Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка
Ответы на 45 вопросов.
12. Эволюционизм.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ -- направление
в культурной антропологии, задающее
теор. модель необратимых культурных
изменений, называемую эволюцией, или
развитием, применение к-рой позволяет
оценить рассматриваемую
Человеч. культура в этих теор. рамках
рассматривается как совокупность процессов
адаптации людей, организованных в об-ва,
к их природному окружению. Интерес к понятию
«адаптация» устойчиво сохраняется на
протяжении всего существования Э. и особенно
отчетливо проявляется в настоящее время
в эколого-антропол., культурно-материалис-тич.
исследованиях.
Интерес к эволюц. идеям в мировой науке
об об-ве и культуре не оставался неизменным.
После широкого их распространения в к.
19—нач. 20 в. это направление представлялось
чуть ли не единств, универсальной теорией
для объяснения социокультурных явлений
и процессов. Однако уже в нач. 20 в. накапливаются
многочисл. факты, не поддающиеся эволюц.
интерпретации. И по мере развития исследований
об-ва и культуры их становилось все больше.
Э. начал утрачивать научный авторитет
и постепенно был вытеснен функционалистскими
идеями.
Интерес к идеям Э. начал возрождаться
в 50-е гг. Все шире распространяются работы,
посвященные установлению аналогий и
связей между биологией и культурной эволюцией.
Этот поворот был обозначен термином
Понятие «эволюция» стало использоваться
в Англии 17 в. для обозначения упорядоченной
последовательности событий, причем такой,
в к-рой выход каким-то образом содержится
внутри нее с самого начала. Такое употребление
понятия отражало превалирующий филос.
взгляд на природу изменения. Начиная
с Аристотеля, в филос. среде была распространена
вера в то, что вещи изменяются в соответствии
с внутр. принципом развития, к-рый считался
воплощенным в «семени» или «герме». Эту
т.зр. разделяли Лейбниц, Кант, Гегель.
Она была ключевой в рац. объяснении динамики
форм жизни, начиная с 18 в. В 19 в. эволюц.
взгляды укоренились в объяснении существования
человеч. об-ва и культуры. Базу социокультурного
классич. Э. заложили такие мыслители,
как Спенсер, Тайлор, Морган. Они определили
и осн. принципы изучения об-ва и культуры.
Во-первых, была обоснована возможность
социальной науки. Основоположники Э.
считали возможным сделать культуру человечества
объектом объяснения в терминах научных
оснований и законов, полагая, что она
порождена естеств. причинами, и ее динамика
закономерна. Это отличало их от предшественников,
считавших историю человечества последовательностью
уникальных событий, не поддающихся объединению
в регулярные последовательности.
Во-вторых, они определили источники данных,
на к-рых до сих пор базируется реконструкция
эволюции: археол. данные, письменные ис-тор.
источники, непосредств. наблюдения «примитивных»
об-в. Правда, подобного рода источники
использовались в то время произвольно,
не в равной мере, не систематически.
В-третьих, к этому времени в исследовании
эволюции об-ва и культуры утвердился
сравнит, метод. К моменту появления антропологии
он уже существовал в биологии и филологии.
И хотя в рамках Э. в этот период он не был
систематич. образом сформулирован, в
исследоват. практике сравнения использовались
постоянно.
Общими исходными допущениями классич.
Э. были следующие: психич. единство человека;
направленность движения человеч. об-ва
и культуры от простого к сложному; закономерность
культурного развития; эволюц. форма культурной
динамики — последоват. усложнение соци-окультурной
жизни, сопровождающееся повышением уровня
ее организации. Детерминанты социокультурной
эволюции делились на два класса. К имманентным
антропол. побудителям эволюции относились
«врожденные идеи», динамич. носителями
к-рых считались индивиды и расы — различия
между ними трактовались в истор., а не
субстанциальном смысле. В качестве внешних
факторов, обусловливающих эволюцию, рассматривались
природные условия, необходимость жизнеобеспечения,
экон., социальные предпосылки, завоевания,
заимствование культурных образов (диффузия).
Механизм, придающий динамике культуры
закономерный характер, определялся как
удержание адаптационно целесообразных
черт культуры из совокупности случайных
вариаций, или естеств. отбор. На этой базе
предпринимались попытки объяснения общего
глобального процесса развития человеческой
культуры.
В культурной антропологии эволюц. идеи
до сих пор составляют самую сильную парадигму
научного изучения культуры. По мере расширения
круга диффузионистских и функционалистских
идей, возникших как противопоставляемые
эволюционным, все более явной становилось
их родство Соответственно возвращение
к осмыслению классич оснований Э в к 50-х
гг и развитие этого направления, особенно
интенсивное в 60-х гг , было впотне логичным.