Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка
Ответы на 45 вопросов.
6. Функции культуры.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ —
совокупность ролей, к-рые выполняет
культура по отношению к сообществу
людей, порождающих и использующих
(практикующих) ее в своих интересах;
совокупность селектированных истор.
опытом наиболее приемлемых по своей
социальной значимости и последствиям
способов (технологий) осуществления коллективной
жизнедеятельности людей. При этом все
Ф.к. социальны, т.е. обеспечивают именно
коллективный характер жизнедеятельности
людей, а также определяют или корректируют
почти все формы индивид. активности человека
в силу его связанности с социальным окружением.
Число такого рода Ф.к. весьма велико, и
они могут быть выстроены в иерархич. структуру
от наиболее общих до сравнительно частных,
обеспечивающих Ф.к. более высокого уровня.
Наиболее общей и универсальной Ф.к. следует
признать обеспечение социальной интеграции
людей: формирование оснований их устойчивого
коллективного существования и деятельности
по совместному удовлетворению интересов
и потребностей, стимулирование повышения
уровня их групповой консолидированности
и эффективности взаимодействия, накопление
социального опыта по гарантированному
социальному воспроизводству их коллективов
как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии
можно отнести Ф.к., обеспечивающие осн.
формы интегрированного существования
сооб-в людей, такие как организация людей
в их совместной жизнедеятельности посредством
их структурной дифференциации на разл.
рода относительно самодостаточные группы:
социально-территориальные соседские
общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные
(производств., военные, учебные и прочие
коллективы, специальности, профессии,
проф. констелляции, классы), социально-бытовые
(семьи, кланы, социальные страты, сословия),
коммуникативные (по диалектам, языкам,
языковым семьям),.религиозно-
Третий уровень — Ф.к., обеспечивающие
осн. средства совместной жизнедеятельности
людей. К ним можно отнести: культуру демогр.
и социального воспроизводства членов
сооб-ва, функционирующую посредством
выработки норм сексуальных отношений,
брачно-семейных и родств. обязательств,
норм соседского общежития, стандартов
физич. развития индивида и охраны его
репродуктивных возможностей, а также
системы форм и средств целенаправленной
межпоколенной трансляции социального
опыта (воспитание, просвещение, образование,
традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки
норм и стандартов социализации и инкультурации
личности, ее социальной и культурной
адекватности об-ву проживания, стимулирования
ее заинтересованности в приемлемых для
об-ва формах социальной самореализации,
в т.ч. в творч. и инновативной деятельности,
в превращении индивида из «продукта и
потребителя» культуры в ее «производителя»;
культуру адаптации сооб-ва к природным
и историч. условиям его обитания, реализуемую
посредством накопления опыта и воплощения
его в нормах, правилах и формах непосредств.
жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении
продовольствием, теплом, жильем, в методах
и традициях охраны здоровья и межличностной
взаимопомощи людей), обеспечении коллективной
безопасности сообщества (оборона) и индивид,
безопасности членов сооб-ва, их имущества
и легитимных прав интересов (правоохранит.
система); культуру развития искусственной
материально-пространств. среды обитания
сооб-ва и обеспечения его членов социальными
благами, выраженную в формировании принципов,
норм, правил и стандартов построения
территориальной инфраструктуры зоны
проживания (населенных пунктов и их внутр.
структуры, транспортных коммуникаций,
размещения наиболее важных производств
и иных функциональных зон и пр.), развития
системы энергообеспечения и производства
средств производства (инструментария),
обеспечения производства и распределения
товаров потребления и услуг и т.п.; культуру
собственности, власти и социальной престижности,
связанную с развитием приемлемых для
сообщ-ва технологий и форм властно-собственнических
претензий и отношений, способах обретения
богатства, формированием иерархии социальных
статусов, порядка статусного роста и
его символич. маркировки (титулатура,
регалии, престижные образцы одежды, украшений,
обстановки быта, стилистики поведения,
этикета и пр.); культуру социального патронажа,
проявляющуюся в традициях оказания материальной
и иной поддержки людям, оказавшимся в
ситуации неконкурентоспособности (по
возрасту, увечью, врожденным физич. недостаткам,
пострадавшим от войны или стихийного
бедствия и т.п.), благотворительности,
милосердия, помощи терпящим бедствие,
идеологии гуманизма и абсолютизации
ценности человеч. жизни, мифологии социальной
справедливости, «уравниловки», патронажа
коллектива над личностью и т.п.; культуру
познания и мировоззрения, накопления
и кумуляции социально значимых знаний,
представлений и опыта: рациональных (наука
и обыденные рац. наблюдения), иррациональных
(религия, мистика, эзотерика, суеверия),
логико-метафизич. (философия, здравый
смысл, народная мудрость), образных (искусство,
метафоричность мышления и суждений, игровые
формы поведения и пр.); культуру коммуницирования
и обмена информацией и социальным опытом
между людьми, реализуемую в виде процессов:
символизации объектов и явлений (формирование
обозначающих понятий, слов, знаков, символов
и пр.), сложение языков обмена информацией
(«естеств.» устных и письм. вербальных,
невербальных языков жестов и телесной
пластики, символич. и церемониальных
действий, искусств, специализир. языков
служебных и технич. символов — математич.,
естественнонауч., компьютерных, топографич.,
чертежных, нотных и пр., разнообразных
систем указат. знаков, звуковых сигналов,
знаков различия, функциональной атрибутики,
языков цифрового, графич. и звукового
кодирования объектов и продуктов и т.п.),
сложение систем фиксации информации
(в графич., звуковой, видовой и иной техн.
форме), ее тиражирования и трансляции
(синхронной и диахронной, непосредств.
и дистантной, механич. и электронными
средствами и т.п.), а также институтов,
занимающихся накоплением, сохранением
и обеспечением доступа к социально значимой
информации (архивы, библиотеки, музеи,
хранилища, информ. банки данных, картотеки
и пр.); культуру физич. и психич. реабилитации
и релаксации человека, включающую принятые
в сооб-ве нормы и формы охраны здоровья
и личной гигиены, традиции кулинарии,
социальные нормы отдыха (системы выходных,
отпусков, освобождения от активной деятельности
по возрасту и состоянию здоровья), традиции
физич. культуры и спорта, оздоровит, и
культурно-просветит. туризма и иных форм
активного отдыха, традиции общенац. и
народных праздников, карнавалов, массовых
гуляний, разнообр. формы развлекат., игрового
и интеллект, досуга, систему институтов
организованного досуга и т.п. Следует
подчеркнуть, что во всех рассматриваемых
случаях Ф.к. речь идет не о практич. технологиях
по достижению утилитарного результата
(созданию продукта потребления), а о социальных
нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность
тех или иных способов осуществления этой
деятельности.
Четвертый и последующие уровни Ф.к. связаны
уже с дифференциацией культуры на специализир.
функциональные сегменты («экон. культура»,
«военная культура», «культура торговли»,
«религ. культура», «пед. культура» и т.п.)
и системы критериев качества осуществления
тех или иных социальных функций («культура
труда и потребления», «культура быта»,
«культура языка», «культура научного
мышления», «культура худож. творчества»
и пр.). В обоих случаях здесь имеется в
виду прежде всего уровень соответствия
применяемых технологий (а отсюда и качеств,
параметры результатов) в той или иной
сфере жизнедеятельности общепринятым
технол. нормам в соответствующей сфере,
к-рые сложились в процессе истор. селекции
такого рода технологий по признакам их
приемлемости и допустимости с т. зр. социальной
цены и долговременных социальных последствий
(критерий утилитарной эффективности
в данном случае менее значим) и закрепились
в ценностных комплексах специфич. свойства,
называемых обычно «проф. культурой» и
«культурой образа жизни».
Т.о., во всем многообразии Ф.к. можно выделить
такие «профильные» направления, как социально-интегративное,
организационно-регулятивно-