Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка
Ответы на 45 вопросов.
32. Своеобразие культуры Древнего Востока (на примере Древнего Египта).
К. А. Витфогель охарактеризовал "восточное общество" как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Ханьский Китай (со II в. до н. э.) уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ века. Ф. Тёкеи, а за ним и Ж. Шено считали, что "нетипичную" линию исторического развития образует уже культура Древней Греции, а следовательно, и европейская культура. В то время как остальной мир, в том числе и восточные культуры, цивилизации, следовал естественным путем. Сходные тезисы отстаивали Е. С. Варга и Л. А. Седов.
Для того, чтобы обосновать правильность существования "азиатского способа производства", а значит и особого "азиатского", "восточного" типа культуры, необходимо было обосновать четыре параметра: особый, азиатский, уровень развития производительных сил; особую систему отношений собственности; особые методы присвоения эксплуататорами прибавочного продукта; нерабовладельческую, но, в то же время, и не феодальную классовую структуру.
В целом, выделить эти параметры не удалось.
Таким образом, говорить об особом "азиатском" типе культуры Востока не приходится, но можно и нужно говорить о своеобразии культуры Востока. Ведь один и тот же базис "может обнаружить в своём проявлении бесконечные вариации и градации".
Ю. В. Качановский
выделил пять основных черт, в которых
проявляется своеобразие
1. более сильная тенденция сохранения общинных структур;
2. важная экономическая роль государства;
3. установление верховной собственности на землю;
4. тенденция развития
феодализма без крупного
5. централизованная, деспотичная власть.
В качестве характерных
черт "азиатского" общества и его
культуры можно назвать: для характеристики
производительных сил - уровень, обусловленный
их искусственным невозрастанием; в качестве
особой системы отношений собственности
- система государственно-
Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока: ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) ираспространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч., в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.
Культура Древнего Египта
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тис до н э в Юго- Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 гг. до н.э.) , второй - Среднее Царство (2050 - 1700 гг. до н.э.) , третий - Новое Царство (1580 - 1070 гг. до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно- холодным, неземным, как за поставой (физически) , так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов) . Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.
Очень интересны росписи гробниц у Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в УІІ в до н э в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.
Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.
Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.