Культурология, ответы на билеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 45 вопросов.

Вложенные файлы: 45 файлов

1 Предмет культурологии.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

10 Типология цивилизаций.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

11 Культура и цивилизация.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

12 Эволюционизм.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

13 Диффузионизм.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

14 Психологическое направление в изучении культур.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

15 Психоаналистическая теория культуры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

16 Функционализм.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

17 Структурализм.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

18 Постструктурализм.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

19 Модернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2 Этапы становления.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

20 Постмодернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

21 Западничество.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

22 Славянофилы.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

23 Евразийство.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

24 Русский космизм.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

25 Теория культурно-исторических типов.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

25. Теория культурно-исторических  типов Н.Я.Данилевского.

Идеи Данилевского (1822-1885),высказанные им в работе «Россия  и Европа», следует рассматривать  в контексте натуральной методологии. Это произведение по своему жанру  ближе к традициям отечественной  социальной философии, нежели собственно социологии, которая в тот период еще только проходила сложный процесс научной институционализации. На его примере видно, как социальная философия постепенно превращалась в социологию.

Питирим Сорокин  проанализировал теорию Данилевского в своей статье «Макросоциологическая теория цивилизации». Методологической основой теории Данилевского является органическая теория, из которой и выходят «культурно-исторические типы». Теория Данилевского - первая антиэволюционистская модель в истории социологии.

Органическое объяснение природы и общества в их специфике  и целостности – «сквозная» концепция  в истории русской социологии и философии. Она существует в  различных вариантах, и, следовательно, приводила к несовпадающим выводам. Поэтому принципы «органицизма» в истории русской общественной мысли играли роль определенных методологической установки, способа осмысления, приемов исследования. Так, например, органистическая теория была методологической основой мыслительных построений славянофилов.

Органическая теория Данилевского содержит в себе определенные элементы провиденциализма и философского идеализма, т. к. обращаясь к историческому  будущему, оценивая его с точки  зрения общего идеала, он вкладывал  в него духовный потенциал, логически не выводимый из теории органицизма.

Биография творца нередко  отражается и на формировании его  идей и взглядов. Данилевский не стал исключением. Он увлекался естественными  науками и позитивистской теорией, учась в университете, в 40 –е годы интересовался утопическим социализмом Шарля Фурье, участвовал в деятельности революционного кружка петрашевцев, потом был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, сослан. Занимался научной работой с академиком Бэром, ездил в частные экспедиции по стране. Состоял на государственной службе. В 60-е годы увлекся славянофильством и написал социально-философскую и культурологическую работу. Этот конгломерат жизненных событий определил во многом противоположность его взглядов.

Работа Данилевского «Россия и Европа» необычайно содержательна как по фактическому материалу, так и по идейному содержанию.  

Главная тема книги  – судьба России, условия культурно- исторического развития русского народа и славян, раскрытые через призму идей славянофильства.  

Многие современники Данилевского имели прозападную ориентацию, порой доходящую до русофобии. Естественно, в этих кругах книга Данилевского была встречена в штыки. Против нее объединились все западники – от крайне правого «Русского вестника», до демократического народнического «Русского богатства» Михайловского. Отрицательно отнеслись и представители социологической науки – Кареев, Ковалевский. Соловьев называл его труд «литературным курьезом», не заслуживающим серьезного обсуждения. Либеральный «Вестник Европы» обвинял Данилевского в отсутствии нравственного отношения к другим народам и человечеству вообще.  

Работа Данилевского также затрагивает геополитическую  сферу.  

История России рассматривается  Данилевским в неразрывной связи  со странами Европы. Он считает, что  любые социальные преобразования будут безуспешными, более того – разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам. Историческая ретроспектива отношений Европы и России позволила ему выявить основные тенденции политики, выявить ее геополитические закономерности.  

Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России». Ссылаясь на исторический опыт, он предостерегал  от политической и культурной экспансии  с Запада. По Данилевскому, политическое равновесие выгодно европейским  государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России. Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств.

Служение своему народу и защита его национальных интересов всегда признавалось нормой, если решение собственных национальных проблем согласуется с уважением прав представителей других национальностей.

Данилевский был  приверженцем органистической теории с ее ориентацией на натуралистические  методы исследования. Он начал развивать  идею о подчинении исторического  бытия тем же законам, каким подчиняется  природа. Он рассчитывал заменить «искусственные системы», господствующие в исторической науке на естественные, обращая внимание на разнообразие исторической жизни. Естественная модель позволяет объяснить исторический процесс максимально объективно (совокупность разнообразия индивидуальных форм жизни народов и т. д.). Данилевский исходил из теории множественности и разнокачественности человеческих культур.

Вопросы разнообразия человеческого бытия, которых касался  Данилевский, в XIX веке оказались на периферии социально-философской  науки.

По мнению Данилевского, в истории не было ни одного единовременного общечеловеческого события, поэтому деление на древнюю, среднюю и новую историю слишком условно.

Данилевский выделил  следующие культурно-исторические типы (самобытные цивилизации): 1) Египетский; 2) Китайский; 3) Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский; 4) Индийский; 5) Иранский; 6) Еврейский; 7) Греческий; 8) Римский; 9) Аравийский; 10) Германо-романский, европейский. К ним можно добавить два американских (мексиканский и перуанский), погибших насильственной смертью.

Среди этих типов  Данилевский различал уединенные и  преемственные. Он считал, что ни один из этих типов не может прогрессировать  бесконечно. По теории Данилевского, на долю народа выпадает 3 роли:

1) Положительная  деятельность культурно-исторического типа

2) Разрушительная  деятельность, придающих смерти  одряхлевшие цивилизации 

3) Служение чужим  целям в качестве «этнографического  материала» 

Данилевский выделил  общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:

1) Всякое племя  или семейство народов, характеризующееся  отдельным языком, составляет самобытный  культурно-исторический тип, если  оно вообще по своим духовным  задаткам способно к историческому  развитию и уже вышло из  младенчества.

2) Дабы цивилизация  могла зародиться и развиваться,  необходимо, чтобы народы, принадлежащие  к тому или иному культурно-историческому  типу, пользовались политической  независимостью.

3) Начала цивилизаций  одного типа не передается  народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя.

4) Цивилизация достигает  расцвета только при разнообразии  этнографических элементов. 

5) Период роста  может быть сколь угодно продолжителен,  тогда как период расцвета  относительно короток и, по  аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу».

Выделил три основных формы взаимодействия цивилизаций:  

1) Пересадка (колонизация)  – политическая или религиозная  экспансия развитых государств. Предлагает повсеместное распространение  единственной формы цивилизации любыми средствами и методами.

2) Прививка (ассимиляция)  – форма воздействия одного  народа на другой, которая без  учета культурной особенности  создает условия для использования  народа.

3) Удобрение –  плодотворное воздействие развитой  цивилизации на только еще складывающийся народ.

Данилевский делает вывод, что цивилизация тем разнообразнее  и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование типа.

Закон культурно- исторического  типа гласит – период цивилизации  каждого типа короток и вторично не наступает. Он оканчивается, когда народы, составляющие тип, выработали свою творческую энергию.

Прогресс, по Данилевскому, неоднозначен и не может быть одним  для всех. Поэтому ни одна цивилизация  не может гордиться, что достигла той или иной точки развития в сравнении с другими.

Данилевский также  затронул проблему отношения национального  и общечеловеческого. Считал, что  цивилизационный процесс есть освобождение от «тесного» национального и  постепенный переход к «просторному»  общечеловеческому. По его мнению, человеческое и национальное соотносятся между собой как родовое и видовое. Для Данилевского общечеловеческая цивилизация означала некий стандарт, соответствующий нормам европейской культуры. И поэтому для Данилевского не существовало и не могло существовать общечеловеческой цивилизации.

26 Теория осевого времени Ясперса.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

27 Антропология Уайта.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

28 Антропология А.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

29 Культурная антропология Херсковица.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3 Междисциплинарные связи культурологии.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

30 понятие мифа и мифологии.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

31 Первобытная культура.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

32 своеобразие культуры Востока.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

33 Культура Древней Греции.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

34 Искусство древнего Рима.doc

— 48.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

35 Культура средневековой Европы.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

36 Европейская культуры возрождения.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

37 Европейская культура Нового времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

38 Место просвещения в Новом времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

39 Европейская культура 19 века.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4 понятия культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

40 Культура Европы ХХ века.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

41 Культура Киевской Руси.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

42 Культура Московского царства.doc

— 51.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

6 функции культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

43 Культура Российской империи.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

44 Культура советского общества.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

45 Культура современной России.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

5 Структура культуры.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

7 Методы культурологии.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

8 Элементы культуры.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

9 Типология культур.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Культурология, ответы на билеты