Культурология, ответы на билеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 45 вопросов.

Вложенные файлы: 45 файлов

1 Предмет культурологии.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

10 Типология цивилизаций.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

11 Культура и цивилизация.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

12 Эволюционизм.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

13 Диффузионизм.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

14 Психологическое направление в изучении культур.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

15 Психоаналистическая теория культуры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

16 Функционализм.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

17 Структурализм.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

18 Постструктурализм.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

19 Модернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2 Этапы становления.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

20 Постмодернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

21 Западничество.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

22 Славянофилы.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

23 Евразийство.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

24 Русский космизм.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

25 Теория культурно-исторических типов.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

26 Теория осевого времени Ясперса.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

27 Антропология Уайта.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

28 Антропология А.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

29 Культурная антропология Херсковица.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3 Междисциплинарные связи культурологии.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

30 понятие мифа и мифологии.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

31 Первобытная культура.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

32 своеобразие культуры Востока.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

33 Культура Древней Греции.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

34 Искусство древнего Рима.doc

— 48.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

35 Культура средневековой Европы.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

36 Европейская культуры возрождения.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

37 Европейская культура Нового времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

38 Место просвещения в Новом времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

39 Европейская культура 19 века.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4 понятия культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

40 Культура Европы ХХ века.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

41 Культура Киевской Руси.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

42 Культура Московского царства.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Культура России. "Московское царство" (1480 - 1703).

Период: 1480г. - 1703г.

XVI и XVII века –  время развития единого русского  государства во главе с Москвой  – "московского царства". После  падения Византии и завоевания  Константинополя турками (1453), Москва берет на себя роль преемника империи, государства-хранителя православия. Иван III после "стояния на Угре" прекращает платить дань Орде, присоединяет непокорные Новгород и Псков, а в 1472 году женится на приехавшей из Рима племяннице последнего императора Византии – Зое(Софии) Палеолог; с этого времени Русь перенимает византийский герб – двуглавого орла, а великий князь московский начинает именовать себя "осподарем", что уже очень близко к титулу царя – "государя". В конце XV – начале XVII века в посланиях инока Филофея была сформулирована идея исключительности Русского государства, связанная с представлением о Москве как "третьем Риме" ("два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не быти…"). Важной частью идеологии "московского царства" стало "Сказание о князьях владимирских", возводящее родословную московских князей к римскому императору Прусу, и содержащее легенду о передаче регалий – знаков высшей власти (в том числе царского венца – "шапки Мономаха") – византийским императором князю Владимиру Мономаху.

    Для духовной жизни этого времени характерно противостояние "нестяжателей" (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев) и "осифлян" (последователей Иосифа Волоцкого). На нескольких церковных соборах обличается "ересь жидовствующих", получившая особенно вескую поддержку в Новгороде (одна из центральных идей еретиков – отрицание троичности божества). Московский кружок еретиков во главе с Федором Курицыным (автором таинственного, до сих пор не разгаданного "Лаодикийского послания") какое-то время пользовался покровительством Ивана III.

    В 1518 году  для перевода и исправления  богослужебных книг в Россию  приехал Максим Грек, афонский  монах с итальянским образованием.

    Важнейшим  событием культуры этого времени  стало приглашение итальянских  мастеров для строительства новой, более пышной резиденции великого князя в Кремле. Первым в череде масштабного строительства, задуманного Иваном III, стала перестройка Успенского собора. Неудачно начатая, она была продолжена болонским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Алевиз (Старый), Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари возводят новые (сохранившиеся до наших дней) стены Кремля, они же строят дворец великого князя, от которого сохранилась знаменитая Грановитая палатаи два нижних этажа Теремного дворца. Затем, для строительства второго по значению кремлевского собора – усыпальницы московских князей – был приглашен венецианский архитектор Алевиз Новый; кремлевская колокольня, похожая на итальянские кампанилы (Иван Великий), была возведена зодчим из рода Бон.

    Работы  архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневекового искусства; фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры, заложенных в постройках времени Ивана III. Однако "прививка ренессанса" не могла инспирировать собственного Возрождения; русское искусство, насытившись формальными новшествами европейцев,– есть основания предполагать, что даже шатровые церкви (догое время бывшие символом русской "самобытности") появились благодаря итальянцам – доказано, что знаменитую церковь Вознесения в Коломенском  строил итальянец  Петрок Малой, присланный папой римским Климентом VII Медичи.

    Центр  XVI столетия занимает противоречивая  эпоха Ивана IV (Грозного), начавшаяся венчанием шестнадцатилетнего Иоанна на царство и победой над Казанским ханством, отмеченной строительством собора Покрова на Рву (позднее получившего народное имя "Храма Василия Блаженного") – красивого и причудливого, состоящего из девяти церквей на едином основании.

    Канонизации  на макарьевских соборах 1547-49 гг. фактически создали новый  пантеон русских святых. В 1551 году  проходит Стоглавый собор, утвердивший  кодекс правил церковной жизни,  касавшиеся, в частности, и иконописания (образцом была объявлена "Троица" Андрея Рублева).

    В 1547 году  членом приближенного к царю  совета - "Избранной рады", и  исповедником Иоанна, попом Сильвестром,  был составлен "Домострой"  – исключительный по своему  значению памятник средневековой культуры.

    В середине XVI века был составлен крупнейший  летописный свод - "Летописец начала  царства".

    Одновременно  при московском дворе возникает  новая школа иконописания, не  боящаяся изображать богословские  понятия в зримых образах; появляются иконы с развитой иконографической программой и сложным сюжетом. В честь взятия Казани была написана икона "Благословенно воинство небесного царя"; одна из наиболее интересных икон этого круга – "Четырехчастная" из кремлевского Благовещенского собора. Некоторые из ее сюжетов находят аналогии в западноевропейской иконографии. Развитие иконографии, усложнение понятийного аппарата искусства, стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей (что можно проследить как в иконах придворного круга, так и в архитектуре, где теперь, вместо одного храма в честь победы строится девять – в честь каждой из побед) – все это указывает на наступление нового периода в истории русской культуры – позднего средневековья.

    Вторая  часть правления Грозного – темная, опричная, разорившая и ослабившая страну, начинается с 1564 года. Царь "отрекается" от престола и возводит на трон крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, в ведение которого передается часть русских земель – Земщина, другую, не меньшую, часть, Иван Грозный забирает в опричнину, и управляет ей из новой резиденции в Александровой слободе. Уезжая из Москвы, он оставляет две грамоты – одна, к народу, уверяет его в любви царя, другая – к митрополиту, обвиняет бояр и духовенство в измене.

    Тогда  же последний из советников  начала царствования Иоанна, князь  А.М. Курбский, бежит в Литву.  Начинается долгая переписка  между царем и мятежным князем, по праву вошедшая в сокровищницу  русской литературы.

    На 1560-е  годы приходится начальный этап развития русского книгопечатания – в 1563 была открыта типография Ивана Федорова.

    Опричное  разорение стало причиной долгого  запустения многих земель. Постепенное  восстановление начинается с  воцарением Федора Иоанновича, при  фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. царя занявшего русский трон и мечтавшего об основании новой династии. "Годуновский" период отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей "итальянизирующие" приемы кремлевских соборов начала века, и созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском дворе.

    Однако  планам о годуновской династии  не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость с Смоленске – она была сдана без боя польским войскам под предводительством "Димитрия" - человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее "междуцарствие" привели к невиданному ранее разорению страны.

    Это время,  однако, стало периодом бурного  развития публицистической литературы (известнейшие авторы того времени  - Иван Хворостинин, Иван Тимофеев, Авраамий Палицын, и др.).

    Смута  заканчивается с избранием и  венчанием на царство Михаила  Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие.

    Для столичной  иконописи времени Михаила Федоровича  характерно дальнейшее развитие  т.н. "строгановской школы", берущей  начало в годуновских придворных  мастерских – изящная, тонкая живопись, внимательная отделка деталей делают ее одной из жемчужин поздней русской иконописи. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей "годуновские" традиции и ориентированной на сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века.

    С середины 1630-х годов в архитектуре складывается  направление, получившее название "узорочья" (что отражает наполненность  храмовых фасадов разнообразной  мелкой кирпичной и изразцовой декорацией) - его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер, построивший церковь Екатерины в Кремле). К 1635-36 гг. относится строительство Теремного дворца в Кремлена основании старого дворца Ивана III. Одним из важнейших образцов для многочисленных "узорочных" церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.

    В XVII веке  было построено больше церквей,  чем за всю предыдущую историю  русской архитектуры. Возникает  феномен провинциального зодчества,  по-своему с запозданием интерпретирующего столичные моды.

    Своеобразное  направление зодчества XVII века  сложилось в Ярославле, где  распространились большие богато  украшенные и расписанные храмы,  заказчиками которых, как правило,  были купцы, торговавшие по  Волге. Типология ярославских,  видимо, была определена первой каменной посадской церковью Николы Надеина. Затем по соседству возникают церковь Рождества на Волге, роскошный, окруженный многочисленными пристройками, храм Ильи Пророка. Вторая половина XVII века представлена в Ярославле двумя крупнейшими архитектурно-живописными ансамблями – в Коровниках и Толчкове.

    XVII век  представляет совершенно новый  этап развития русской литературы, это время возникновения литературы  в современном смысле этого  слова. Появились первые записи  былин, исторических песен. Появляются повести светского содержания (в чем-то аналогичные новеллам европейского Возрождения) – "Повесть о горе-злосчастии", "Повесть об Улиании Осорьиной", "Повесть о Ерше-Ершовиче".

    Середина XVII столетия отмечена сложнейшей  коллизией русской церковной и политической истории – расколом и деятельностью патриарха Никона, пафос которой заключался, с одной стороны, в возвышении церковной власти над светской, а с другой – в исправлении обрядов православной церкви по образцу греческих (что и привело к расколу). При молодом Алексее Михайловиче (как и при юном Иване IV в прошлом веке) образуется кружок близких советников – "ревнителей благочестия", чья деятельность сосредоточивается на обсуждении проблем "исправления" обрядов и церковных книг. Затем кружок распадется, и часть из его членов станет вождями раскола (как протопоп Аввакум, автор "Исповеди" – одного из интереснейших произведений древнерусской литературы), а патриарх Никон, продолжая "исправление" обрядов и книг, после конфликта с царем удалится с патриаршества и впоследствии будет осужден вселенским собором патриархов в 1666.

    С деятельностью  Никона связаны исключительные  по своеобразию архитектурные  замыслы – строительство Иверского  Валдайского и Воскресенского  Новоиерусалимского монастырей (в "Новом Иерусалиме" была воспроизведена главная святыня христианства – храм Воскресения и Гроба Господня, а также часть иерусалимской топографии – например, под Моск2?ой появилась река Иордань, и др.). Подражая патриарху, в Ростове митрополит Иона также развернул обширную строительную программу.Если при Михаиле Федоровиче наблюдалась определенная замкнутость по отношению к западновропейским влияниям (что однако не мешало активному использованию иностранных мастеров). Настороженное отношение к католическим странам, обострившееся из-за Смуты, предопределило ориентацию на сотрудничество с североевропейскими странами (Англией, Голландией и др.), характерное для всего XVII века, а также и для петровского времени.

    С середины XVII века влияния барочной культуры Западной Европы (которая была уже культурой Нового времени) становятся все более очевидными.

    С присоединением  Украины (1654) и части белорусских  земель становятся более активными  культурные связи с этими землями,  испытавшими сильное влияние католической барочной культуры. Белорусские мастера были авторами резных иконостасов и изразцового декора второй половины века.

    Во фресковой  росписи храмовых интерьеров, которая  в XVII веке сочетается с темперной  прорисовкой, активно используются барочные композиционные схемы, заимствуемые из европейских гравюр (особенно популярна была "Библия Пискатора")

6 функции культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

43 Культура Российской империи.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

44 Культура советского общества.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

45 Культура современной России.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

5 Структура культуры.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

7 Методы культурологии.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

8 Элементы культуры.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

9 Типология культур.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Культурология, ответы на билеты