Культурология, ответы на билеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 45 вопросов.

Вложенные файлы: 45 файлов

1 Предмет культурологии.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

10 Типология цивилизаций.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

11 Культура и цивилизация.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

12 Эволюционизм.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

13 Диффузионизм.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

14 Психологическое направление в изучении культур.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

15 Психоаналистическая теория культуры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

16 Функционализм.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

17 Структурализм.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

18 Постструктурализм.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

19 Модернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2 Этапы становления.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

20 Постмодернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

21 Западничество.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

22 Славянофилы.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

23 Евразийство.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

24 Русский космизм.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

25 Теория культурно-исторических типов.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

26 Теория осевого времени Ясперса.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

27 Антропология Уайта.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

28 Антропология А.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

29 Культурная антропология Херсковица.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3 Междисциплинарные связи культурологии.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

30 понятие мифа и мифологии.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

31 Первобытная культура.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

32 своеобразие культуры Востока.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

33 Культура Древней Греции.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

34 Искусство древнего Рима.doc

— 48.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

35 Культура средневековой Европы.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

36 Европейская культуры возрождения.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

36. Европейская культура  эпохи Возрождения.  Реформация.

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIV в. И  продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая  одну за другой все страны Европы. Возникновение  культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.

В XIV - XV вв. зарождались  раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой  степени способствовали: высокий  уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Складывание новой  культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение” , радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой  перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".  

XIII - XVI столетия были  временем больших перемен в  экономике, политической и культурной  жизни европейских стран. Бурный  рост городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Все перемены в жизни  общества сопровождались широким обновлением  культуры расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Это не означает, что  средневековье отступило перед  новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство - инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (в Германии, Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне. Тем не менее патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое.

Огромную роль в  этом прорыве сыграли Великие географические открытия. В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испанию, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия. 3

Изменилось представление  о форме земли: кругосветное путешествие  португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило  догадку о том, что она имеет  форму шара.

Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует  об отходе от многих важнейших принципов  феодального мировоззрения. Средневековый  аскетизм и презрение ко всему  земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к  человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.

Связь искусства  и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Постижение человеком  мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих  задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования.

Русский философ  Н. Бердяев считал, что в эпоху  Возрождения совершилось небывалое  столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают  события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483- 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин(15091564) , которого прозвали “женевским папой” .

В конечном итоге  Реформация породила новое направление  в христианстве, которое стало  духовной основой западной цивилизации - протестантизм. От католичества отошла часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения.

Протестантизм освободил  людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество.

Кальвин учил, что  знак Божественного благоволения к  человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех  – критерий, позволяющий понять, проклятие или благодарность  лежит на человеке. Трудовая этикареформации  освещала практицизм, предпринимательство, что было наиболее адекватным западному образу жизни. “Результатом реформации… было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли” .

Разными историками вопрос соотношения Возрождения  и Реформации решается по-разному. И  Реформация и Ренессанс поставили  в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Есть и другие различия. Так С. Б. Сказкин полагает, что гуманизм и Возрождение выражают жизнь во всем ее многообразии, ибо классовая основа гуманистической интеллигенции различна. Более того, гуманизм далеко не всегда враждебен церкви (знаменитое Эразмовское: Сократ, молись за нас!) . 8 Реформация же в своей основе – буржуазное явление. Она вызвана появлением и развитием буржуазии, выступающей против феодализма и его освещения церковью. Буржуазия на этом этапе своего развития еще слишком слаба, чтобы самостоятельно выступать или организовывать движение всего “третьего сословия” . Она борется только против специфической формы феодальной эксплуатации, но не против феодальной эксплуатации вообще. Феодально-абсолютическое государство для нее еще не пройденная ступень, а, наоборот, прогрессивная форма политической организации. Пройденной ступенью для нее является лишь феодальная форма религии в виде католической церкви, и лишь против католической религиозности и католической религиозной организации она выступает революционно.

С. М. Стам утверждает противоположность двух идейных  систем с несколько иных позиций. Он не отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит – разума и воли человека (кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем “призвании” ) .

37 Европейская культура Нового времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

38 Место просвещения в Новом времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

39 Европейская культура 19 века.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4 понятия культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

40 Культура Европы ХХ века.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

41 Культура Киевской Руси.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

42 Культура Московского царства.doc

— 51.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

6 функции культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

43 Культура Российской империи.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

44 Культура советского общества.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

45 Культура современной России.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

5 Структура культуры.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

7 Методы культурологии.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

8 Элементы культуры.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

9 Типология культур.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Культурология, ответы на билеты