Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка
Ответы на 45 вопросов.
25. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
Идеи Данилевского
(1822-1885),высказанные им в работе «Россия
и Европа», следует рассматривать
в контексте натуральной
Питирим Сорокин проанализировал теорию Данилевского в своей статье «Макросоциологическая теория цивилизации». Методологической основой теории Данилевского является органическая теория, из которой и выходят «культурно-исторические типы». Теория Данилевского - первая антиэволюционистская модель в истории социологии.
Органическое объяснение
природы и общества в их специфике
и целостности – «сквозная» концепция
в истории русской социологии
и философии. Она существует в
различных вариантах, и, следовательно,
приводила к несовпадающим
Органическая теория Данилевского содержит в себе определенные элементы провиденциализма и философского идеализма, т. к. обращаясь к историческому будущему, оценивая его с точки зрения общего идеала, он вкладывал в него духовный потенциал, логически не выводимый из теории органицизма.
Биография творца нередко отражается и на формировании его идей и взглядов. Данилевский не стал исключением. Он увлекался естественными науками и позитивистской теорией, учась в университете, в 40 –е годы интересовался утопическим социализмом Шарля Фурье, участвовал в деятельности революционного кружка петрашевцев, потом был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, сослан. Занимался научной работой с академиком Бэром, ездил в частные экспедиции по стране. Состоял на государственной службе. В 60-е годы увлекся славянофильством и написал социально-философскую и культурологическую работу. Этот конгломерат жизненных событий определил во многом противоположность его взглядов.
Работа Данилевского
«Россия и Европа» необычайно содержательна
как по фактическому материалу, так и по
идейному содержанию.
Главная тема книги
– судьба России, условия культурно-
исторического развития русского народа
и славян, раскрытые через призму
идей славянофильства.
Многие современники
Данилевского имели прозападную ориентацию,
порой доходящую до русофобии. Естественно,
в этих кругах книга Данилевского была
встречена в штыки. Против нее объединились
все западники – от крайне правого «Русского
вестника», до демократического народнического
«Русского богатства» Михайловского.
Отрицательно отнеслись и представители
социологической науки – Кареев, Ковалевский.
Соловьев называл его труд «литературным
курьезом», не заслуживающим серьезного
обсуждения. Либеральный «Вестник Европы»
обвинял Данилевского в отсутствии нравственного
отношения к другим народам и человечеству
вообще.
Работа Данилевского
также затрагивает
История России рассматривается
Данилевским в неразрывной
Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России». Ссылаясь на исторический опыт, он предостерегал от политической и культурной экспансии с Запада. По Данилевскому, политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России. Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств.
Служение своему народу и защита его национальных интересов всегда признавалось нормой, если решение собственных национальных проблем согласуется с уважением прав представителей других национальностей.
Данилевский был приверженцем органистической теории с ее ориентацией на натуралистические методы исследования. Он начал развивать идею о подчинении исторического бытия тем же законам, каким подчиняется природа. Он рассчитывал заменить «искусственные системы», господствующие в исторической науке на естественные, обращая внимание на разнообразие исторической жизни. Естественная модель позволяет объяснить исторический процесс максимально объективно (совокупность разнообразия индивидуальных форм жизни народов и т. д.). Данилевский исходил из теории множественности и разнокачественности человеческих культур.
Вопросы разнообразия
человеческого бытия, которых касался
Данилевский, в XIX веке оказались на
периферии социально-
По мнению Данилевского, в истории не было ни одного единовременного общечеловеческого события, поэтому деление на древнюю, среднюю и новую историю слишком условно.
Данилевский выделил
следующие культурно-
Среди этих типов Данилевский различал уединенные и преемственные. Он считал, что ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно. По теории Данилевского, на долю народа выпадает 3 роли:
1) Положительная
деятельность культурно-
2) Разрушительная деятельность, придающих смерти одряхлевшие цивилизации
3) Служение чужим
целям в качестве «
Данилевский выделил
общие черты, принадлежащие культурно-
1) Всякое племя
или семейство народов,
2) Дабы цивилизация
могла зародиться и
3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя.
4) Цивилизация достигает
расцвета только при
5) Период роста
может быть сколь угодно
Выделил три основных
формы взаимодействия цивилизаций:
1) Пересадка (колонизация)
– политическая или
2) Прививка (ассимиляция)
– форма воздействия одного
народа на другой, которая без
учета культурной особенности
создает условия для
3) Удобрение –
плодотворное воздействие
Данилевский делает
вывод, что цивилизация тем
Закон культурно- исторического типа гласит – период цивилизации каждого типа короток и вторично не наступает. Он оканчивается, когда народы, составляющие тип, выработали свою творческую энергию.
Прогресс, по Данилевскому, неоднозначен и не может быть одним для всех. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться, что достигла той или иной точки развития в сравнении с другими.
Данилевский также
затронул проблему отношения национального
и общечеловеческого. Считал, что
цивилизационный процесс есть освобождение
от «тесного» национального и
постепенный переход к «