?

27 Февраля 2014, реферат

Пьеса «Вишневый сад» написана Антоном Павловичем Чеховым 110 лет тому назад в 1903 году. До сих пор она не потеряла актуальность до сих пор эту пьесу играют в театре как драму, хотя сам автор называл ее комедией.
Любовь Раневская сочетает в себе различные качества: и положительные и отрицательные. В Раневской видна искренность, ум, а также душевная доброта – это с одной стороны. А с другой стороны Раневская эгоистична, безвольна, ленива.
В рассеянности и своеобразной манере выражений видна комичность Раневской. Комичными выглядят и другие персонажи пьесы: и Гаев и Петя Трофимов и Варя. Комичности не видно только в Ане.

Людина в концепції Олександра Довженка та Івана Багряного

04 Апреля 2014, реферат

Світ подарував українській літературі багато надзвичайно талановитих письменників, кожен з яких збагатив нашу літературну скарбницю. Були і новатори, і просто надзвичайно обдаровані письменники. Але мова піде про двох, з одного боку схожих за стилем митців, а з іншого – зовсім різних. Митців, твори яких актуальні і в наш час. Це – Олександр Довженко та Іван Лозов'ягін, якого світ знає, як Івана Багряного.

М. В. Ломоносов. Создатель первого университета

19 Октября 2012, творческая работа

Здесь Ломоносов представлен ни как известный во всем мире ученый, а как лирик и драмотург. Его оды, стихи, поздравление императрицы. Также не много расказано как он добился таких вершин, как он в детстве овладивал грамотой и многое другое...

М. Сервантес «Дон Кихот» как роман – мениппея Хорхе Луис Борхес

11 Ноября 2014, контрольная работа

Выдающийся испанский писатель. Родился в семье бедного дворянина. В молодости, участвуя в морском сражении, потерял руку.
Поселившись в Мадриде, занялся литературным творчеством. Опубликовал роман «Галатея» и около 30 пьес.
Переехал в Севилью, где занимался коммерцией и трижды попадал в тюрьму

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Бэла

26 Сентября 2012, сочинение

В повести «Бэла» Печорин показан среди горцев, людей со своеобразным психологическим складом характера и образом жизни.
Читая первую главу романа, Лермонтов показывает нам драматиче-скую историю любви Печорина к черкешенке и сочувствием ей.

М.А. Булгаков

06 Октября 2013, биография

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в семье преподавателя Киевской Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны, в девичестве Покровской первым ребенком в их браке, заключенном 1 июля 1890г.

М.А. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита»

05 Января 2011, реферат

В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с «Тихим Доном» М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что «Мастера…» перечитывают и юные.

М.В. Ломоносов

07 Сентября 2013, реферат

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урожденной Сивковой) Ломоносовых. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.
Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.

М.Горький. Его вклад в детскую литературу

30 Сентября 2013, реферат

Горький был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета" (в романе "Братья Карамазовы" воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Лирика Твардовского

17 Января 2011, контрольная работа

Михаил Евграфович Салтыков (1826-1889) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. А мать – к не менее древней купеческой фамилии. Детство писателя прошло в имении родителей.

М.Ю. Лермонтов

24 Апреля 2012, реферат

Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным и трагическим строем. В поэтическом мире Лермонтова господствует тот ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (Белинский), который легче почувствовать, чем определить и объяснить

М.Ю. Лермонтов - биография

25 Декабря 2013, биография

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-41), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ.

Мій ідеал викладача XXI століття

12 Апреля 2012, сочинение

Я вибрала епіграфом до мого ессе слова Лева Толстого невипадкого: моє поняття ідеального вчителя цілком співпадає з його думкою. Так, дійсно, досконалим вчителем може бути лише професіонал, викладач, який на сто відсотків відданий своїй справі і небайдужий до своїх учнів.

Майстэрства К.Крапівы ў стварэнні вобразаў у п’есе “Хто смяецца апошнім”

05 Ноября 2014, сочинение

Кандрат Крапіва – гэта выдатны беларускі пісьменнік-сатырык, які меў вялікі талент тонка падмячаць адмоўнае чалавечай асобы. Аўтар заўсёды прытрымліваўся думкі, што “адмоўнае павінна знаходзіцца ў цэнтры ўвагі сатырыка, як ў цэнтры ўвагі хірурга знаходзіцца нарыў на здаровым целе чалавека” . Таму ў сваёй вядомай камедый “Хто смяецца апошні” пісьменнік адлюстраваў сацыяльна-палітычную атмасферу на прыкладзе дзейнасці адной з навукова-даследчых устаноў.
У п’есе”Хто смяецца апошнім” прысутнічаюць адмоўныя і станоўчыя вобразы. Адмоўнымі ў п'есе з'яўляюцца вобразы Аляксандра Пятровіча Гарлахвацкага, Зёлкіна і яго жонкі. Гарлахвацкі - дырэктар інстытута геалогіі.

Малые жанры детского фольклора. Разновидности. Общие особенности. Признаки жанра

07 Апреля 2014, реферат

Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Изучив детские дразнилки, можно более полно понять ребёнка: какие пороки ему более неприятны. Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает

Малые фольклорные жанры

24 Января 2013, реферат

Детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора.
Так, например, В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова». Это мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Другие ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми

Маргарита как идеал женщины Булгакова

03 Июля 2013, реферат

Замысел «Мастера и Маргариты» и начало работы над романом сам Булгаков относил к 1928 году. До нас дошли не все материалы, относящиеся к «Мастеру и Маргарите»: известно, что в 1930 году Булгаков уничтожил две первые редакции своего произведения, об этом он писал в своём знаменитом «письме правительству». О первой редакции известно только, что закончена она весной 1929 года, насчитывала 15 глав и занимала 160 страниц рукописного текста. Автор перебрал несколько названий для своего произведения: «Гастроль Воланда», «Чёрный маг», «Копыто инженера», но ни на одном не остановился.

Марина Иванова Цветаева

26 Декабря 2012, биография

Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925, "Поэма Горы", "Поэма Конца", обе — 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922 — 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.

Марина Ивановна Цветаева

13 Октября 2012, доклад

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Марина Цветаева

26 Декабря 2012, биография

Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925, "Поэма Горы", "Поэма Конца", обе — 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922 — 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.

Мария Цветаева

20 Октября 2014, реферат

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября)[2] 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует памятьапостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы[К 1][3][4]. Например, в стихотворении 1916 года:

Марксистская критика: Г. Плеханов, В. Ленин, В.Воровский, А. Луначарский

14 Июня 2014, реферат

Заботой о массовом читателе проникнуты многие литературно-критические выступления публицистов марксистского толка. Важной приметой марксистской критики явилось представление о родственности художественной и партийно-политической литературы. Задачи художественной словесности виделись марксистам прежде всего как просветительски-пропагандистские. Об этом писал Владимир Ильич Ленин (1870—1924) в известной статье «Партийная организация и партийная литература» (1905): «<...> литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

Масонство и литература

21 Мая 2013, контрольная работа

Ответ на эти интересующие нас вопросы и является целью данной работы. Так, в главе «Появление масонства. Основные принципы» мы рассмотрим историю происхождения Ордена вольных каменщиков, его дальнейшее развитие, наиболее важные принципы его организации, символику. В главе «Масонство в России» рассмотрим развитие Ордена на территории нашей страны, особенности его становления в нашем государстве. Глава «Масонство и литература» является центром данной работы, так как именно в ней мы раскроем связь масонства и литературы, а также проследим влияние данного течения на жизнь и творчество великих русских писателей.
Данная работа интересна и тем, что масонство остается популярным и по сей день, объединяя в свои ряды миллионы людей по всему миру. Как известно, литература является мощнейшим средством воздействия на людей, поэтому связь между популярнейшим течением прошлого и современности и литературой, несомненно, крайне интересно для изучения.

Массовая литература

26 Мая 2012, реферат

Цель работы – проанализировать использование элементов массовой культуры в романном творчестве В.Пелевина.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть эволюцию творчества Пелевина.

2. Проанализировать язык произведения Виктора Пелевина.

3. Определить своеобразие массовой литературы в творчестве Пелевина.

4. Провести анализ произведений Пелевина "Священная книга оборотня" и "Generation "П".

Массовая прозаическая литература

31 Октября 2014, реферат

Произведения эпигонской и массовой литературы выполняют во многом схожую – закрепляющую, шаблонизирующую – функцию; их отличает эстетическая вторичность, невыявленность индивидуально-авторского начала. Поэтика массовой литературы строго регламентирована, представляет собой склад готовых повествовательных блоков и обкатанных стилевых клише. Обладая высокой степенью стандартизации, её жанрово-тематические разновидности покоятся на строго заданных сюжетных схемах и состоят из повторяющихся мотивов, в слегка изменённом виде кочующих из одного произведения в другое.

Мастер и Маргарита

05 Декабря 2012, лекция

«Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, на-верное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общест-венном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоми-нают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тира-ном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – «Мас-тер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывает-ся новыми гранями

Мастер и Маргарита

07 Февраля 2013, реферат

Время же Булгакова было страшным. Тридцатые годы. Годы сталинских репрессий, всеобщего страха, доносов, беззакония, слежки. Всякое инакомыслие подавлялось беспощадно. Человек не смел высказать своё мнение. Миллионы людей томились в лагерях, тюрьмах, психушках. Особенно сложной была жизнь творческой интеллигенции, жизнь писателя, журналиста: ведь на деле не существовало никакой свободы слова, свободы печати, свободы творчества. И надо быть поистине бесстрашным человеком, чтобы поднять эту проблему – проблему творческой свободы художника. Тема творчества, пожалуй, главная в романе «Мастер и Маргарита».

Мастер и Маргарита. Содержание

28 Января 2014, реферат

На закате в Москве, на Патриарших прудах, гуляют поэт Иван По-нырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, и Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа (одной из крупнейших московских литературных организаций). Иван написал поэму об Иисусе Христе. Берлиоз бранит поэта: дескать, Христос получился крайне неприятной личностью, это да. А ведь нужно доказать широкой публике, что Иисуса вообще никогда не существовало!

Мастерство психологического анализа в романе "Война и мир"

19 Марта 2014, реферат

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян. Начинается пора исканий Толстым цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву, затем в Петербург; то решает поступить в Конногвардейский полк... В эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой, педагогикой, философией. В мучительных поисках приходит Толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200 произведений, в том числе роман-эпопею "Война и мир".