Рефераты по философии

Учение Аристотеля о бытии. Теория познания и логика Аристотеля

04 Января 2013, контрольная работа

Аристотель является и основоположником логики. Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.
В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание.

Учение Аристотеля о материи и форме

16 Января 2013, доклад

Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность форма.

Учение Аристотеля о материи и форме

04 Июня 2013, доклад

Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественно-научной картины мира. Она сложилась в результате синтеза следующих отраслей познания: философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика). Ядром первой естественно-научной картины мира стало учение Аристотеля.

Учение Аристотеля о назначении человека и государства

29 Октября 2014, контрольная работа

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов» Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению

Учение Аристотеля о начале бытия и познании

23 Мая 2013, контрольная работа

Более двух тысяч лет прошло со времени рождения Аристотеля; но он все еще живет среди нас своими мыслями, и «сведущим» все еще есть чему у него поучиться. Трудно указать область знания, в которой Аристотель не оставил бы следа, уцелевшего до настоящего времени. Каковы бы ни были наши мнения о его заслугах в области отдельных наук, мы должны признать беспримерной его сильную, более или менее деспотическую власть, продолжающуюся десятки столетий, признанную в Багдаде и в Кордове, в Египте и Британии и оставившую многочисленные следы своего влияния в языке и образе мыслей каждой цивилизованной нации.

Учение Б. Спинозы

18 Марта 2013, контрольная работа

Идеологическим знаменем антифеодальных движений в Голландии, Англии и в других странах было протестантство. На основе кальвинизма сформировался особый тип личности - носитель но вой, протестантской этики, предписывающей личный аскетизм, трудолюбие и деловую честность. Сосредоточившись в городах, труженики-кальвинисты, объединенные религией, общностью интересов и деловыми связями, стремились освободиться от гнета и посягательств на их жизнь и свободу католической церкви и дворянско-монархических государств.

Учение Будды

08 Ноября 2013, реферат

Первая благородная истина — о наличии страданий.
Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев.
Третья благородная истина— о прекращении страданий.
Четвертая благородная истина — о пути к освобождению.

Учение Вернадского о ноосфере

13 Мая 2014, реферат

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945), российский мыслитель, естествоиспытатель, и общественный деятель.Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик АН СССР, первый президент АН Украины. Профессор Московского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества.

Учение Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере

09 Декабря 2014, реферат

Ноосфера – разумная оболочка Земли, царство человеческого разума, и по мнению Вернадского, создание ноосферы требует проявления человечества как единого целого, и это и есть его неизбежная предпосылка.
В сущности, ноосферу можно рассматривать как сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди разумно и целесообразно, со знанием законов природы направляют и контролируют ход природных процессов.

Учение Г.Ф.В. Гегеля об «абсолютном духе»

12 Мая 2014, реферат

Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.

Учение Гегеля о философии

28 Ноября 2012, реферат

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Поэтому к средневековой философии ближе термин «монизм», так как началом всему является Бог.

Учение Декарта о методе научного познания

19 Мая 2013, реферат

Итак, перед нами Декарт. Но беда в том, что он перед нами предстает в очень обманчивой ясности и как бы кристальности. “Это самый таинственный философ Нового времени или даже вообще всей истории философии.” – так писал о Декарте М.К. Мамардашвили. Он тайна при полном свете. Точно так же, как нет в истории философии текстов, написанных более прозрачно, просто и элегантно, так нет и текстов более непонятных, чем декартовские. В них ныряешь, как в прозрачную глубину, а там какие-то темные, непроницаемые глыбы, хотя и имеющие четкие очертания. Сам стиль Декарта несет в себе этот пафос экзистенциальной ясности и одновременно непонятности. С одной стороны, он максимально прост

Учение Демокрита

19 Февраля 2013, доклад

Начала Вселенной – атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении.
Атомы – это некие тела, невидимые из-за малой величины и неделимые из-за твердости.
Следует принимать лишь атомы и пустоту. Количество атомов и пустота – бесконечны.
Атомы можно уподобить поднятым ветром пылинкам, которые заметны в лучах солнца. Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они незаметны из-за слишком малой величины, то кажется, что они и не существуют, точно так же существуют и неделимые тела, мелкие и невидимые из-за слишком малой величины.

Учение Демокрита о случайности

29 Января 2013, реферат

Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

Учение И. Канта о «категорическом императиве»

22 Сентября 2014, реферат

Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Родился, учился и работал в Кенигсберге, где в 1755-1770 годах был доцентом, а в 1770-1796 годах - профессором университета. В 1796 году перестал читать лекции в университете, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти 1804 году. В творчестве Канта выделяют 2 периода: «Докритический» (до 1770) и «критический»
Для докритического периода характерен интерес Канта к естественно-научным и натурфилософским темам. Кант писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясений и т.п. важнейшим трактом этого цикла стала « Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).

Учение И. Канта о государстве и праве. Связь права и этики

12 Декабря 2012, реферат

Кант (Kant), Эммануил (Иммануил), величайший немецкий философ, родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери - уроженец Пруссии.
Высшее образование получил в кенигсбергском университете; в нем же и начал чтение лекций 1755, а 1770 получил кафедру логики и метафизики.

Учение Канта о праве

16 Сентября 2014, реферат

С помощью теоретического разума можно доказать, что Бог, свобода, бессмертие души есть, и что их нет. Когда теоретический разум впадает в агностицизм, тогда на помощь приходят моральное сознание, «практический разум», которые вселяют веру в эти непознаваемые вещи.

Учение Конфуция

18 Июня 2012, реферат

Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» – дао.

Учение Макса Штирнера

05 Декабря 2012, доклад

Макс Шти́рнер (нем. Max Stirner), настоящее имя Иоганн Каспар Шмидт (нем. Johann Caspar Schmidt; 25 октября 1806, Байройт,Германия — 26 июня 1856, Берлин) — немецкий философ, предвосхитивший задолго до их возникновения идеи нигилизма,экзистенциализма, постмодернизма и анархизма, в особенности индивидуалистического анархизма. Основной труд — книга «Единственный и его собственность»

Учение Монтескье о разделении властей

03 Октября 2012, реферат

Шарль –Луи Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье родился 18 января
1689 года в знатной аристократической семье, происходившей из Гаскони.
Фамилию Монтескье , получившую всемирную известность, Шарль-Луи Секонда
принял 1716 году от своего бездетного дяди, который завещал ему все свое
состояние, включающее земли, дома и должность президента Бордосского
парламента, являвшегося в то время судебным учреждением.

Учение о бытии

12 Января 2013, реферат

Бытие - одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется «здесь» и «теперь», наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, становится предметом сомнения и раздумий.

Учение о бытии

30 Января 2015, реферат

Целью данной работы является рассмотрение явления «движения» как способа бытия.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
1. Дать определение понятию «движение»в бытии;
2. Установить проблему источника движения и состояния покоя;
3. Проанализировать соотношение между материей и движением;
4. Выявить основные формы движения, их специфику и взаимосвязь, а так же охарактеризовать социальную форму движения материи;
5. Рассмотреть такие понятия как редукционизм и механицизм;
6. Дать характеристику таким процессам, как прогресс, регресс и круговорот в природе и обществе.

Учение о бытии. Материя и форма. Бог как формально – движуще-целевая причина

14 Мая 2014, контрольная работа

Аристотель - один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы. Родился в 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Учение о государстве

05 Марта 2014, контрольная работа

Целью работы является систематизированное изучение философских взглядов Платона. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:
-Изучить учебную и научную литературу по избранной теме;
- рассмотреть учение об «идеях»;
- описать концепцию знания как анамнезиса или «воспоминания»;
- охарактеризовать платоновскую диалектику;
- рассмотреть учение Платона о государстве.

Учение о государстве у Платона и Аристотеля

21 Марта 2014, контрольная работа

Эта тенденция наметилась ещё начиная с Сократа, и окончательно сформировалась у Платона, которого практически не интересовали «физические» проблемы. Аристотель, хотя и являлся основоположником развития естественнонаучного знания, и вся средневековая естественная наука базировалась на системе Аристотеля, но тем не менее, будучи универсальным философом, он уделял в своей системе место и проблемам человеческого общества. Платон и Аристотель интересны для нас ещё и потому, что они активно полемизировали друг с другом, в том числе и по проблемам государственного устройства.

Учение о познании

07 Июня 2014, лекция

Кого же из небесных богов признаешь ты господствующею причиною, по которой свет делает то, что зрение у нас прекрасно видит, а зримое видится? — Того же, кого и ты, и другие, сказал он: явно, что спрашиваешь о солнце. — Не прирождено ли наше зрение к этому богу? — Как? — Солнце не есть ни зрение само по себе, ни то, в/чем оно находится и что мы называем глазом. — Конечно нет. — Глаз есть только солнце-образнейшее, думаю, из чувственных орудий. — И очень. — Так и сила, которую имеет это орудие, не получается ли как бы хранящаяся в нем, в виде истечения? — Без сомнения. — Следовательно, и солнце, хотя оно не зрение, не есть ли причина зрения, которым само усматривается? — Так, сказал он. — Полагай же, примолвил я, что это-то называется у меня порождением блага, поколику оно родило подобное себе благо (Государство, 508 А — В).

Учение о человеке и культуре в психоанализе

21 Мая 2012, контрольная работа

Философско-психологическое учение, метод исследования и врачевания психики человека, созданные 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX в. и развиваемые его многочисленными последователями.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Фрейда создавался и развивался на протяжении нескольких десятилетий. Развитие психоанализа характеризовалось наличием трех основных этапов:
1) клинического (1896 — 1905), когда психоанализ был преимущественно новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями;
2) психологического (1905 — 1913), когда психоанализ постепенно трансформировался главным образом в психоаналитическое учение о человеке;
3) философского (1913 — 1939), когда психоанализ обрел статус философско-психологического учения о человеке, культуре и обществе.

Учение об атоме и пустоте

18 Ноября 2014, реферат

Нобелевский лауреат, крупнейший физик середины XX в., Р. Фейнман писал: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это - атомная гипотеза. Все тела состоят из атомов - маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения».

Учение об идеях

08 Апреля 2014, реферат

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Учение об идеях Платона

11 Января 2015, контрольная работа

Учение Платона об идеях. Заслугой Платона считается открытие нового яруса бытия – мира сверхчувственной, надфизической реальности, который впервые стал предметом философского анализа. Задачу философии Платон видел в том, чтобы узнать, как человек сам от себя, самостоятельно, может познать Бога. Может ли быть причиной бытия то, что нефизично? Платон убеждает, что любая вещь физического мира имеет свою высшую и последнюю причину, которая имеет метафизическую природу.