Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка
Ответы на 45 вопросов.
16. Функционализм.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ – теоретико-методологический подход (парадигма) в социальных науках, которому соответствует функционалистская модель объяснения (См.: МОДЕЛЬ ОБЪЯСНЕНИЯ). Функциональные объяснения часто относятся к “выживанию” и воспроизводству обществ, культур или социальных институтов. Однако можно найти и другие примеры функциональных объяснений, относящиеся к процессам, которые происходят на микросоциальном и даже индивидуальном уровне. Таковы, в частности, психоаналитические объяснения, опирающиеся на концепцию бессознательных мотивов. Функциональные объяснения в социологии могут рассматриваться как один из типов телеологических объяснений, в которых некие события или действия становятся понятны посредством соотнесения с их последствиями, ожидаемыми в будущем.
В современной социологии под функционализмом обычно (но не обязательно) понимают структурный функционализм, изучающий функциональные возможности социальных структур, и - наоборот - структурную реализацию определенных функций социальной системы.
Исторически исследовательская программа функционализма восходит к органицизму и т. н. “биологической метафоре” общества. Интеллектуальные корни функционализма можно обнаружить во взглядах “отцов-основателей” социологии - Конта (органицизм в трактовке общества), Спенсера (различение структуры и функции; закон прогрессирующей дифференциации; избирательное выживание как механизм отбора), Дюркгейма (проблема социетальной интеграции).
Помимо классического, выделяют другие типы функционализма (М.Абрамсон): (1) - индивидуалистский функционализм, характерный для традиционной культурной антропологии и ориентированный на анализ того, как социальные институты и культуры удовлетворяют потребности индивидуального деятеля (Б.Малиновский); (2) - межличностный (точнее - внутригрупповой) функционализм, также характерный для ранней культурной антропологии (А.Рэдклифф-Браун), стремившейся продемонстрировать функциональность тех обычаев и установлений, которые могли восприниматься как примитивные или пережиточные с некой “евроцентристской” точки зрения (акцент здесь делался на функциональность культурных ресурсов, систем родства и т.п. для выживания и интеграции группы; (3) - наконец, говорят о социетальном функционализме (П.Штомпка), относя к нему и современных классиков структурного функционализма (Т.Парсонс, Р.Мертон), и системных теоретиков.
Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.
Появление функционализма
как способа изучения культур связывают
с работами Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна.
Сильное влияние на становление этого
направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.
Особенностью функционального подхода
является рассмотрение культуры как целостного
образования, состоящего из элементов,
частей. Важнейшая задача — разложение
целого (культуры) на составные части и
выявление зависимостей между ними. Данное
направление в изучении культур в большой
степени ориентировано на раскрытие механизмов
действия и воспроизводства социальных
структур. Каждая "атомарная клеточка"
культуры исследуется не в качестве случайного
или ненужного (вредного, архаичного) образования
(пережитка), а как выполняющая определенную
задачу, функцию в социокультурной общности.
Более того, нередко отдельный элемент
играет не просто присущую ему роль (назначение),
а представляет собой звено, без которого
культура не может существовать в качестве
целостного образования. Для функционалистов
практически не представляют интереса
исторические изменения культур; их волнует,
как действует культура "здесь и сейчас",
какие задачи она решает, как воспроизводится.
В процессе культурологических исследований
понятие "функция" получило два основных
значения. Первое — указание на ту роль,
которую определенный элемент культуры
выполняет по отношению к целому, и второе
— обозначение зависимости между частями,
компонентами культуры.