Культурология, ответы на билеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 45 вопросов.

Вложенные файлы: 45 файлов

1 Предмет культурологии.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

10 Типология цивилизаций.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

11 Культура и цивилизация.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

12 Эволюционизм.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

13 Диффузионизм.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

14 Психологическое направление в изучении культур.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

15 Психоаналистическая теория культуры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

16 Функционализм.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

17 Структурализм.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

18 Постструктурализм.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

19 Модернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2 Этапы становления.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

20 Постмодернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

21 Западничество.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

22 Славянофилы.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

22. Культурологические  теории в России: славянофилы.

Славянофилы, представители  одного из направлений русской общественой  и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие  с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России славянофилы видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое славянофилы представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особенности самобытного развития славянофилы усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (славянофилы, т. е. славянолюбы), данного им западниками. Для мировоззрения славянофилов характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство славянофилов по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.

Идеология славянофилов отражала противоречия русской действительности, процессы разложения и кризиса крепостничества  и развития капиталистических отношений  в России. Взгляды славянофилов сложились  в острых идейных спорах, вызванных «Философическим письмом» П. Я. Чаадаева. Средоточием славянофилов в 40-е гг. была Москва, литературные салоны А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь славянофилы общались и вели споры с западниками. Многие произведения славянофилов подвергались цензурным притеснениям, некоторые из славянофилов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Постоянного печатного органа славянофилы долгое время не имели, главным образом из-за цензурных препон. Печатались преимущественно в «Москвитянине»; издали несколько сборников статей «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847 и 1852). После некоторого смягчения цензурного гнёта славянофилы в конце 50-х гг. издавали журналы «Русская беседа» (1856—60), «Сельское благоустройство» (1858—59) и газеты «Молва» (1857) и «Парус» (1859).

В 40—50-х гг. по важнейшему вопросу о пути исторического развития России славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм и приёмов западно-европейской политической жизни и порядков. В борьбе славянофилов против европеизации проявлялся их консерватизм. В то же время, представляя интересы значительной части дворян-землевладельцев, испытывавшей растущее воздействие развивавшихся капиталистических отношений, они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Самарин, Кошелев и Черкасский были среди деятелей подготовки и проведения Крестьянской реформы 1861. Славянофилы придавали большое значение общественному мнению, под которым понимали мнение просвещённых либерально-буржуазных, имущих слоев, отстаивали идею созыва Земского собора (Думы) из выборных представителей всех общественных слоев, но возражали против конституции и какого-либо формального ограничения самодержавия. Славянофилы добивались устранения цензурного гнёта, установления гласного суда с участием в нём выборных представителей населения; отмены телесных наказаний и смертной казни.

Философские воззрения  славянофилов разрабатывались главным  образом Хомяковым, И. В. Киреевским, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское  учение. Генетически философская  концепция славянофилов восходит к  восточной патристике, в то же время во многом связана с «философией откровения» Ф. Шеллинга, западноевропейским иррационализмом и романтизмом 1-й половины 19 в., отчасти воззрениями Г. Гегеля. Односторонней аналитической рассудочности, рационализму как и сенсуализму, которые, по мнению славянофилов, привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставили понятия «водящего разума» и «живознания» (Хомяков). Славянофилы утверждали, что полная и высшая истина даётся не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т. е. духу в его живой цельности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим, по мнению славянофилов, от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника — восточной церкви (Хомяков), обусловливает, по их мнению, особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее, согласно славянофилам, жизнь восточной церкви, усматривалось ими и в русской общине. Русское общинное крестьянское землевладение, считали славянофилы, внесёт в науку политической экономии «новое оригинальное экономическое воззрение» (И. С. Аксаков). Православие и община в концепции славянофилов — глубинные основы русской души. В целом философская концепция славянофилов противостояла идеям материализма.

Историческим воззрениям славянофилов была присуща в духе романтической историографии идеализация старой, допетровской Руси, которую славянофилы представляли себе гармоническим обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». По мнению славянофилов, со времён Петра I, произвольно нарушившего органичное развитие России, государство встало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, славянофилы приписывали по сути дела внеисторический характер русскому «народному духу».

Славянофилы призывали  интеллигенцию к сближению с  народом, к изучению его жизни  и быта, культуры и языка. Они положили начало изучению истории крестьянства в России и много сделали для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (собрание народных песен П. В. Киреевского, словарь живого великорусского языка Даля и пр.). Существенный вклад внесли славянофилы в развитие славяноведения в России, в развитие, укрепление и оживление литературных и научных связей русской общественности и зарубежных славян; им принадлежала главная роль в создании и деятельности Славянских комитетов в России в 1858—78.

Эстетические и  литературно-критические взгляды славянофилов наиболее полно выражены в статьях Хомякова, К. С. Аксакова, Самарина. Критикуя суждения В. Г. Белинского и «натуральную школу» в русской художественной литературе (статья Самарина «О мнениях «Современника», исторических и литературных», 1847), славянофилы в то же время выступали против «чистого искусства» и обосновывали необходимость собственного пути развития для русской литературы, искусства и науки (статьи Хомякова «О возможности русской художественной школы», 1847; К. С. Аксакова «О русском воззрении», 1856; Самарина «Два слова о народности в науке», 1856; А. Н. Попова «О современном направлении искусств пластических», 1846). Художественное творчество, по их мнению, должно было отражать определённые стороны действительности, которые отвечали их теоретическим установкам, — общинность, патриархальную упорядоченность народный быта, «смирение» и религиозность русского человека. Художественно-литературные произведения славянофилов — стихотворения, поэмы и драматические сочинения Хомякова, К. С. и И. С. Аксаковых, повести Н. Кохановской — публицистичны, проникнуты живым интересом к этическим проблемам. Некоторые стихотворения Хомякова («России», 1854), К. С. Аксакова («Возврат», 1845; «Петру», 1845; «Свободное слово», 1853), поэма И. С. Аксакова «Бродяга» (1848), исполненные критического отношения к крепостнической действительности, резкого обличения неправедного суда, взяточничества, оторванности дворянской интеллигенции от жизни народа, имели большой общественный резонанс. Недопущенные царской цензурой к печати такие произведения распространялись в списках, многие были напечатаны в изданиях Вольной русской типографии А. И. Герцена, как произведения русской «потаённой литературы».

23 Евразийство.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

24 Русский космизм.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

25 Теория культурно-исторических типов.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

26 Теория осевого времени Ясперса.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

27 Антропология Уайта.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

28 Антропология А.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

29 Культурная антропология Херсковица.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3 Междисциплинарные связи культурологии.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

30 понятие мифа и мифологии.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

31 Первобытная культура.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

32 своеобразие культуры Востока.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

33 Культура Древней Греции.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

34 Искусство древнего Рима.doc

— 48.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

35 Культура средневековой Европы.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

36 Европейская культуры возрождения.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

37 Европейская культура Нового времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

38 Место просвещения в Новом времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

39 Европейская культура 19 века.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4 понятия культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

40 Культура Европы ХХ века.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

41 Культура Киевской Руси.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

42 Культура Московского царства.doc

— 51.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

6 функции культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

43 Культура Российской империи.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

44 Культура советского общества.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

45 Культура современной России.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

5 Структура культуры.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

7 Методы культурологии.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

8 Элементы культуры.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

9 Типология культур.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Культурология, ответы на билеты